RU  UA

суббота, 20 апреля
  • НБУ:USD 39.50
  • НБУ:EUR 42.10
НБУ:USD  39.50
Регуляторная политика

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Кабмин готовит новый этап дерегуляции

Кабмин заявляет о своих масштабных намерениях в сфере дерегуляции Фото: flickr/Jim Corwin

Министерство экономического развития и торговли подготовило очередные меры по дерегуляции хозяйственной деятельности. Сегодня на своем заседании Кабинет министров планирует рассмотреть ряд документов, упрощающих ведение бизнеса в пищевой промышленности, аграрной и нефтегазовой сферах. В частности, предлагается отмена экспертизы пищевых продуктов, карантинные сертификаты на внутреннее перемещение зерна и лицензии на импорт средств защиты растений, а также пересмотр количества проверок добывающих предприятий. Экономический эффект до 2020 года может составить до $12 млрд. Эксперты поддерживают инициативы правительства, однако ожидания от реализации предложений ‒ несколько завышены.

Правительство пытается упростить работу бизнеса. Сегодня на заседании Кабмина планируется рассмотреть ряд законопроектов и проект постановления по вопросам дерегуляции, подготовленные Министерством экономического развития и торговли и утвержденные в прошлую пятницу на заседании правительственного комитета социально-экономического развития и международного сотрудничества. В распоряжении А' оказалась презентация предлагаемых норм ‒ Проект постановления. Как отмечают разработчики документа, вопрос дерегуляции «приобретает особый вес» в условиях ограниченных бюджетных возможностей, ухудшения конъюнктуры экспортных рынков и дестабилизации ситуации в базовых промышленных регионах Украины. Кроме того, нормы предложены в рамках программы деятельности правительства.

Импортировать станет проще

Изменения коснутся ряда отраслей. В частности, предусматривается отмена лицензирования импорта средств защиты растений (СЗР). На сегодняшний день законодательством установлен достаточный контроль импорта СЗР ‒ госрегистрация, проверка деятельности субъектов хозяйствования, поэтому в МЭРТ считают, что лицензирование должно быть отменено. По оценкам экспертов министерства, экономия компаний по логистике составит до 1 млрд грн, поскольку не придется «заблаговременно покупать и хранить СЗР». В ЕС сфера оборота средств защиты растений регулируется исключительно при помощи госрегистрации.

Кроме того, предлагается сократить срок процедуры предоставления счета за рассмотрение результатов экспертизы СЗР до 10 дней. Сейчас он составляет в среднем 30-60 дней. Поскольку сейчас нет ограничительных сроков по этой процедуре, она обычно затягивается и может длиться до 60 дней. По оценкам чиновников министерства, объем теневого рынка СЗР составляет 10-15% или $75-110 млн. 1% от этой суммы идет на «подкуп чиновников». Только данные изменения позволят увеличить инвестиции в экономику на уровне 45-70 млн грн и принесут дополнительные средства в бюджет ‒ на уровне 100-600 тыс. грн. Как отметил А’ координатор агрохимического комитета Европейской Бизнес Ассоциации Виктор Погорелый, введение граничных сроков по экспертизе СЗР, прежде всего, облегчит ввоз оригинальных пестицидов. «У нас процедура регистрации генерических (не запатентованных.‒ А’) пестицидов ‒ намного проще. В итоге, ситуация по генерикам и оригинальным препаратам выровняется»,‒ поясняет господин Погорелый.

Предлагают в правительстве пересмотреть и сроки выдачи фитосанитарного сертификата. Сокращение с пяти до одних суток позволит бизнесу существенно уменьшить транспортные расходы.

По словам господина Погорелого, в среднем простой судна в порту стоит $15 тыс. в сутки. Если решение о сокращении сроков выдачи сертификата будет принято, то у санитарного инспектора будет лишь 24 часа после загрузки судна для того, чтобы выдать разрешительный документ. МЭРТ оценивает убытки бизнеса от простоев транспорта, включая и фрахт судов, в сумму 1,2-1,7 млрд грн. Большая часть сэкономленных средств, уверены чиновники, может быть направлена на развитие бизнеса, создание новых рабочих мест, в результате чего поступления в бюджет могут увеличиться на 1-3 млн грн.

Карантинный сертификат предлагают отменить

Для снижения административного давления на мелких и средних фермеров Кабмин намерен упразднить карантинный сертификат на внутреннее перемещение зерна. В МЭРТ отмечают, что сейчас зернотрейдеры и так не могут продавать зараженное зерно, поскольку его качество проверяется еще на складах как частными, так и государственными лабораториями. А действие сертификата на практике приводит лишь к коррупции ‒ средний размер коррупционной составляющей при выдаче сертификатов составляет 23 грн/1 т зерна. По мнению Виктора Погорелого, отмена сертификата существенно упростит работу агропредприятий: «У нас бывает такое, что поле находится через дорогу от элеватора, но в другой карантинной зоне. В результате, чтоб перевести свое зерно на свой же элеватор необходимо получать сертификат».

