RU  UA  EN

четверг, 28 марта
  • НБУ:USD 38.90
  • НБУ:EUR 42.05
НБУ:USD  38.90
Бизнес

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Николай Гайдай: «Мы рассчитываем, что ключевые инициативы могут быть реализованы в течение ближайшего года»

Фото из личного архива

Министр экономического развития и торговли Павел Шеремета и заместитель главы администрации президента Дмитрий Шимкив представили программу дерегуляционных экономических реформ, которые позволят упростить ведение бизнеса в Украине и привлечь в бюджет дополнительные средства. Значительная часть этой программы посвящена сфере информационных технологий. Ключевые пять инициатив, предусмотренные реформами, являются первоочередными к реализации из всего пакета инноваций, который насчитывает 39 пунктов. Речь идет об обеспечении возможности равного доступа к 3G-лицензии, внедрении электронного документооборота, праве открытия IT-компаний и банковских счетов за рубежом; упрощении трудоустройства нерезидентов Украины; защита прав интеллектуальной собственности. О том, как будет проходить реализация этой программы и какие ожидания на нее возлагаются, корреспонденту А’ НИКИТЕ КУЗНЕЦОВУ рассказал советник министра экономического развития по дерегуляции НИКОЛАЙ ГАЙДАЙ.

— Насколько быстро может быть внедрен пакет ключевых реформ в IT?

При анализе и приоритизации инициатив, помимо экономического эффекта, мы также учитывали легкость их имплементации. В первый приоритет попали высокоэффективные и не очень сложные в реализации реформы. Скорость внедрения 14 инициатив, которые мы считаем первоочередными в IT-сфере во многом зависит от парламента. Как мы все знаем, результаты голосования по ключевым для страны законопроектам и слаженность работы Верховной рады оставляют желать лучшего. В таких условиях делать прогнозы о сроках реализации программы – дело неблагодарное. Тем не менее, при поддержке Рады мы рассчитываем, что ключевые инициативы могут быть реализованы в течение ближайшего года.

Также важно учитывать тот факт, что у каждой инициативы разный уровень сложности ее реализации. Например, предоставление возможности регистрации компании и открытия счетов за рубежом для резидентов Украины, в основном, предусматривает внесение изменений в ряд постановлений Нацбанка. В то же время обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности является комплексной задачей. При первом приближении она может быть разделена на решение проблем использования нелицензионного программного обеспечения, а также защиты авторских и смежных прав на контент. Каждое из этих направлений может разделяться еще на несколько, которые, в свою очередь, предполагают правки в целые блоки законодательства. В связи с этим реализация некоторых инициатив может затянуться на длительный срок.

— Когда вы планируете представить подробные планы действий по каждой инициативе?

Сейчас мы расширяем команду и набираем в первую очередь проектных менеджеров, которые бы взяли на себя координацию работы по реализации первоочередных дерегуляционных задач. Помимо этого, формируется список юридических компаний, которые мы бы хотели привлечь для написания проектов законов или внесения изменений в существующие. Все это позволит представить не только подробные механизмы реализации инициатив, но и наработки по изменению законодательной базы. Мы предполагаем, что координация и работа по написанию законопроектов может занять до двух месяцев.

— Какие государственные или лоббистские структуры могут противодействовать реализации программы?

Разумеется, реализация каждой инициативы – это маленькая война. Мы отдаем себе отчет в том, что при внедрении программы реформ придется столкнуться с чьими-то интересами в том или ином вопросе. Где-то будет сопротивление со стороны чиновников, которые «сидят» на коррупционных потоках, где-то со стороны чиновников, чьи полномочия будут забираться или которые останутся без работы; в каких-то случаях со стороны олигархов, которые будут лишаться рыночной монополии. По каждой из инициатив мы выявляем наших союзников и противников; по мере разработки механизма внедрения данная информация будет появляться на нашей интернет-платформе.

— Какой объем финансирования необходим для проведения реформ? Будет ли эта поддержка только государственной, или планируется привлекать и частный капитал?

Все, что сделано до сих пор, сделано за последние три месяца на волонтерской основе командой советников министра экономического развития и торговли Павла Шереметы с привлечением отраслевых экспертов, представителей бизнеса и бизнес–ассоциаций. Мы перешли к фазе реализации дерегуляционных инициатив, которые потребуют значительно больших ресурсов. Сейчас мы ищем различные инструменты привлечения данных ресурсов. Возможно, потребуется помощь и от бизнеса.

— Все же не могли бы вы уточнить, какой ожидается экономический эффект от реализации пакета реформ в IT? Дмитрий Шимкив заявлял о 6 млрд грн дополнительных бюджетных средств, но пока, к сожалению, не определено, каким конкретно образом и в какие сроки они будут привлечены.

В вопросах расчета экономического эффекта от внедрения инициатив мы активно сотрудничали с Международной финансовой корпорацией (IFC; входит в структуру Всемирного банка.– А'). В целом, здесь очень важно разобраться в терминологии. При определении общего экономического эффекта мы учитывали три составляющие: рост индустрии, снижение коррупционных потоков, экономия бюджетных средств. Когда Дмитрий Шимкив говорил о 6 млрд грн речь шла только о первой составляющей экономического эффекта – росте индустрии. Этот показатель удастся достичь до 2020 года. При этом эффект от внедрения 14 первоочередных инициатив составит приблизительно 2 млрд грн. Рассчитывая экономический эффект в IT, мы рассматривали следующие три основные составляющие: во-первых, денежные потоки, которые могут высвободиться у бизнеса, благодаря отмене излишнего государственного регулирования (лицензий, разрешений, проверок и проч.) и быть реинвестированы в экономику; во-вторых, это новые рынки, которые откроются при реализации определенных инициатив (например, продажа лицензий на 3G-связь); и наконец, в-третьих, это – инвестиции, которые могут быть привлечены в Украину за счет улучшения бизнес–климата, упрощения и удешевления ведения бизнеса. Если говорить о двух других составляющих экономического эффекта, то, по нашим оценкам, при реализации этих реформ, коррупционные потоки будут сокращаться примерно на 1 млрд грн в год, а ежегодная экономия бюджета в свою очередь, составит до 300 млн грн.

— Учитывался ли при разработке программы опыт других государств? Каких именно и в каких вопросах?

Да, при разработке программы дерегуляционных инициатив мы активно изучали международный опыт. Так, например, в вопросе внедрения электронного документооборота и приравнивания его к бумажному очень интересным является практика прибалтийских стран, в частности Эстонии, где уровень электронного документооборота в государственных органах достигает 80%. Другим примером страны, где успешно была проведена дерегуляция, является Грузия. Ее опыт мы использовали в вопросе сокращения контролирующих органов. Также мы изучали историю аналогичных реформ в Южной Корее и Сингапуре.

— Насколько активно будет привлекаться общественность и активисты IT-сообществ к решению проблем, связанных с дерегуляцией? Для решения каких именно вопросов Вам понадобится их помощь?

Мы активно сотрудничаем с IT-сообществом с самого начала проекта для выявления наиболее острых проблем, которые мешают украинскому IT развиваться и тормозят процесс его интеграции в мировой рынок. Мы и в дальнейшем планируем поддерживать прямой диалог с представителями IT-бизнеса как путем личных встреч и обсуждений за круглыми столами, так и через нашу интернет-платформу. Помимо IT-сообщества, мы также призываем общественность активно участвовать в обсуждении приоритетных дерегуляционных инициатив, размещенных на сайте, а также предлагать свои идеи о том, как упростить ведение бизнеса в Украине.