RU  UA

понедельник, 25 ноября
  • НБУ:USD 41.10
  • НБУ:EUR 43.00
НБУ:USD  41.10
Банки

"Брокеры в законе": ICU Валерии Гонтаревой не знала, что прячет миллиарды банды Януковича?

В ICU отметили, что не обязаны проверять происхождение средств, которыми клиенты расплачиваются за ценные бумаги

В ICU отметили, что не обязаны проверять происхождение средств, которыми клиенты расплачиваются за ценные бумаги Фото:

Скандальная история с участием компании Валерии Гонтаревой в схемах по отмыванию денег "семьи" Януковича получила на этой неделе свое продолжение. Валерия Алексеевна решила не комментировать выдвинутые в СМИ обвинения – пресс-служба НБУ перенаправила журналистов в компанию "Инвестиционный Капитал Украина" (ICU), с которой Гонтарева была связана семь лет до назначения главой Нацбанка.

А вот в ICU факт сделок с офшорными компаниями Сергея Арбузова фактически подтвердили: напомним, в конце 2013 года компания приобрела облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) для 14 кипрских компаний Арбузова на общую сумму более 10 млрд грн. Однако в ICU отметили, что не обязаны проверять происхождение средств, которыми клиенты расплачиваются за ценные бумаги.

"Согласно действующему на момент заключения и исполнения сделок законодательству, торговец ценными бумагами обязан был провести анализ соответствия финансовых операций сути деятельности компании-клиента и его финансового состояния. В функции торговца не входило определять происхождение средств клиента", - говорится в сообщении ICU.

В компании Валерии Гонтаревой также подчеркнули, что комиссия ICU как брокера при покупке ценных бумаг является фиксированной и составляет не более… одной тысячи гривен за сделку.

У депутатов оправдания ICU доверия не вызвали. Трудно поверить, что серьезная финансовая компания, как себя позиционирует "Инвестиционный капитал Украина", не навела справки, откуда у клиентов взялось более миллиарда долларов. Мало кто поверил, что компания Гонтаревой проводила эти сделки практически бескорыстно и на операциях с оборотом более 10 млрд грн заработала какие-то 20-30 тыс. грн. По мнению заместителя главы Комитета ВРУ по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Виктора Чумака, операции имеют все признаки отмывания средств. Поэтому брокер был обязан поинтересоваться у своих клиентов происхождением такой большой суммы.

"При любой финансовой операции, особенно таких огромных размеров, должно быть установлено, каким образом были получены эти деньги. Потому что через такие операции возможно отмывание средств, которые получены преступным путем… Любая финансовая компания, учреждение, банк должны все такие операции проверять на, скажем так, предмет происхождения средств", - заявил Чумак.

Он добавляет, что сама Гонтарева вместо отчета прячется от общества за банальными отписками. Подобной позиции придерживается и народный депутат Сергей Власенко, называя ответ ICU нелепым. Будучи на момент осуществления сделок в конце 2013 года главой инвестиционной компании, Валерия Гонтарева не могла не знать, кто стоит за миллиардами кипрских компаний.

"Она (Гонтарева, – ред.) была обязана проверять происхождение средств. Она не может просто получить миллиарды гривен, на них что-то приобрести, а потом сказать: я не знала, что это деньги от терроризма или от бандитизма. Я считаю, что это все-таки нелепые ответы", - подчеркивает Сергей Власенко.

По его словам, Валерия Гонтарева обязана рассказать украинскому обществу о своем участии в выведении средств "семьи" Януковича и помочь найти другие его активы.

Даже в Оппозиционном блоке, "наследнике" Партии регионов, отмечают сомнительность сделок, которые "Инвестиционный капитал Украина" назвал "стандартными брокерскими операциями".

"По моему мнению, они однозначно носят определенный сомнительный характер. Я считаю, что нужно нормальное расследование этого вопроса. Если у общественности есть такие вопросы, то они должны быть обнародованы и прозрачно расследованы. Определенная сомнительность в этом есть однозначно", - отмечает нардеп Николай Скорик.

Однако добиться ответов на многочисленные вопросы, которые уже длительное время возникают к главе Нацбанка, не могут даже в комитете Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности. Его глава Сергей Рыбалка поясняет, что парламентариям не хватает полномочий для самостоятельного расследования.

