РУС. | УКР.

четверг, 23 февраля
  • Лайм
НБУ:USD
  • НБУ:USD
  • НБУ:EUR
27.04
Экономика

Профессия - волонтер

Заработать миллиард. Какие бизнес-решения успешны во время кризиса и войны

Новая маркетинговая стратегия компании Helix

Новая маркетинговая стратегия компании Helix Фото:

Новости компаний

Компания Helix предъявила украинскому рынку новую маркетинговую стратегию, которая, по расчетам основателей, должна позволить ей за два года достичь капитализации в (евро)1 млрд.

Островок благополучия на фоне всеобщего развала

Падение ВВП, сокращение производств, беспомощность банковской системы - далеко не полный перечень бед, свалившихся на Украину в 2014 г. после начала войны на востоке страны. Подстегиваемая очередным мировым кризисом экономика Украины скатывается все ниже. Крупный промышленный бизнес, обеспечивающий основные поступления валюты в страну, объявляет дефолт по основным кредитным обязательствам, и, кажется, только экономическое чудо способно спасти Украину. Пока она выживает исключительно за счет вливаний Международного валютного фонда, и достойную программу выхода из кризисной ситуации никто из политиков так и не предложил.

Спасительную роль в восстановлении страны — насыщение ее финансами — должен сыграть собственный банковский сектор, но он не может подставить плечо экономике, так как банки сами "валятся" едва не каждую неделю. Бизнес ищет спасение в сокращении расходов, увольнениях сотрудников. А тем временем инфляция галопирует, безработица растет, инвестиции в страну падают. Казалось бы - тупик.

На фоне всеобщего падения и хаоса неожиданно появляются маркетинговые решения, способные создать островки благополучия в стране, которая уже третий год подряд безуспешно пытается выбраться из глубокой рецессии.

В этих компаниях не увольняют, а набирают сотрудников, не урезают, а наращивают инвестиции, там зарплаты не падают, а растут. Богатеет компания, создаются новые проекты, увеличивается занятость населения.

Ставка на круговую поруку

Мысль о том, что в кризис нужно заниматься сетевым маркетингом, пришла бизнесмену из Хмельницкого Дмитрию Нагуте, основателю ныне успешной компании Helix, еще в далеком 2008 году. Вынужденный продать свой основной бизнес — сеть ресторанов, — он с тремя миллионами долларов в кармане думал, куда двигаться дальше. Приверженец выражения "риск — благородное дело", он решил создать команду единомышленников, которым и раздал свои деньги.

Взамен он попросил построить структуру международного уровня, в которой заработанные сотрудниками деньги возвращались бы обратно в компанию в качестве инвестиций в новые продукты и проекты. В этом состояла бизнес-стратегия, которая на протяжении всего двух лет (с 2014 по 2016 годы) сделала Helix крупнейшей компанией в своем сегменте, а ее сотрудников — потребителями, акционерами, инвесторами и обладателями благ компании одновременно. "Я не сомневаюсь, что в итоге наша компания будет оцениваться в миллиард (евро) и выше", - ставит перед собой амбициозную цель Дмитрий Нагута.

Круговая порука или движение капитала от потребителя к акционеру и обратно — так называемая бесконечность — изюминка Helix, которая обеспечит ей долголетие и процветание, считает он.

От потребителя к инвестору и акционеру

Первым было создано направление Helix Family – производство и реализация продуктов бытовой химии, пищевых добавок, здоровой косметики. Была построена производственная линия в Армении. После раскрутки уже разбогатевшим потребителям продукции Helix было предложено не только приобретать и реализовать продукты компании, но и вкладывать свои деньги в развитие новых проектов. Так появилась лондонская Helix Capital Investments ltd. Ныне она занимается продажей инвестпакетов компании своим сотрудникам.

Данное направление стало выгодным новшеством, которое сделало Helix крупным инвестором в Украине и за рубежом. Сегодня компания вкладывает немалые средства в строительство центров досуга для детей и взрослых, в производство органической продукции для всей семьи, строит дома, трудоустраивает и обучает украинцев за рубежом.

Сотрудникам Helix инвестиционное направление открыло новые интересные перспективы. Отныне они не просто "сетевики", продвигающие продукт. К премиям и бонусам, которые ранее предлагала компания, добавились дивиденды по инвестпакетам и доход от продажи акций Helix Global – материнской компании. Сотрудники компании зарабатывают и вкладывают в благосостояние своей страны.