Планируется также отменить обязательство бизнеса предоставлять счет-фактуры при регистрации сельскохозяйственной техники. Ежегодно поступления новой техники составляют около 10 тыс. шт., а взятка за получение справки ‒ 5 тыс. грн. Кроме того, не нужно будет проводить экспертизу качества специальных пищевых товаров, к которым относятся диетические продукты и биодобавки. Порядок подтверждения качества спецтоваров сейчас определяется постановлением правительства, но в этом документе, уточняют в МЭРТ, не установлены критерии проведения анализа, что создает почву для коррупции при выдаче экспертных заключений. В данном случае «неофициальный платеж» за выдачу документа составляет 4-5 тыс. грн. Исходя из того, что ежегодно подается порядка 5-7 тыс. заявок на проведение экспертизы, из коррупционных схем может быть выведено от 20 до 50 млн грн. Необходимость отмены экспертизы качества спецпродуктов в МЭРТ объясняют еще и тем, что с 20 августа 2015 года правительственное постановление и так будет автоматически отменено, так как вступает в силу закон «О безопасности и качестве пищевых продуктов»,

По словам Виктора Погорелого, при подготовке инициатив по дерегуляции бизнеса в аграрной сфере правительство учло большинство предложений ЕБА. И эти изменения существенно упростят работу как импортеров, так и экспортеров. Однако это только первый шаг к реальной дерегуляции.

Условия контроля за использованием недр изменятся

Среди предложений МЭРТ ‒ отмена обязательного мониторинга выполнения особых условий использования недр. Непосредственно процедура мониторинга, отмечают в министерстве, не установлена, и это опять-таки создает условия для коррупции. Стоимость проверок, которые проводят специализированные государственные геологические предприятия и организации, может колебаться от 100 тыс. грн до 3 млн грн. Поэтому Кабмин намерен установить ограниченное количество проверок в сфере недропользования, что позволит вывести из коррупционного обращения до 10 млн грн, увеличит инвестиции в отрасль на 400-600 млн грн и обеспечит рост экономики на 1-3 млрд грн.

По мнению директора департамента энергетики Международного центра перспективных исследований Натальи Слободян, ожидания увеличения инвестиций у правительства несколько завышены. «В ближайшей перспективе, особенно после ухода с украинского рынка Chevron, ни один мощный инвестор не придет в Украину»,‒ отмечает госпожа Слободян. Для инвестора, по ее словам, в первую очередь, нужны следующие условия ‒ политическая стабильность, прозрачный и конкурентный рынок, понятная система налогообложения, стабильное законодательство, квалифицированная и дешевая рабочая сила, развитая инфраструктура. Однако сегодня, когда Украина находится в состоянии войны, а основная добыча газа сконцентрирована в Полтавской и Харьковской областях, последняя из которых расположена в непосредственной близости к зоне боевых действий, нет оснований ожидать инвестиций. Снижение уровня коррупции ‒ также оптимистично. «Для того, чтобы получить эффект в 5-10 млн грн, должно начать работать Антикоррупционное бюро, должна появиться заинтересованность бизнеса в антикоррупционной политике»,‒ отметила госпожа Слободян.

Нерезидентам упростят трудоустройство

В МЭРТ намерены также упростить процедуру трудоустройства нерезидентов, в частности, в сфере IT. По мнению экспертов МЭРТ из 3-5 тыс. иностранцев, работающих в Украине в сфере разработки программной продукции, только 300 устроены официально, остальные же получают «серую зарплату». В ведомстве отмечают, что упрощение трудоустройства для нерезидентов приведет к росту инвестиций на 500 млн гривен, ликвидирует коррупционные потери в 50-100 млн грн, увеличит налоговые поступления на 20-25 млн грн, а также позволит создать 5-10 тыс. дополнительных рабочих мест. Все эти достижения, в свою очередь, могут спровоцировать рост экономики в размере 500-800 млн гривен.

Впрочем, по мнению президента компании «Интернет Инвест» Александра Ольшанского (владеет крупнейшим в стране доменным регистратором imena.ua и хостинговой компанией MiroHost), на саму IT-отрасль подобные меры пока фактически не повлияют. «Прямо сейчас на состояние IT-сферы подобное облегчение не повлияет никак – у нас слишком неблагоприятный инвестиционный климат, и до тех пор, пока он будет таким, наплыва зарубежных специалистов не будет, так же, как его нет и сейчас»,‒ отметил господин Ольшанский. Тем не менее, он оценивает инициативу МЭРТ положительно. По его словам, необходимо привлекать в Украину всех специалистов с хорошим образованием. «Любой законопослушный человек, обладающий хорошей квалификацией и знаниями и готовый работать в Украине, должен преодолевать как можно меньше преград на этом пути. Мало того, я считаю, что кроме упрощения трудоустройства необходимо будет также упростить и процедуру выдачи украинского гражданства для таких людей»,‒ резюмирует Александр Ольшанский.

В целом, пакет дерегуляционных мер к 2020 году даст экономический эффект в $10-12 млрд и позволит создать 20-30 тыс. дополнительных рабочих мест. «Определена дорожная карта и понятно, что принятие этих мер не будет означать, что уже завтра бизнес получит облегчение,‒ считает руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.‒ Впереди ‒ огромное количество нормативных актов, которые необходимо принимать в соответствии с документом».

Читайте также

Кредитная кабала: что придумали в Верховной Раде с процентной ставкой

Запрет кредитных компаний не решит проблему несправедливых процентных ставок по займам, но необходимо более жесткое регулирование