RU  UA  EN

пятница, 29 марта
  • НБУ:USD 38.90
  • НБУ:EUR 42.05
НБУ:USD  38.90
Политика

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Министерство о двух концах правды

Общественность все еще считает идею создания Мининформполитики рискованной, несмотря на отсутствие пока причин для опасений

Общественность все еще считает идею создания Мининформполитики рискованной, несмотря на отсутствие пока причин для опасений Фото: Владислав Содель

С начала декабря медиа-общественность активно обсуждает инициативу создания Министерства информационной политики. По замыслу его основного идеолога Юрия Стеця, ведомство должно стать органом, регулирующим государственную стратегию в ходе информационной войны с Россией. Впрочем, опасения общественности в том, что новое министерство станет органом цензуры пока что беспочвенны, так как полномочия нового ведомства еще не определены. В то же время, и сама необходимость создания Мининформполитики до сих пор остается под вопросом.

Впервые о создании Министерства информационной политики 30 ноября заявил депутат Верховной рады от фракции «Народный фронт» Антон Геращенко. На своей странице в Facebook парламентарий рассказал о том, что идея создания ведомства, которое целенаправленно занималось бы стратегией информационной политики государства, сейчас обсуждается в коалиции. А вероятным главой нового министерства народные депутаты видят Юрия Стеця – генерального продюсера «5 канала» и главу управления информбезопасности Национальной гвардии.

Сторонники и противники

Несмотря на то, что сама концепция нового министерства еще не была представлена широкой общественности, в соцсетях и журналистских кругах началась серьезная критика инициативы коалиции. Еще не созданное министерство в мгновение ока прозвали «Министерством правды», намекая на то, что оно может стать инструментом цензуры в СМИ, а в последнее время в соцсетях приобрел популярность хэштег #МинСтець. Некоторые СМИ даже начали организовывать флэш-мобы с целью привлечь внимание к вопросу притеснения свободы слова, который якобы может возникнуть в ходе работы министерства.

Однако среди медиа-менеджеров нашлись и те, кто готов пока поверить в Мининформполитики. Так, директор Национальной телерадиокомпании Зураб Аласания отметил, что критика медиа-общественности является нелогичной. «Я совсем не понимаю, зачем тратить бешеный протестный ресурс всего медийного цеха на это (критику Мининформполитики.– А’)»,‒ написал он на своей странице в Facebook. Факт создания министерства, по его словам, свидетельствует о том, что власть на системном уровне ввязывается в информационную войну, запускает механизмы пропаганды и контрпропаганды, а также избавляет журналистов от необходимости выбора между профессиональными стандартами и патриотической позицией. «Если никогда ничего не делать, то никогда ничего и не будет»,‒ подвел итог господин Аласания.

Впрочем, неодобрение общественности не помешало парламентариям уже 2 декабря утвердить господина Стеця на должность министра информационной политики. Не помешало им и фактическое отсутствие министерства. Таким образом, Юрий Стець стал первым в истории независимой Украины министром без министерства.

Судя по всему, господин Стець и сам не ожидал столь быстрого назначения, поскольку еще за день до утверждения Верховной радой состава Кабинета министров отмечал необходимость ряда согласовательных мер и обсуждения концепции министерства с общественностью, а только потом – создание самого ведомства. Другие инициаторы создания нового министерства из числа парламентариев вместе с тем отмечали, что на создание Мининформполитики необходимо будет потратить не меньше полугода. Можно предположить, что ряд лиц в высших эшелонах власти были заинтересованы в создании министерства в кратчайшие сроки.

Нельзя однозначно утверждать, что все чиновники отнеслись к идее создания Мининформполитики благосклонно. Как рассказал А’ источник в администрации президента (АП), инициативу господина Стеця там не слишком поддерживают, а некоторые представители АП даже пытались отговорить ответственных за реализацию этого решения политиков. «Тут дело даже не столько в рисках, сколько в целесообразности: делать целое министерство для того, чем должен заниматься один-единственный департамент Минобороны – это как-то странно»,‒ отмечает источник А’. Вместе с тем, он отметил, что позиция президента в данном вопросе противоположна позиции АП – он как раз не против создания Мининформполитики. Впрочем, собеседник А' в администрации добавил, что вопрос о сотрудничестве его ведомства с новым министерством сейчас рассматривается больше с позиции «не мешать работе», чем «способствовать ей».

