RU  UA

четверг, 28 марта
  • НБУ:USD 39.80
  • НБУ:EUR 40.00
НБУ:USD  39.80

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

​Олигархи: побороть или возглавить?

Вместо передела собственности за ширмой деолигархизации необходимо установить новую систему взаимодействия бизнеса, власти и общества, считают эксперт

Вместо передела собственности за ширмой деолигархизации необходимо установить новую систему взаимодействия бизнеса, власти и общества, считают эксперт Люди "правильных" олигархов занимают ключевые посты в госструктурах Фото: PHL

Прошло почти полгода с момента объявления в стране официальной войны олигархам курса на деолигархизацию. Пока она проявляется преимущественно в отстранении от денежных потоков одних "успешных предпринимателей" в пользу других. Например, люди "правильных" олигархов занимают ключевые посты в госструктурах. Эксперты уверены: вместо борьбы с олигархами власти следовало бы создать нормальные условия для ведения бизнеса. Это минимизирует необходимость "денежных мешков" влиять на политику и даст возможность для развития экономики.

К чему приводят игры

Тема взаимодействия крупного бизнеса и политических элит на постсоветском пространстве не нова. Еще в 1996 году Борис Ельцин обменял поддержку крупного капитала на президентских выборах на свободный доступ будущих олигархов к приватизационным процессам. В Украине этот "класс" начал формироваться во время проведения либеральных реформ Леонидом Кучмой в конце 1990-х годов, а к середине 2000-х влияние олигархов на политическую жизнь страны было бесспорным.

Впрочем, если Россия, Беларусь, Казахстан и некоторые другие постсоветские страны постепенно превратились в государство одного олигарха — Президента — то в Украине пока сохраняется определенный олигархический "плюрализм". Между собой соревнуются за влияние сразу несколько финансово-промышленных групп, тем самым уравновешивая влияние бизнеса на политику. При желании о будущем страны они могут договориться. Неспроста одним из ключевых факторов избрания пятого главы государства эксперты называют как раз взаимную договоренность ключевых экономических игроков.

Изначально курс на деолигархизацию был связан, прежде всего, с проблемой группы Приват и распространением ее влияния на слишком большое количество сфер жизни страны. Однако впоследствии оказалось, что под давление попадает едва ли не весь крупный бизнес.

Эксперты опасаются, что процессы деолигархизации могут, на самом деле, закончиться "неоолигархизацией" и банальным переделом собственности. "Вместо олигархов угля и стали мы можем получить, условно говоря, олигархов яиц и курей", — отмечает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. Чтобы избежать простого замещения, считает эксперт, во главу угла нужно поставить радикально новый подход к взаимоотношениям в треугольнике "власть — общество — бизнес". "Олигархи должны уменьшать влияние на власть и превратиться в реальных капитанов промышленности, капитанов бизнеса. Именно они смогут вывести экономику из кризиса. А огульная борьба с крупными успешными предпринимателями может просто лишить страну индустриальной платформы и вернуть во времена аграрного колониализма", — считает политолог.

Ключевой причиной, по которой лучшие предприниматели страны не хотят снижать влияние на власть, является полное отсутствие защиты прав собственности. "Если не работает судебная система, если нет арбитра, посредника между бизнесом и властью, то олигархи ищут защиты для своей собственности во властных коридорах", — пояснил Вадим Карасев.

По его мнению, ни полная деолигархизация, ни замена старых бизнес-элит новыми сегодня не решит ключевой проблемы: как в условиях падающих внешних рынков, войны на востоке, безработицы и перманентной предвыборной кампании обеспечить хотя бы хрупкий рост экономики. "Не новая олигархия, а демократическая прозрачная экономика, где защищены активы, конкурентный рынок должна быть построена в Украине. Мы не должны сводить все к раскулачиванию, которое лишь снижает цену активов и делает страну инвестиционно непривлекательной. Нужно создать новый общественный договор, в рамках которого бизнес получит гарантии прав собственности, защиту от устрашающих списков на реприватизацию, и, в общем-то, на это будет платить налоги, генерировать социальные проекты", — считает эксперт.

