RU  UA

четверг, 25 апреля
  • НБУ:USD 39.25
  • НБУ:EUR 41.90
НБУ:USD  39.25
Налоги

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Реформы в пакете

Кабинет министров предложил изменения налоговой системы

Кабинет министров предложил изменения налоговой системы Фото: УНИАН

Правительство продолжает менять налоговое законодательство. После повышения ставок на ресурсные платежи, введения военного сбора и сокращения государственных расходов на содержание госорганов власти, Кабинет министров решил либерализировать нормы Налогового кодекса. Предложены изменения, которые предусматривают различные нормы ‒ от сокращения количества налогов, уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда до ликвидации налоговой милиции. К сентябрю бизнес и эксперты должны определиться, какой вариант реформы будет приемлем в нынешних условиях. Пока что участники рынка поддерживают не все правительственные предложения.

Подлежат отмене

Премьер-министр Арсений Яценюк на заседании правительства представил комплексный план изменений в налоговой системе. Он уверен, что предложенный вариант реформы станет стимулом для экономического роста в Украине, а бизнес, по его словам, вместо «протухшей рыбы еще советского образца, получит удочку с хорошей катушкой и большим крючком». Прежде всего, изменения в Налоговый кодекс предусматривают сокращение количества налогов и сборов с 22 до 9, а часть налогов будет трансформирована. В частности, планируется ликвидировать сборы за ведение некоторых видов предпринимательской деятельности, за места для парковки транспортных средств, на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, а также туристический сбор. Их в правительстве сочли неэффективными. Такие сборы, как целевая надбавка к действующему тарифу на природный газ, за первую регистрацию транспортных средств, а также рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов и налога с топлива будут трансформированы в акцизный налог. Эти платежи, считает господин Яценюк, по своей правовой сущности привязаны к акцизу. «Акциз ‒ это налог на роскошь. В рамках нового акцизного сбора мы вводим классический налог на роскошь»,‒ добавляет глава правительства. Кроме того, в систему уплаты экологического налога войдет сбор за специальное пользование лесными ресурсами, рентная плата объединит сборы за пользование радиочастотным ресурсом и специальное использование воды, а также плату за пользование недрами, а налог на недвижимость, помимо самого налогообложения имущества, будет предусматривать еще и плату за землю. Однако пока еще не понятно, будет ли ооблагаться налогом вся недвижимость, включая нежилую, или только жилой фонд. Напомним, что ранее на взимании налога со всей недвижимости настаивала Ассоциация городов Украины. Глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз уверена, что если нормы будут распространятся на все виды недвижимого имущества, то «будет катастрофа и это убьет всю промышленность».

Землю ‒ налогу

Кроме того, согласно предложениям правительства, в состав единого налога будет входить и фиксированный сельскохозяйственный налог (ФСН). Средства от единого налога и налога на недвижимость будут поступать исключительно в местные бюджеты.Следует отметить, что Кабинет министров так и не отказался от реформирования ФСН. На спецрежиме налогообложения должны остаться лишь те аграрные производители, которые соответствуют критериям годового оборота в 20 млн грн, и площади обработки земель которых не превышают 3 тыс. га. Остальные ‒ около 10% или 1,5 тыс от общего количества сельхозпредприятий ‒ перейдут на общую систему налогообложения. Как известно, Кабмин уже предлагал подобную норму, но только тогда площади сельхозугодий не должны были превышать 1 тыс. га. При последнем голосовании в парламенте налоговых изменений на прошлой неделе эта норма была исключена. Произошло это после массовых обращений аграриев в правительство и Верховную раду. Нынешние предложения также не совсем приемлемы для участников рынка. «На 3 тысячи гектаров 20 млн грн оборота ‒ это очень мало, поэтому нужно либо увеличивать оборот, либо менять систему налогообложения»,‒ говорит глава Аграрного союза Геннадий Новиков. Представители его ассоциации разработали предложения, в которых настаивают на введении единой ставки налога на основе кадастровой оценки земли. «Например, чтобы предприятие платило 600 грн с одного гектара. Туда войдет и налог, и социальные отчисления, и земельный налог»,‒ поясняет господин Новиков. При этом бизнес также должен соответствовать ряду критериев, добавляет он. В частности, вся хозяйственная деятельность предприятий должна осуществлять на территории тех сельсоветов, где находится земля, площади обрабатываемых ими земель не должны превышать 10 тыс. га, а переработка собственной продукции должна составлять 70%. «Мы знаем, что в стенах парламента есть очень серьезное аграрное лобби, и именно поэтому мы готовы к дискуссии в Верховной раде на предмет того, какую систему уплаты субъектами предпринимательской деятельности в аграрном секторе мы выберем»,‒ отметил Арсений Яценюк.

Зарплатный подход

Согласно концепции реформирования налоговой системы, правительство намерено упростить администрирование налога на прибыль. Предусматривается единый учет на основе стандартов финансовой отчетности, а базой налогообложения станет финансовый результат, скорректированный на ограниченное количество налоговых разниц. При этом количество налоговых разниц предложено сократить с 49 до 3. «Влиять на начисление налога на прибыль будет амортизация, формирование резервов и финансовые операции»,‒ уточнил Арсений Яценюк. Ликвидированы будут разницы, в частности, по расходам на обучение, ремонт, командировки. По словам главы правления Совета национальных бухгалтеров и аудиторов Елены Макеевой, указанные разницы и так несущественно влияли на результат налогообложения. «Предложенные нормы являются европейской практикой. В разных странах количество налоговых разниц колеблется ‒ их, конечно, не 3, но и не 49»,‒ говорит она. Госпожа Макеева добавляет, что гармонизация налогового и бухгалтерского учетов значительно упростит подачу отчетности, поскольку сейчас бизнес подает декларацию по налогу на прибыль, где учитывается амортизация, расходы и рассчитывается объект налогообложения, отдельно предоставляя финансовую отчетность. «Важно, чтобы процесс был прозрачным, чтобы не было разночтений. Потому что процесс имплементации у нас всегда тяжелый ‒ принимается хорошая норма, а потом начинается их корректировка разными подзаконными актами»,‒ уточняет эксперт.