Helix сегодня

Helix - международное открытое акционерное общество, существенно отличающееся от других сетевых компаний. Оно разрослось до 12 направлений бизнес-вложений от производства мыла до продажи акций, состоит из 230 тыс. сотрудников, оборота в миллиард долларов, высоко рентабельных продуктов и своей электронной валюты. Такой себе технопарк, не нуждающийся в поддержке власти. Это компания с международной пропиской, 49% акций которой принадлежит 32 крупнейшим украинским акционерам. У них сосредоточено не менее 0,25% акций. Еще двумя процентами компании владеет материнская структура Helix Global. Основателю и совладельцу Дмитрию Нагуте принадлежит 13% акций компании.

Оставшиеся 49% разбиты на мелкие акции стоимостью $50 за каждую и реализуются через торговую площадку Helix - Blue beard, где продаются и остальные продукты компании. Каждый акционер Helix присутствует в кипрском государственном реестре акционерных обществ, где зарегистрирована "материнка" Helix Global.

На чем и как зарабатывает Helix

В настоящее время деньги Helix приносят проекты: Sky Park, Helix Land (развлекательные центры для детей) Helix Бани, Sky Spa (досуг и забота о здоровье для взрослых), Helix Family (продуктовая линия для здорового питания и ухода за собой), Helix Travel (путешествия), Helix Job, Helix Академия (трудоустройство и обучение за границей), Helix Capital Investments Ltd (продажа инвестпакетов), Helix Home (строительство недвижимости в Украине и за рубежом), рыбные рестораны, Helix money (электронная валюта и собственная биржа).

Правила Нагуты

Сетевые компании в Украине, как правило, не пользуются большим доверием и трудоустраивают небольшое количество населения. Причин тому несколько. Заработки большинства сотрудников таких компаний - скорее дополнение к основной работе. Как правило, желание сотрудничать с "сетевиком" кроется не столько в стремлении заработать, сколько в приобретении качественной продукции со скидкой. Успешен в такой компании тот, кто стоит у истоков, тот, кто владеет техникой развития сети — умеет приводить в компанию людей. Не каждый обладает такими способностями. Соответственно, на определенном этапе у людей теряется мотивация.

Некий свод правил основателя Helix Дмитрия Нагуты, выработанный им в процессе анализа недостатков и преимуществ как сетевых компаний, так и акционерных обществ, позволил сломать привычное отношение к сетевому бизнесу и привел компанию к успеху.

Первое правило — высокая маржа. Рентабельность продуктов Helix обеспечивается экономией, которую не могут себе позволить другие акционерные общества. Например, в себестоимости продуктов Helix нет доли от привлечения банковских средств или так называемой кредиторской задолженности. Это же уберегает ее от растаскивания активов кредиторами за долги. Преимущественно отсутствуют затраты на рекламу — продвижением занимаются сами сотрудники компании. У Helix не бывает дебиторской задолженности, так как продукция имеет гарантированный сбыт среди потребителей-сотрудников компании. Амортизационные отчисления Helix на низком уровне, потому что производственные фонды не изношены и их крайне мало.Налоговая нагрузка в компании невелика в сравнении с другими акционерными обществами Украины, поскольку все предприятия Helix Global имеют иностранную прописку. Инвесторы компании уплачивают единый налог на дивиденды в Британии и освобождены от налогов на дивиденды на Кипре.

Второе правило - высокая доходность бизнеса. Маржа продуктов Helix превышает 100%. Будь это производство нового продукта, продажа инвестпакетов или акций предприятия. Недруги компании усматривают в этом феномен финансовой пирамиды, а ее главный совладелец объясняет это правильным вложением средств, высокими результатами работы компании и уровнем отдачи сотрудников.

Упомянутые факторы на зависть конкурентам дают Helix целый ряд преимуществ и освобождают большой объем оборотных средств для последующих инвестиций в новые проекты.

Третье — не нанимать в компанию людей без опыта сетевых продаж. Сотрудники Helix понимают "кухню" сетевого бизнеса, имеют опыт и способности привлекать людей. 70% работников Helix – бывшие труженики сетевых компаний.

Четвертое — не "сетевиков", нанятых в Helix для управления бизнесами, а это около 30% сотрудников, обязывают стать акционерами компании. Это правило вырабатывает в них чувство сопричастности и приверженности к офису. По сути, оно же применяется как прививка против недобросовестного отношения к работе. "Каждый сотрудник Helix работает сам на себя. Я никогда не приведу в компанию акционера, который просто вложит в нее деньги и заставит меня работать на него", - объясняет Нагута. Все сотрудники компании понимают, что общий результат зависит от усилий каждого, и контролируют друг друга, как члены семьи. "Мне нужны не деньги, а люди, много людей, которые будут заниматься моим делом, для которых оно станет таким же родным, как для меня", - объясняет основатель компании.

