RU  UA  EN

пятница, 29 марта
  • НБУ:USD 38.80
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  38.80
Бизнес

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Кто стоит в тени украинских лотерей

Государство, похоже, сознательно отказывается делать прозрачным единственный легальный бизнес, связанный с игрой на деньги

Государство, похоже, сознательно отказывается делать прозрачным единственный легальный бизнес, связанный с игрой на деньги

Ситуацию в лотерейной индустрии в Украине лучше всего может охарактеризовать следующее сравнение: вы ехали отдохнуть на берег прозрачного озера, а попали на грязное болото. Так происходит потому, что государство не спешит вводить на рынке прозрачные правила игры - лицензировать операторов, улучшать налоговые условия. В результате расцветает теневой азартный бизнес. Все это приводит к недополучению средств госбюджетом и разгулу преступности.

В любой по-настоящему демократической стране любой политик или орган госвласти, любая компания стараются быть максимально открытыми перед обществом, прекрасно понимая, что именно этим они привлекают людей для поддержки собственной деятельности. Кроме того, прозрачность неразрывно связана с возможностью контроля, что в условиях декларируемой борьбы с коррупцией имеет не последнее значение.

Прозрачность и рынок лотерей

Если говорить о бизнесе, то особенно важна прозрачность в тех сферах, которые традиционно несколько более скрыты от общества. В частности, речь идет о такой непростой деятельности, как организация игры на деньги. На рынке лотерей прозрачность эксперты считают основополагающим принципом его цивилизованной работы. По словам международного эксперта лотерейного рынка Сергея Коровина, в цивилизованных странах это достигается путем диалога государственных органов и операторов лотерей. В результате государством совместно с индустрией вырабатываются необходимые правила работы рынка, налоговый режим, другие условия, учитывающие интересы общества и отдельных игроков.

Но в нашей стране с прозрачностью в сфере лотерейного рынка сегодня сложилась просто-таки парадоксальная ситуация: имея все возможности и рычаги для ее обеспечения, государство по непонятным причинам не хочет этого делать.

Напомним, еще в 2009 году, обнаружив, что бесконтрольное распространение игорного бизнеса стало значительной угрозой для психического здоровья общества и причиной серьезного ухудшения криминогенной обстановки, государство его полностью запретило. Это был ожидаемый шаг, как вполне очевидно было и то, что чиновники прислушались к мнению экспертов и оставили-таки легальную отдушину для возможности украинцам выплеснуть потребность в азарте – игру в лотереи.

Согласно закону, лотерейный бизнес в Украине не относится к азартным играм. Да и специалисты утверждают, что, имея ряд общих признаков (прежде всего, как и азартные игры, лотерея - это все же игра на деньги), эти сферы, тем не менее, имеют принципиальные и кардинальные различия. В отличие от азартных игр лотереи не вызывают зависимости. Кроме того, их деятельность (в случае адекватного подхода государственных органов) гораздо легче проконтролировать. И, наконец, если брать общегосударственный контекст, обеспечивая с одной стороны каждому гражданину выигрыш денег, лотереи, по большому счету, - это дополнительный способ для государства аккумулировать средства в бюджет страны.

Итак, оставив для украинцев лотереи как легальный способ игры на деньги, следующим логичным шагом для государства по идее должно было стать обеспечение условий их нормальной роботы. Частично государство эту функцию выполнило, когда в 2012 году был принят закон "О государственных лотереях в Украине". В целом этот закон учитывал реалии лотерейного рынка и исторические особенности его развития, что является обычной практикой в цивилизованных странах. В результате, в Украине сложилась вполне жизнеспособная конструкция, когда на рынке присутствуют четыре (а по факту три) оператора, которые полностью обеспечивали потребности общества в условиях запрета на азартные игры.

Но уже на следующий год начались неприятности, связанные с явным нежеланием государства обеспечить принцип прозрачности работы лотерейной индустрии. Дело в том, что закон содержал положения о лицензировании лотерейного бизнеса, что предполагало выдачу новых лицензий (прежние лицензии были предоставлены в 2001 году сроком на 12 лет), а значит, и разработку соответствующих лицензионных условий для операторов рынка. Именно это является одним из ключевых требований для организации его работы на принципах прозрачности.