"К сожалению, у нас нет таких полномочий, чтобы что-то расследовать или что-то затребовать. Сколько мы уже обращений писали по всем вопиющим фактам, которые касаются рефинансирования банков. Ответов даже от Генеральной прокуратуры мы не получали", - подчеркивает глава банковского комитета ВРУ.

Увы, Генеральная прокуратура пока не дает комментариев на тему участия ICU и ее руководителя Валерии Гонтаревой в отмывании средств "семьи" Януковича. Вторую неделю структура Юрия Луценко отмалчивается. Впрочем, по словам главы парламентского комитета по противодействию коррупции Егора Соболева, на участие силовиков в расследовании роли Валерии Гонтаревой в отмывании денег Януковича через офшорные фирмы Арбузова рассчитывать не приходится.

"СБУ, ГПУ и МВД представляют ту же корпорацию, что и Гонтарева, – клептократическую Украину… Я думаю, что здесь на самом деле детективы НАБУ с помощью финансовых экспертов должны изучить эти сделки. На них сейчас все надеются, но, действительно, больше надеяться не на кого", - отметил Соболев.

Однако, как показывает опыт, на ведомство Артема Сытника также не стоит возлагать больших надежд. Антикоррупционное бюро уже проявило себя с не лучшей стороны в расследованиях злоупотреблений главы Нацбанка. В апреле детективы НАБУ благополучно закрыли дело против Гонтаревой о выводе ее родственниками из ликвидированного Дельта Банка семейных депозитов. Накануне банкротства финучреждения, когда рядовые вкладчики могли получить в кассе максимум несколько сот гривен наличных денег, сын и невестка главы НБУ за несколько дней сняли со своих счетов сотни тысяч гривен, а также раздробили вклады, переведя их часть на родственников. Тогда, как и сейчас, журналисты предоставили документы, подтверждающие всю серьезность обвинений. Однако следователи подошли к делу исключительно с формальной стороны – не увидели в этом ничего особенного.

Не удивительно, что Валерия Гонтарева уходит от ответов, делая вид, словно вся эта история ее не касается. Она ощущает себя в полной безопасности. В парламенте разводят руками – у депутатов, по сути, нет полномочий и рычагов влияния на главу НБУ, а для реального расследования ее совместных с Сергеем Арбузовым схем со стороны правоохранителей нет политической воли. Апатично настроено и общество: кажется все смирились с тем, что коррупция в высших эшелонах власти неискоренима, а нынешние правители мало чем отличаются от прежних.

"Страна последние 2,5 года живет в шкале полностью сбитых моральных ориентиров. Мы говорили, что при Януковиче жили в режиме банды, но они жили по понятиям банды. Там были моральные ориентиры, хоть и отличные от нормальных, но они были. Сейчас вообще сбито все, что только можно было сбить. То есть сейчас считается нормальным, если у политика есть офшоры, если политик 20 лет параллельно занимается бизнесом. Лионель Месси, выдающаяся звезда аргентинского футбола, получил приговор за то, что вытекло в Panama Leaks, за офшоры. Звезда мирового масштаба, которую будут помнить еще десятки лет. А у нас рассказывают, что это нормально", - подчеркивает Сергей Власенко.

По его словам, столь высокая степень терпимости, которую на протяжении длительного времени демонстрирует украинский народ, в итоге привела к тому, что теперь глава Нацбанка считает моральным заявить, что она не будет комментировать, как выводила деньги Арбузова из страны. И делаются эти заявления как раз в то время, когда парламент пытается вернуть в бюджет арестованные активы "семьи" Януковича, чтобы направить их на нужды армии.

Тем не менее политики признают, что история с Гонтаревой однозначно будет иметь для украинской власти весьма негативные последствия. Пассивная реакция гражданского общества является лишь видимостью – пружина сжимается и когда-нибудь обязательно выстрелит.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также

Зачем Нацбанк ограничивает переводы с карты на карту и ударит ли это по волонетрам

Ограничения переводов с карты на карту направлены на борьбу с деятельностью нелегального бизнеса и уклонением от налогов

В Украине собираются раскрыть банковскую тайну: чем это грозит каждому украинцу

Меры по противодействию отмыванию денег в рамках реализации Плана Ukraine Facility могут поставить под угрозу банковскую тайну в Украине

Будет только хуже: что готовит Нацбанк для владельцев карточных счетов

Ограничения на денежные переводы, которые планирует ввести Нацбанк Украины, приведут к оттоку средств из банков и тенизации расчетов