Чтобы усилить эффект, всем акционерам Нагута огласил, что собирается платить зарплату акциями Helix. Их доходность и станет заработком. Оплата акциями стала возможна после того, как реализация акций компании на собственной бирже (за первый день продаж) 24 марта 2016 г., принесла почти $1,3 млн. Подобную систему оплаты применяет, например, Twitter в работе со своими сотрудниками.

Пятое правило — никаких заемных средств. Сотрудники Helix - инвесторы ее проектов. Обычно участие членов сетевых компаний ограничивается приобретением и реализацией продукции. Helix ушел дальше. Он предложил своим работникам вкладывать средства в интересные и прибыльные проекты: строительство недвижимости, игровых и развлекательных центров для детей, ресторанный бизнес, обучение украинцев за рубежом, поиск работы для них и многое другое. Весь оборот компании, таким образом, обеспечивают ее потребители, инвесторы и акционеры компании.

Шестое — успешные сотрудники компании поощряются скидками. К примеру, дети работников Helix могут в течение трех лет по специальной квоте бесплатно обучаться в американских университетах, с которыми сотрудничает Helix в рамках направления Helix Academy. Так же они отдыхают в летних лагерях этих университетов на Кипре за половину стоимости. Взрослые сотрудники Helix получают удешевленный отдых на Кипре, приобретают более дешевое жилье в проекте Helix Home.

Седьмое — в Helix зарабатывают больше. Сотрудники компании получают около 8-10% всей прибыли компании, в то время как аналогичные предприятия выплачивают не более 3-5% от маржи материнской компании. Это правило, пожалуй, более всего раздражает конкурентов, которые уже запустили кампанию по дискредитации Helix, ассоциируя ее с пирамидой.

Восьмое - Helix рассчитывается только деньгами. Как правило, сотрудники сетевых компаний 50% заработка получают в виде продукции, которую им еще предстоит реализовать, чтобы заработать дополнительные средства. В Helix они сразу получают за свою работу деньги, что является дополнительным конкурентным преимуществом.

Девятое — участие в проектах Helix можно прервать и продолжить с достигнутого уровня. Сотрудник компании может отложить свое пребывание в ней на определенный срок. Вернувшись, ему не нужно строить карьеру с самого начала. Он пойдет далее от достигнутого уровня.

Десятое правило — жесткий фильтр работников сети и честность по отношению к ним. Члены семьи Helix, которые до работы в компании заработали на рынке негативный имидж, обманывая потребителей своей структуры, исключаются из компании. За репутацией Helix следят ее же сотрудники.

Честность по отношению к партнерам и достойный заработок в компании — секрет успеха в построении Helix, говорит Дмитрий Нагута. По его мнению, все, что требуется в этом бизнесе, — производить качественный продукт и не обманывать своих сотрудников. "Мы привыкли к тому, что нам так просто в жизни никто ничего не дает. Я сломал этот стереотип — поверил людям, дал им денег и не обманул. Они поверили мне и пошли ко мне работать — в этом формула успеха Helix", - говорит главный ее акционер. Теперь, когда он выплачивает своим сотрудникам самый высокий на рынке процент от прибыли (8% в месяц), они понимают что это не обман, не финансовая пирамида, а результат общих титанических усилий работников компании.

Фактор успеха

Выработанные правила ведения бизнеса в Helix позволили ей быстро нарастить капитализацию, расширив сеть почти до четверти миллиона человек. Число сотрудников компании будет расти, потому что информация об успехе распространяется очень быстро, считают в компании. Успех работает лучше любой рекламы, наглядный его пример притягивает людей, говорит Нагута. Кроме того, именно успех вселяет доверие в людей, которые его потеряли, следя за тем, как стремительно "проваливается" экономика Украины.

Когда Нагуту спрашивают, "почему мы должны верить в Helix", он отвечает, что верить надо не словам, а поступкам. Бизнес-план компании, расписанный на 10 лет вперед, подразумевает инвестиции в производство собственного чая и кофе, строительство 150 ресторанов, магазинов аутлет, казино и ночных клубов в курортных зонах Кипра. Все это — проекты с гарантированной отдачей.

В настоящее время компания выкупает чужую долю в своих проектах, активно рекламирует себя на телевидении. "Это нетипичное поведение для человека, который ставит цель "срубить" и "свалить", согласитесь", - отвечает Нагута недоброжелателям.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Экономика Тема:
Теги:

Новости партнеров

Загрузка...

Читайте также

Долговой порочный круг: выживет ли еврозона в 2017 году

Аналитики из Stratfor дали прогноз по выживанию еврозоны в 2017 году

Блокада ОРДЛО: целились в боевиков, а попали по Украине

Торговая блокада оккупированных территорий Донбасса, которую затеяли ветераны добробатов, наносит больше вреда Украине, чем боевикам и может стать причиной веерного отключения электроэнергии.

Новости партнеров

Загрузка...