Не исключено, что на стремительное принятие решений о создании Мининформполитики повлияли заявленные «благие цели» министерства – разработка мер, необходимых для ведения информационной войны, поддержка украинских вещателей за рубежом и координация информационной политики всех государственных органов. Впрочем, как именно все эти цели будут реализовываться, пока не известно. Единственным документом, хоть как-то проливающим свет на работу министерства, является проект «Положения о Министерстве информационной политики». Наличия его пока недостаточно, чтобы составить максимально полное мнение о функционировании ведомства.

«Обо всем и ни о чем»

Управляющий партнер юридической компании Jurimex Юрий Крайняк отметил, что для того, чтобы у Мининформполитики появились конкретные полномочия, необходим ряд законодательных изменений. «Ни один закон Украины не дает определения понятию “главный орган в системе центральных исполнительных органов по формированию стратегии информационной политики государства…”, а согласно ст.19 Конституции все полномочия госорганов определяются только законами»,‒ говорит господин Крайняк. Кроме того, в положении используется и ряд других терминов, не имеющих законодательных определений, таких как «информационная политика государства», «исследования влияния СМИ на массовое сознание» и прочие. Также не ясно, при помощи каких каналов коммуникаций министерство будет обеспечивать эту «государственную информационную политику». Следует напомнить, что 1 января 2015 года вступает в силу закон «Об общественном вещании», в рамках которого государство фактически лишается всех имеющихся у него СМИ.

Если анализировать документ по сути, то Мининформполитики предстает неким симбиозом пресс-службы Совета национальной безопасности и обороны, парламентского комитета по свободе слова и Государственного комитета по теле- и радиовещанию. Сам проект положения обрисовывает лишь общие вопросы функционирования министерства и не дает какого-либо представления о полномочиях ведомства. Кроме того, документ не предусматривает никакой ответственности за нарушение «информационной политики» в том или ином ее виде. «Подобная ответственность также может быть внедрена только при помощи законов. В целом, прямой угрозы свободе слова в проекте положения нет, если не учитывать того, что нет понимания того, как государство будет придерживаться своей информационной политики»,‒ резюмирует Юрий Крайняк. Фактически «Положение о Мининформполитики» в общих чертах описывает то, чем министерство хотело бы заниматься ‒ его программные цели, а не полномочия.

Оценить эффективность будущей работы министерства как и результативность работы самого Юрия Стеця в качестве военного пропагандиста сейчас не представляется возможным. Открытых данных о его деятельности практически нет. Его единственным широко известным успехом на этом поприще называют создание газеты «Україна Єдина», которая выпускается тиражом в несколько тысяч экземпляров в зоне АТО. Газета является пропагандистским изданием, где публикуются материалы для солдат украинской армии и о них самих.

Как бы там ни было, общественности, скорее всего, придется смириться с существованием в украинском правовом поле нового министерства. Согласно источнику А’ в правительстве, для нового министерства уже выделены офисные помещения. Связаться с Юрием Стецем вчера не удалось. Следует также отметить, что пока ни один законопроект, каким-то образом связанный с деятельностью Мининформполитики, в парламенте зарегистрирован не был. Справедливости ради стоит сказать, что при желании властей функции цензора можно было бы реализовать, законодательно наделив соответствующими полномочиями любой другой государственный орган, связанный с медиа-рынком, например, Госкомтелерадио или Нацсовет по телевидению и радиовещанию. И ранее такие органы сознательно препятствовали работе СМИ. Так, Нацсовет по ТВ и РВ в свое время на протяжении нескольких месяцев отказывал в выдаче лицензии на спутниковое вещание телеканалу «Эспрессо ТВ», считающемуся на то время оппозиционным. Таким образом, говорить о том, что создание Мининформполитики однозначно свидетельствует о введении цензуры СМИ, пока нельзя. Шансы на ее введение остаются примерно теми же, что и в случае отсутствия «специализированного» министерства.

Читайте также

За что из СНБО уволили Данилова и кто такой Литвиненко

Перезагрузка среди силового блока продолжается, с этим связана отставка Алексея Данилова с должности секретаря СНБО

Депутаты-­­дезертиры: почему Верховная Рада впадает в кому

Есть несколько причин из-за чего Верховная Рада стала работать гораздо менее эффективно

Битва за мобилизацию: почему депутаты не спешат с новым законом

Пока наши защитники сражаются против российских оккупантов на фронте, нардепы все никак не могут проголосовать мобилизацию