Требования к выпуску и проведению лотерей на основе законодательства о лицензировании должно было разработать Министерство финансов в течение трех месяцев после вступления закона в силу. Наступил 2013 год, когда у операторов гослотерей истек срок действия их лицензий. И тут оказалось, что Минфин по не вполне ясным причинам не выполнил возложенные на него требования, и новые лицензии не выдал вплоть до сегодняшнего дня.

Это поставило в довольно сложное положение как операторов лотерей в Украине, так и министерство. Первые в условиях отсутствия лицензий все-таки могут работать (это позволяют переходные нормы закона), хотя и с трудностями. Для Минфина же отсутствие подзаконных актов означает серьезные проблемы с возможностью полноценно контролировать деятельность операторов. Понятно, что ни о какой полной прозрачности работы индустрии в таких условиях речи идти не может.

По словам Сергея Коровина, прозрачность, во-первых, означает четкое понимание того, сколько денег проходит через оператора. "Это первое и, я думаю, основное требование прозрачности", - полагает эксперт. Во-вторых, он считает, что важным элементом является также обеспечение возможности контроля со стороны государства над всеми внутренними процедурами операторов, то есть за соблюдением прозрачности при розыгрыше призов. И, в-третьих, - в контексте прозрачности очень важно понимать, куда именно тратятся средства, полученные государством от лотереи.

Как подчеркнул в комментарии "Апострофу" владелец одного из операторов государственной лотереи "Патриот" Александр Морозов, сегодня ни о какой прозрачности рынка, к сожалению, говорить нельзя, учитывая, что действие лицензий закончились, а шагов по их продлению или выдаче новых государство не предпринимает. Он также добавил, что введение прозрачных правил и принятие соответствующего законодательства в отношении рынка лотерей помогли бы повысить отчисления в бюджет, а также открыли бы дополнительные возможности по финансированию социальных программ. "Есть множество различных потребностей, куда можно было бы направить средства от этого вида бизнеса. Очень мало в этом контексте говорят о том, что лотерейная индустрия, а этой отрасли уже больше 500 лет, часто используется для финансирования социальной сферы. Если данный вопрос будет урегулирован, откроются большие дополнительные возможности. Но нужно, чтобы этот вопрос контролировался с помощью, например, каких-то наблюдательных советов, куда входили бы разные уважаемые люди", - отметил Морозов.

Важность возможности общества контролировать, куда именно идут деньги, поступающие государству от лотерей, отметил "Апострофу" и вице-президент одного из крупнейших операторов украинских государственных лотерей компании "М.С.Л." Евгений Власенко. "Население Украины не видит, куда идут налоги, собранные с лотерей. Для сравнения открываю последний годовой отчет лотерейной комиссии штата Нью-Йорк, доступный в интернете, и вижу, сколько денег отправлено на каждый ВУЗ этого штата, и сколько по каждому округу и от какой конкретной лотереи. Это я считаю прозрачностью. Но я не знаю, куда и в каком количестве пошли налоги от наших лотерей. Просто в бюджет, в «закрома Родины»?" – ставит вопрос эксперт.

Кроме того, условия непрозрачности порождают еще одну серьезную проблему – теневых азартных игр.

Не хотите прозрачности? Получайте тень

Отсутствие у ответственных органов воли решить вопрос прозрачной работы лотерейного рынка способствует активности нелегального игорного бизнеса, несмотря на все заверения украинского МВД о борьбе с ним. На фоне упадка государственных лотерей вовсю процветают различные нелегальные игорные заведения (об одной из сетей таких заведений "Апостроф" уже писал), а также свободно себя чувствуют на территории Украины игорные интернет-сайты с зарубежной регистрацией. Это уже привело к значительным потерям бюджета и другим негативным последствиям.

"Если с одной стороны действующие операторы едва выживают, потому что ведется массовая политика по их уничтожению, то с другой — процветают нелегальные, теневые заведения. Это происходит, в том числе, по причине неурегулирования вопроса с лицензиями. Есть случаи, когда, нагло используя брендинг действующих операторов, просто наклеивается их реклама и пишется, что это "национальная лотерея". У некоторых подобных заведений, возможно, и есть договор на распространение (с одним из операторов гослотереи, - "Апостроф") лотерей, но у других таких договоров даже нет. Они работают, пользуясь тем, что эта деятельность не контролируется Министерством финансов. Просто платят полиции за прикрытие и работают", - пояснила "Апострофу" эксперт лотерейного рынка Зоряна Топорецкая.