Фото: facebook.com/davydiuk

Как раскулачить убогих

Исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко уверен, что говорить о каком-либо "раскулачивании" крупного бизнеса в стране, которая находится на грани выживания, как минимум "кощунственно". "К концу года мы покажем ВВП на душу населения на уровне ниже $2 тыс., в то время как Польша закончит год на уровне около $15 тыс., Венгрия — $10 тыс., Румыния — $6 тыс. Прогнозируемое падение экономики — на уровне 13%. Ухудшается ситуация на рынке труда, чувствуется рост безработицы и это все на фоне явных проблем в мировой экономике, особенно на рынках, куда мы сбываем основную продукцию. Кроме олигархов сегодня некому дать стимулы для дальнейшего развития экономики", — отметил Олег Устенко. По его словам, в сложившихся условиях стоимость активов крупного бизнеса — не более, чем фикция. И олигархи как никто другой заинтересованы наполнить эти активы реальной ценой. А для этого нужны и реформы, и более эффективное взаимодействие власти и граждан. "Если они хотят сохраниться, они действительно должны пытаться работать с обществом. Должны стать локомотивом, потому что для них это еще одна возможность выжить. Альтернатива — обесценивание активов", — считает экономист.

Впрочем, по словам народного депутата и политолога Игоря Попова, сегодня в Украине пока видны тенденции лишь замены "олигархических" элит. Причем, как и в постсоветских странах, преимущественно движение происходит в сторону концентрации бизнеса вокруг главы государства. "Нам хорошо известны примеры России, где сразу после прихода к власти Путин организовал аресты предпринимателей Владимира Гусинского и Бориса Березовского, а вскоре после их выезда из страны их активы стали работать в интересах Путина. Такая же история была с приходом Виктора Януковича, когда 50% любого работающего бизнеса требовалось отдать в пользу "Семьи", — отметил народный депутат. Сегодня же, по его мнению, история повторяется и в Украине.

Главной "кормушкой" для "новых олигархов" являются 1833 государственных предприятия. По данным Министерства экономического развития и торговли, их убытки по итогам 2014 года оцениваются в 80-100 млрд грн. Из бюджета на их "поддержку" тратится около 2,5% ВВП, при этом доходов государство получает не более 0,2% ВВП. Очевидно, что главным смыслом их существования являются теневые схемы.

"При таком положении дел мы должны задать себе очень важный вопрос: а на каком основании у дверей госпредприятий выстраиваются очереди и проводятся конкурсы по 40 человек на место на руководящие должности? Очевидно, что в здравом уме человек из бизнеса не пойдет на госпредприятие на зарплату в 5 тыс. грн", — говорит Олег Устенко.

Крупнейшие схемы злоупотреблений — традиционно в энергетическом секторе. Недавно Госфининспекция обнаружила злоупотреблений на 2 млрд грн в "Нафтогазе", еще 1,5 млрд грн "потерялись" в "Энергоатоме". Схемы с продажей нефтепродуктов по заниженным ценам привели к убыткам "Укргаздобычи" на 420 млн грн. Преимущественно "потери" происходят либо при госзакупках по завышенным ценам, либо при продаже товара по заниженной цене. Одной из самых ярких стала история с приобретением НЭК "Укрэнерго" трансформаторов у завода "Запорожтрансформатор", который принадлежит российскому олигарху Константину Григоришину. По мнению экспертов, именно Григоришин сегодня пытается стать полноправным членом "олигархического клуба" при главе государства, при этом вытесняя с "олимпа" "старожилов". Для этого задействована целая схема — от министра по ТЭК и главы Нацкомиссии по регулированию электроэнергетики и коммунальных тарифов, которые принимают необходимые Григоришину решения по рынку, до глав важнейших энергокомпаний, которые назначаются по негласному согласованию с россиянином. При этом Игорь Коломойский, ради которого собственно изначально была начата кампания по борьбе с олигархами — чувствует себя едва ли не лучше, чем до политизации этой проблемы.

Кто же должен сделать первый шаг для более эффективного взаимодействия, для построения новой модели отношений между бизнесом, властью и обществом? Эксперты уверены, что такой шаг должен быть сделан одновременно властями и бизнесом. При этом у государства гораздо больше пунктов в "домашнем задании": борьба с коррупцией, теневыми схемами, дерегуляция, упрощение процедур. Интерес же бизнеса — докапитализировать свои предприятия как минимум за счет улучшения рейтингов страны.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Экономика

Читайте также

Дефолт как подарок Путину: выживет ли Россия как государство

РФ ожидает кризис, который можно будет сравнивать с экономической катастрофой времен распада СССР

Механизмы для привлечения денег не понравятся украинцам, но без этого мы не победим – экономист Олег Пендзин

Экономист Олег Пендзин рассказывает, где государство может взять средства на новый мобресурс 450-500 тысяч человек

Искусственный интеллект против российских углеводородов: за кем будущее

Успех компании Nvidia в очередной раз показал, что будущее за высокими технологиями, а сырьевые экономики как Россия остаются в прошлом