RU  UA  EN

четверг, 28 марта
  • НБУ:USD 38.90
  • НБУ:EUR 42.05
НБУ:USD  38.90
Политика

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Люстрации готовят долгое будущее

Фото: Владислав Содель

Законопроект «Об очищении власти» в процессе подготовки ко второму чтению ждет множество изменений. Рабочая группа по доработке документа высказала ряд серьезных замечаний, а также предлагает учесть мнение общественных организаций и международных экспертов. В то, что закон о люстрации будет принят до внеочередных выборов, верят уже не многие.

На первое заседание рабочей группы по доработке люстрационного законопроекта «Об очищении власти», которое состоялось во вторник, 19 августа, в зале парламентского комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, прибыли представители большинства депутатских фракций и групп, а также журналисты. По замыслу организаторов мероприятия, народные депутаты должны были согласовать между собой принципиальные требования их политических сил к документу.

Напомним, законопроект «Об очищении власти» был принят Радой в первом чтении 14 августа («за» – 252 голоса). Документ, среди прочего, предполагает люстрацию чиновников высшего эшелона центральных органов исполнительной власти, руководителей различных подразделений силовых ведомств, военного командования, которые занимали свои посты с 25 февраля 2010 года (дата вступления на пост президента Виктора Януковича) по 22 февраля 2014-го (день бегства Виктора Януковича из Киева), а также граждан, которые до 19 августа 1991-го занимали видные посты в Компартии, комсомольской организации или сотрудничали с КГБ.

Народный депутат Оксана Продан (УДАР) сразу предложила составить список конкретных физических лиц, которым на протяжении 10 лет необходимо запретить занимать в Украине руководящие должности. «Почему мы говорим только о тех, кто работал с 2010 по 2014 год? Мы должны говорить о всех, кто работал в независимой Украине на ответственных постах с 1991 года и привел ее к тому состоянию, в котором страна сейчас находится,– заявила госпожа Продан.– Представители органов самоуправления, которые находятся на территории, где действуют террористические организации в Луганской и Донецкой областях также должны автоматически попасть под люстрацию». Она также отметила, что в законопроекте нет обязательных требований к прозрачности работы органов люстрации.

Предложения других участников заседания были не менее масштабными. Так, народный депутат Анна Герман (Партия регионов) высказалась за вынесение законопроекта на парламентские слушания с приглашением на них видных польских политиков, которые имеют опыт проведения люстрации у себя в стране. Идея депутатам понравилась, и они выступили за проведение тематической конференции с привлечением представителей общественных организаций. «Итоговый текст законопроекта к второму чтению должен быть продуктом общественного консенсуса»,– подытожил народный депутат Виктор Чумак (УДАР).

Попытку перейти к постатейному анализу законопроекта предпринял народный депутат Олег Бондарчук («Свобода»), но коллеги сразу выступили против, заметив: «так мы будем заседать до вечера». Впрочем, депутаты стали расходиться по одному, не просидев в зале заседаний и часа. В то время как в зале еще шло обсуждение, Виктор Чумак в коридоре уже общался с журналистами.

— В законопроекте прописано очень много такого, что будет мешать его принятию,– заявил господин Чумак.– Например, пограничники до 1991 года все учились в Высших училищах КГБ. Разве можно их всех уволить?

— Какие шансы у закона быть принятым до переизбрания Верховной рады? – поинтересовался у депутата корреспондент А'.

— Возможно, к концу сентября мы выйдем на более-менее приемлемый текст. Скорее всего, закон будет принят уже новым составом Рады,– ответил Виктор Чумак.

Заседание длилось чуть больше часа. Депутаты разошлись, договорившись снова встретиться 26 августа, чтобы обсудить выводы независимых экспертов относительно текста законопроекта. Впрочем, некоторые парламентарии не скрывали, что коллеги намеренно затягивают обсуждение. «Часть предложений вносится с одной целью – нивелировать закон и не допустить его принятия, а в случае принятия – возможности его применения»,– сетовал народный депутат Леонид Емец («Батькивщина»). «Это очень важный и ответственный процесс и нельзя его подгонять под выборы – внеочередные осенние, или те, что пройдут весной 2015 года. Это не так важно. Важно заложить правовые основы под люстрационный процесс, чтобы не нарушались права человека и Конституция»,– заявила А' Анна Герман.

— О каких выборах весной 2015 года вы говорите? – уточнил корреспондент А'.

— Я думаю, что весной будут еще одни парламентские выборы. Эта зима будет настолько тяжелой, что все, что происходит сейчас, покажется нам легкой прелюдией,– ответила госпожа Герман.

Читайте также

За что из СНБО уволили Данилова и кто такой Литвиненко

Перезагрузка среди силового блока продолжается, с этим связана отставка Алексея Данилова с должности секретаря СНБО

Депутаты-­­дезертиры: почему Верховная Рада впадает в кому

Есть несколько причин из-за чего Верховная Рада стала работать гораздо менее эффективно

Битва за мобилизацию: почему депутаты не спешат с новым законом

Пока наши защитники сражаются против российских оккупантов на фронте, нардепы все никак не могут проголосовать мобилизацию