RU  UA  EN

суббота, 20 апреля
  • НБУ:USD 39.55
  • НБУ:EUR 42.10
НБУ:USD  39.55
Общество

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Нацсовету по ТВ предложат расширить полномочия

Парламентский комитет по свободе слова хочет предоставить телерегулятору право приостанавливать действие лицензий

Парламентский комитет по свободе слова хочет предоставить телерегулятору право приостанавливать действие лицензий Нацсовет по телерадиовещанию может получить право "вынести" вещателей из эфира за неполиткорректность Фото: Владислав Содель

Национальному совету по теле- и радиовещанию могут предоставить право приостанавливать действие лицензий вещателей в случае нарушения ими норм закона «О теле- и радиовещании». Соответствующий законопроект парламентский комитет по вопросам свободы слова и информационной политики намерен зарегистрировать в Верховной раде. Несмотря на то, что эта инициатива предположительно направлена на обеспечение национальной безопасности, участники рынка опасаются, что она может использоваться с целью оказания давления на них. Вместе с тем, эксперты отмечают, что подобные решения Нацсовета можно будет при желании заблокировать через суд.

Права Национального совета по телевидению и радиовещанию по контролю за деятельностью теле- и радиоканалов могут быть существенно расширены. Соответствующий проект закона комитет Верховной рады по вопросам свободы слова и информационной политики планирует внести в парламент в ближайшее время. По словам главы Нацсовета Юрия Артеменко, законопроектом предполагается предоставить возможность регулятору приостанавливать действие лицензий телеканалов и провайдеров на срок до шести месяцев, а также обуславливаются размеры штрафов за нарушение закона «О телевидении и радиовещании». Так, блокирование лицензии будет осуществляться по запросу Нацсовета в суд, который в течение 72 часов обязан будет установить, действительно ли вещатель нарушил закон, и сможет приостановить лицензию.

Вместе с тем суммы штрафов за нарушение лицензионных условий и закона «О телевидении и радиовещании» составят от 5% до 15% стоимости самой лицензии. «В законопроекте сумма штрафов привязана к стоимости лицензии в том числе и для того, чтобы избежать коррупционного элемента и снижения величины штрафа в результате договоренностей. Так, 5-процентный штраф будет предусмотрен за незначительные нарушения, 10-процентный – за более существенные, а 15-процентный – за призывы к вражде, проявления ксенофобии и подобные нарушения»,– отметил господин Артеменко. Так, по его словам, максимальный штраф для региональной телерадиокомпании может составлять около 20 тыс. грн, в то же время для ТРК «Украина» он будет составлять уже около 700 тыс. грн, а для телеканала «1+1» – около 1,5 млн грн. В случае, если вещатель облагается штрафом сразу по нескольким лицензиям, то штраф будет вычисляться от общей стоимости всех лицензий. «Также подготовлен и альтернативный вариант – в котором штрафом облагается только лицензия с наибольшей стоимостью»,– добавил господин Артеменко.

Связаться с главой комитета и инициатором создания этого законопроекта Викторией Сюмар до момента публикации материала не удалось. Пока же информация о регистрации законопроекта не была опубликована на сайте парламента.

Руководитель одного из департаментов крупного медиахолдинга, пожелавший остаться неназванным, опасается, что в законопроекте не будут прописаны четкие критерии, по которым регулятор может лишить телеканал лицензии. «Это фактически превращает ситуацию в субъективный произвол, где мы будем вынуждены постоянно думать о том, не нарушили ли что-то. Основой для вынесения решения становится субъективная оценка, и какими будут ее критерии, мы можем только угадывать»,– говорит источник. Кроме того, по его словам, ситуацию усугубляет и то, что в сетке вещания, которая утверждается заблаговременно, может оказаться программа или фильм, участие в которой принимает знаменитость, ставшая «нон-грата» уже после составления самой сетки. «Вместо всего этого уже можно было бы сформулировать четкую, понятную для общества и СМИ стратегию и тактику информационной безопасности страны»,– отмечает собеседник А'.

Однако строгость санкций еще не обязательно свидетельствует о том, что их невозможно будет избежать. Так, управляющий партнер юридической фирмы Jurimex Юрий Крайняк отмечает, что вопрос ограничений работы телеканалов в данном случае напрямую связан с соблюдением ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Всеобщей декларации о правах человека. «Согласно им, вмешательство в сферу прав не будет считаться нарушением, только если будет предусмотрено законом, преследовать правомерную цель и являться необходимым в демократическом обществе. Таким образом, законопроект точно обосновывает только первое из этих условий и отчасти второе, в том время как в «необходимости» приостановки лицензии можно будет усомниться»,– отмечает господин Крайняк. Таким образом, при необходимости решение Нацсовета можно будет заблокировать в судебном порядке, ссылаясь на международные конвенции, стоящие выше законов Украины. Господин Крайняк также приводит в пример решение Nacionala elektronisko plassazinas lidzeklu padome (латвийский телерегулятор) от 3 апреля 2014 года по приостановке лицензии телеканала «Россия», которое было успешно реализовано.

Вместе с тем, по словам господина Крайняка, также следует обратить внимание и на механизм штрафных санкций, предлагаемый Нацсовету. Его также необходимо согласовать с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод. «В свое время мы направляли в Нацсовет свои замечания по предыдущим вариантам реализации этих санкций. Насколько они были учтены, пока сказать не могу, но если в законопроекте будут те же ошибки – будем высылать свое видение документа повторно»,– добавил Юрий Крайняк.