Кроме того, в рамках налоговой реформы правительство инициирует сокращение нагрузки на фонд оплаты труд, поскольку в Украине один из наибольших показателей нагрузки по сравнению со странами ЕС ‒ 54,5% против 36,1%. Предложено несколько вариантов снижения ставки единого социального взноса ‒ с 36,76-49,7% (в зависимости от класса риска на производстве) до 37% от минимальной зарплаты (МЗ, в 2014 году ‒ 1218 грн) или 41%. Если зарплата выше минимальной, то помимо указанных ставок будет применяться еще 19%. Юлия Дроговоз подсчитала, что нагрузка на работодателя хоть и будет снижаться, но незначительно. Например, если зарплата составляет 5 тыс. грн, то в среднем нагрузка составит 23,4% вместо нынешних 37%, при 6 тыс. ‒ 22,6%, при 10 тыс. ‒ 21,2%. «То есть зарплата растет значительно, а налоговая нагрузка ‒ не так существенно »,‒ говорит она. Для того, чтобы работодателям стало выгодно выводить зарплаты из тени, она считает целесообразным снизить ЕСВ, который будет начисляться на сумму зарплаты, которая превышает минимальный уровень с 19 до 10%. В правительстве подсчитали, при обеих вариантах отчисления сократятся на 45,5 млрд грн (до 143,5 млрд грн) и 47,9 млрд грн (до 141,1 млрд грн) соответственно. Перекрыть падение доходов Пенсионного фонда в Кабмине предлагают за счет введения дифференцированной ставки налога на доходы физлиц. Концепцией предложено 6 моделей. Сейчас применяются две ставки ‒ основная 15% и повышенная ‒ 17%, применяемая к сумме от 10 минимальных зарплат (МЗ) ‒ 12,18 тыс грн) Согласно разным вариантам реформы НДФЛ, возможно применение ставок от 10% до 25% в зависимости от объема получаемых доходов. Наименьшая сумма дополнительных отчислений в бюджет ‒ 2,5 млрд грн ‒ ожидается от модели, которая сохраняет основную ставку в 15% для зарплат до 10 МЗ, от 10 до 40 МЗ (до 48,72 тыс грн) ‒ 20% к части превышения и выше этого порога ‒ 25%. Наибольший объем дополнительных поступлений в казну ‒ 14,7 млрд грн ‒ ожидается от варианта, когда по 15-процентной ставке облагается доход до 1 МЗ, до 17 МЗ (20,706 тыс грн) ‒ 20% и выше этой суммы ‒ 25% .

По словам ведущего научного сотрудника Института демографии и социальных исследований Лидии Ткаченко, правительство так и не дает ответ на вопрос, за счет чего будут перекрыты недопоступления в Пенсионный фонд от либерализации ставок ЕСВ и НДФЛ. «Расчет на детенизацию. Но как можно рассчитывать на это, когда четверть населения стоит на базарах, и их доход не учитывается, когда идет наличный расчет без кассовых аппаратов,‒ говорит она.‒ Наоборот, во время кризиса, я уже не говорю про войну и разруху, теневая экономика растет». Кроме того, не совсем понятно экспертам, согласовали ли Кабмин свои изменения с МВФ, поскольку любые фискальные поправки должны быть завизированы кредитором.

Служба прилагается

Среди реформ ‒ ликвидация налоговой милиции и создание Службы финансовых расследований (СФР), которая, как заявлялось ранее, должна объединить в себе все функции по расследованию налоговых и экономических преступлений. Согласно законопроекту, который уже разработан представителями налоговой милиции, СФР получит полномочия Государственной фискальной службы по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, МВД ‒ по борьбе с организованной преступностью в части экономических правонарушений и СБУ ‒ по защите интересов государства в сфере экономической безопасности. Госпожа Дроговоз считает, что методы внедрения большинства налоговых норм оказались диктаторскими. В частности, по ее словам, весь бизнес выступает против создания СФР. Однако премьер-министр заверяет, что теперь у бизнеса и экспертов есть месяц на доработку предложенной концепции реформирования налоговой системы, чтобы уже в сентябре подать обновленный вариант на рассмотрение парламента. «Мы четко изложили наше видение. Есть альтернативное ‒ предлагайте. Есть лучший вариант ‒ покажите. Мы готовы к любой критике, но только с предложениями»,‒ резюмировал господин Яценюк.

Читайте также

Рай для избранных: что не так с налоговой системой в Украине

В Украине налоговая система требует кардинальных реформ, но вот рубить с плеча нельзя - и вот почему...

Украинцы, делитесь вашими доходами: что предполагает национальная стратегия-2030

Большинство положений Национальной стратегии доходов, подготовленной правительством, вредны для украинской экономики

Принуждение к взяткам: в Украине начинаются налоговые проверки бизнеса

МВФ потребовал от Украины возобновить налоговые проверки предпринимателей, что это значит