RU  UA

пятница, 19 апреля
  • НБУ:USD 39.50
  • НБУ:EUR 42.10
НБУ:USD  39.50
Налоги

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Правитель­ство пре­небре­гает парла­ментом

Минфин отказался учесть в налоговой реформе большинство правок депутатов

Минфин отказался учесть в налоговой реформе большинство правок депутатов Фото: Владислав Содель

После нескольких недель работы над проектом Налогового кодекса правительство не только не учло предложения депутатов и экспертов, а еще более ужесточило налоговые нормы. Такой подход обострил и без того непростые отношения между парламентом и Кабинетом министров, что ставит под сомнение возможность принятия до конца года налоговой реформы. Новшества, появившиеся в результате доработки документа буквально за несколько дней, предусматривают еще большее усиление контроля над затратами и доходами физических лиц, введение налогообложения наследства, декларирование наличных средств с необходимостью их внесения на банковские счета, а также расширение полномочий фискальных органов и установление новых штрафов для бизнеса. Уже сегодня в 15.00 в комитете по вопросам налоговой и таможенной политики министр финансов Наталья Яресько должна будет объяснить причину игнорирования правок депутатов.

В течение нескольких недель депутаты и эксперты имели возможность дорабатывать предложения Кабинета министров к Налоговому кодексу, на основании норм которого Кабмин и сформировал проект бюджета на 2015 год. Однако процесс внесения правок отличался от традиционного, парламент имел возможность работать лишь с «теневым» вариантом реформы, поскольку правительство затягивало с официальной подачей документа. Последний раз предложения, в частности в налоговое законодательство, согласовывались в прошлые выходные. Причем сначала с премьер-министром Арсением Яценюком, а позже и с президентом Петром Порошенко. По информации А', господин Яценюк даже пообещал представителям коалиции учесть их замечания и правки к документу. Это могло бы обеспечить относительно бесконфликтное прохождение нового варианта кодекса в Верховной раде.

Однако вчера утром прямо перед рассмотрением всех правительственных законопроектов в сессионном зале депутаты получили законопроект на 500 страницах, который не только не учитывал их предложения, но и еще более ужесточал налоговые нормы. «Как будто бы и не было этой работы, когда мы изо дня в день ходили и дорабатывали изменения. За такой вариант кодекса я точно голосовать не буду. И пусть меня исключат из коалиции, исключат из фракции, но такого законодательства быть не должно»,– сетовал А' один из депутатов фракции «Батькивщина». «Я верила, что мы получим другой документ. Никогда не думала, что не будет обратной связи с Кабмином,– заявила Нина Южанина («Блок Петра Порошенко»).– На фракции я говорила, что мы продуктивно поработали, но когда я взяла в руки этот документ, я не знала куда деваться».

Официальная версия проекта изменений в Налоговый кодекс предусматривает увеличение налоговой нагрузки как на бизнес, так и на физлиц. И большинство норм могут вступить в силу уже с 1 января 2015 года. Напомним, предложения правительства изначально предусматривали введение непрямых методов оценки доходов граждан. Все, что не будет добровольно задекларировано, будет считаться таковым в размере 200 тыс. грн. Превышение расходов над доходами планировалось облагать по двойной ставке налога на доходы физлиц – 30%. В результате, ставка в проекте не изменилась, но Минфин решил пересмотреть условия выхода налоговиков на документальную проверку и источники происхождения средств.

Помимо собственных активов физлица, будут учитываться еще и доходы лиц, проживающих с плательщиком, связанные с ним бытовыми условиями и имеющие взаимные права и обязательства. В то же время не пересмотрен механизм подачи нулевой декларации с 1 января по 31 октября, хотя в парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики отмечали, что процедура требует существенной доработки. Более того, появилась в кодексе норма о декларировании наличных средств в размере 200 тыс. грн, которые гражданам необходимо будет внести на счет в банке до дня подачи разовой декларации. Эти средства должны храниться в банке не менее одного года. Кто хочет снять свои деньги, должен будет заплатить в бюджет 3% от снятого объема. И все это в условиях кризиса в банковском секторе и оттока средств из финансовых учреждений.

Но и на этом правительство решило не останавливаться. Предложено налогообложение наследства для близких родственников в объеме более 1 млн грн. Ставка может составить 5% (сейчас облагается по нулевой). Ставку налогообложения пассивных доходов – инвестиционной прибыли, роялти, процентов – предложено увеличить с 15% до 20%, дивиденды из иностранных источников – с 5% до 15%. Не учло правительство и замечания о нецелесообразности повышения ставки сбора при покупке валюты в наличной форме. Она может быть увеличена в 4 раза – до 2%. Не отменяется эта дополнительная налоговая нагрузка для заемщиков, погашающих валютные кредиты, хотя неоднократно эксперты и депутаты обращали внимание и на такую проблему.