В свою очередь народный депутат Павел Кишкарь обратил внимание, что потери бюджета из-за неконтролируемой игорной деятельности в интернете, которая в Украине нелегальна, исчисляются миллиардами гривен. Не говоря уже о том, что деньги, которые проигрываются украинцами, уходят из нашей страны. "Государство полностью отстранилось от контроля над игрой в интернете. И это привело к серьезным убыткам. Я могу доказать фактами, что бюджет недополучил до 5 млрд грн. В общем 20 самых больших игровых сайтов собрали за период август 2014-август 2015 года 26,2 млрд грн", - рассказал нардеп.

"Сейчас, когда человек играет в нелегальные азартные игры, он вообще не защищен. Никто не контролирует, сколько он тратит, где, в какие игры играет. По сути, человек, который играет в запрещенные азартные игры, сегодня является участником преступления, и его можно привлечь к административной ответственности", - добавила Зоряна Топорецкая.

Слово за государством

Как отмечают эксперты, решить вопрос прозрачности работы лотерейного рынка в условиях запрета на азартные игры не сложно, будь на это политическая воля. И для этого совершенно не нужно менять законодательство, легализируя вредный для здоровья общества игорный бизнес, как к этому призывают некоторые лоббисты, среди которых, похоже, даже есть и министры.

"Считаю, что в первую очередь нужно не менять законодательство, а активизироваться правоохранительным органам относительно борьбы с азартными играми", - отметила "Апострофу" эксперт рынка лотерей Светлана Грищенко.

"Государство должно признать, что лотерейная индустрия существует, а раз так – ее нужно регулировать. Это именно тот важный шаг, который, насколько я понимаю, регулятор в Украине не сделал. Ведь тот лотерейный закон, который существует в Украине, позволяет индустрии работать в нормальном правовом поле в случае, если Министерство финансов просто закончит свою работу. И после этого начнет активно работать с операторами – проверять их, контролировать, выдавать соответствующие нормативные документы, следить за соблюдением процедур. Кроме того, Украине нужно собирать опыт соседних стран, где регуляторы очень активное участие принимают в жизни индустрии", - считает Сергей Коровин.

Остается дело за малым: просто начать выполнять свои функции госорганам. Ведь, как считают эксперты, подготовить с участием профессионалов, отечественных или зарубежных, лицензионные условия – это дело двух недель. На то, чтобы согласовать их с операторами, – еще две недели. К тому же у Министерства финансов Украины есть специалисты, понимающие эту отрасль, знающие, как работает индустрия.

Но даже не отсутствие лицензий многие считают основной проблемой рынка, а управление им со стороны государства "в ручном режиме". Отсутствие прозрачности, то есть четко прописанных правил игры, вместе с неподъемным налогообложением, а также немотивированным введением в отношении двух из трех операторов гослотерей санкций, уже серьезно ударило по оборотам на рынке – они с каждым месяцем падают, и если ситуация не изменится в ближайшее время, бюджет будет продолжать терять миллионы гривен. При этом речь идет только о легальных оборотах.

Вот и выходит, что можно говорить об отсутствии необходимых государственных механизмов контроля над финансовыми потоками и работой лотерейного рынка. Как следствие, увеличивается доля теневой экономики, чему способствует неэффективная борьба правоохранительных органов с нелегалами в сфере азарта, ведь похожа она больше на игру в поддавки на фоне стремительного роста количества игорных пунктов.

Если и дальше не будет хватать политической воли для изменений, ситуация в индустрии только ухудшится. Как показывает практика, такой подход сулит появлением новых проблем, решать которые придётся уже с большими потерями. А кто за это ответит и когда уже, наконец, бизнес интересы перестанут определять государственную политику? Ответ должны дать сами политики, если они действительно ценят свое государство и людей, для которых должны работать.

А пока лотерейный воз и ныне там.