Согласно доработанной версии, правительство решило оставить две ставки налога на доходы физлиц. Основная – 15%, применяемая к доходам до 10 минимальных зарплат (МЗ; сейчас больше 12 тыс. грн), и дополнительная при доходах более 10 МЗ – 20% (сейчас 17%). Хотя ранее настаивали на расширении прогрессивной шкалы – от 15 до 25%, что не нашло поддержки депутатов профильного комитета. Кроме того, больше придется платить и автомобилистам. Неожиданно появился в проекте кодекса транспортный налог, со скандалом отмененный в 2009 году. Тогда парламент существенно пересмотрел ставки тогда еще транспортного сбора, что вызвало массовые акции протеста, и депутаты были вынуждены его снизить, а через несколько месяцев и вовсе отменить. Вместо него был введен «сбор с пистолетов» при заправке бензина. Сейчас правительство предложило сохранить его, а также дополнительно взимать налог с легковых автомобилей, которые использовались до 5 лет. 25 тыс. грн в год должны будут уплатить собственники транспортных средств с бензиновым двигателем объемом 3 тыс. куб. см и дизельным – 2,5 тыс. куб. см. «Эти все идеи повторяются. Тигипко инициировал введение (при разработке Налогового кодекса, когда он занимал должность вице-премьера в правительстве Николая Азарова.– А'), поэтому такое чувство, то все эти клерки вернулись и решили возродить эту идею,– возмущен генеральный директор Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.– Судя по всему, правительству не известны такие понятия как турбо- и битурбодвигатель, когда объем двигателя 2 л, но она мощнее чем 6-литровый двигатель, например Porsche. В то же время у Mini небольшой объем двигателя, хотя стоимость автомобиля высокая – около 40 тыс. евро».

Есть изменения и для бизнеса. Требование о подачи отчетности по НДС в электронном виде будет для всех плательщиков, в то время как сейчас эта норма действует только для среднего и крупного бизнеса. Появился и новый штраф за нарушение сроков регистрации налоговых накладных в едином реестре – от 10 до 40% от суммы НДС в зависимости от количества дней просрочки (от 10 до более 61 дня). За отсутствие накладной в реестре и расчета корректировки в течение 180 дней санкции уже увеличиваются до 50%. Из новшеств – увеличение порога регистрации плательщиком НДС – с 300 тыс. до 1 млн грн; местные советы могут получить право самостоятельно устанавливать необлагаемый налогом порог площади при введении налога на недвижимость; военный сбор в размере 1,5% от зарплаты будет действовать не в течение 2015 года, как предполагалось ранее, а «до окончания реформ вооруженных сил Украины». Наполнять бюджет правительство планирует также за счет введения 10-процентного сбора в Пенсионный фонд за клеймение ювелирных изделий. Ряд драконовских норм, в частности, взыскание сумм налогового долга без решений суда, ограничение на оборот наличных средств и сотрудничество плательщиков единого налога с крупным бизнесом, а также введение нового 5-процентного акцизного налога на продаже в рознице алкоголя, табака и нефтепродуктов, вообще остались без изменений.

Вчера члены налогового комитета на своем заседании возмущались по поводу такого отношения правительства к их работе и к наработкам экспертов. «То, что зарегистрировали на голову не налазит»,– считает Александр Долженков («Оппозиционный блок»). «У меня такое впечатление, что последние две недели не работали, а если и работали, то нас просто не слышали,– добавляет первый заместитель главы комитета Андрей Журжий («Самопомич»).– Мы не имеем права за неделю до нового года принимать такой кодекс».

Напомним, вчера парламент решил уже в четверг рассмотреть в первом чтении весь пакет из 44 законопроектов, поданных правительством, а в воскресенье – принять их уже в целом, после чего можно приступать к работе над проектом бюджета-2015. Члены комитета поясняли, что необходимость принятия, в частности, такого Налогового кодекса, правительство аргументирует наличием рисков дефолта страны и ожиданиями денег от МВФ. «Для проведения полноценной административной реформы правительство не сделало ничего, расходы на свое содержание не сокращены, налоговые ямы, карусели и контрабанда как были, так и остались, а ведь в подчинении Арсения Яценюка и налоговая служба, и Госфинмониторинг, и МВД»,– заявил один из депутатов. «Пусть еще объяснят, как проводилось рефинансирование банков, почему до сих пор на восток поставляется газ и электроэнергия, и никто за это не платит. Зато они бизнес и физлиц хотят обложить, да еще гражданам в холодильник залезть или, например, отменяют льготы по НДС для школ, институтов, детсадов. Ну, много они там сэкономят?» – возмущался другой депутат.

Сегодня в 15.00 планируется очередное заседание налогового комитета, куда пригласили министра финансов Наталью Яресько. Она должна объяснить, почему ведомство проигнорировало депутатские правки. Присутствия на комитете заместителя министра финансов Дениса Фудашкина оказалось недостаточно. «А имеет ли право замминистра учитывать сейчас наши замечания? Есть ли у господина Фудашкина такие полномочия или это пустая трата времени?» – спрашивал Виталий Хомутынник (группа «Экономическое развитие»). Члены комитета в какой-то момент даже собирались вообще отклонить проект кодекса, но все же согласились заслушать госпожу Яресько.

Читайте также

Рай для избранных: что не так с налоговой системой в Украине

В Украине налоговая система требует кардинальных реформ, но вот рубить с плеча нельзя - и вот почему...

Украинцы, делитесь вашими доходами: что предполагает национальная стратегия-2030

Большинство положений Национальной стратегии доходов, подготовленной правительством, вредны для украинской экономики

Принуждение к взяткам: в Украине начинаются налоговые проверки бизнеса

МВФ потребовал от Украины возобновить налоговые проверки предпринимателей, что это значит