RU  UA

Вівторок, 23 квітня
  • НБУ:USD 39.25
  • НБУ:EUR 41.85
НБУ:USD  39.25

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

На службе у финансов

Правительство подготовилось к созданию Службы финансовых расследований

Правительство подготовилось к созданию Службы финансовых расследований Служба финансовых расследований выступит в качестве правоприемницы других силовых структур, занимающихся противодействием финансовым преступлениям Фото: PHL

Несмотря на обещания правительства в течение месяца доработать с экспертами и бизнесом налоговые изменения, Кабинет министров внес в Верховную раду пакет законопроектов о создании Службы финансовых расследований. Это будет единый орган, который будет заниматься расследованием экономических преступлений. В случае изменения законодательства свои полномочия в этой сфере потеряют СБУ и МВД. Представители бизнеса хоть и поддерживают создание единой службы, однако считают, что концентрация полномочий в едином ведомстве слишком опасна.

С каждой службы по полномочиям

Правительство направило в парламент пакет законопроектов №4449а–4452а, которые должны стать основой для создания Службы финансовых расследований (СФР) в Украине. Предполагается, что это будет центральный орган исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности, деятельность которого координируется и направляется Кабинетом министров. СФР станет единственным в стране ведомством, которое помимо выявления, прекращения и предупреждения экономических преступлений, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, будет работать еще и с целью нейтрализации «негативных социальных процессов и явлений, порождающих экономические правонарушения». Если ранее предполагалось, что СФР будет создана на базе Государственной финансовой инспекции, то теперь этой нормы в законопроекте нет. При этом новому органу планируется передать ныне существующие полномочия налоговой милиции, а также часть функций МВД и СБУ. Речь идет о борьбе с организованной преступностью в части экономических преступлений и защите интересов государства в части финансовой безопасности.

СФР получит полномочия формирования государственной политики, право оперативно-розыскной деятельности и досудебного расследования, розыска лиц, которые скрываются от следствия и суда за уголовные преступления в рамках компетенции. Кроме того, среди заданий анализ и прогнозы тенденций развития «негативных процессов уголовного характера» в экономической сфере, а также контроль за доступом пользователей к информационным системам, перечень которых еще должен будет установить Кабмин. СФР также получит право создавать и свои информсистемы, однако каким будет их содержание и будет ли к ним публичный доступ, в законопроекте не указывается.

Все, кто будет работать в Службе финансовых расследований, в обязательном порядке должны пройти тестирование на полиграфе, а также соответствовать критериям профессиональной пригодности. Однако, что это за критерии – в документе также не уточняется. Количество сотрудников, служащих и работников Службы финансовых расследований определяется Кабинетом министров по представлению главы СФР. В свою очередь, руководитель центрального аппарата СФР назначается Кабмином на 6 лет, но на должности не может находиться более, чем два срока. Досрочно его полномочия могут быть приостановлены, в частности, при условии исполнения 65 лет или вынесения судом обвинительного приговора. Добавим, что сотрудники СФР все свои решения принимают самостоятельно и за противоправные действия или бездеятельность будут нести дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Но саму суть противоправности еще необходимо будет доказать в суде. Отсутствует также в законопроекте и норма о том, что СФР – гражданская служба.

Дорога, по которой уже проходили

В законопроекте предусмотрены широкие возможности для общественного контроля. Контролировать финансовых милиционеров можно будет через избираемый консультационно-совещательный орган. В частности, как говорится в документе, это даст возможность «учитывать общественное мнение при формировании и реализации госполитики в сфере экономической безопасности». Руководитель секретариата совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский отмечает, что по опыту, подобные общественные коллегии никогда серьезно не могут повлиять на принятие решений. «Всегда можно подобрать лояльный состав совета или менять его»,– говорит он. Кроме того, из первоначальной версии законопроекта была удалена норма о подотчетности СФР парламенту, что также может способствовать возникновению ряда рисков, считает господин Забловский. «Подотчетность правительству повлечет политические риски. Служба может стать инструментом в угоду определенных политический сил»,– поясняет он.

Напомним, еще на прошлой неделе премьер-министр Арсений Яценюк, представляя проект правительственной концепции реформирования налоговой системы, заявил о том, что у экспертов и общественности есть еще месяц для согласования предложений и внесения своих поправок. Однако, не дожидаясь мнения представителей бизнеса, правительство все же внесло пакет законопроектов об СФР в Верховную раду. Кроме того, около месяца назад, официально представляя коллективу Государственной фискальной службы (ГФС) руководство ведомства, господин Яценюк поставил задачу принять закон о СФР до 1 сентября. По информации А', глава ГФС Игорь Билоус заявил, что у него есть альтернативная нынешней редакции версия законопроекта, которая, по его словам, положительно воспринимается бизнесом. Однако он отказывается обнародовать ее до того, как с ней ознакомится премьер-министр.

Следует отметить, что это уже не первая попытка правительство создать самостоятельную службу финансовых расследований. В марте прошлого года в правительстве Николая Азарова также пытались инициировать создание такого органа. Однако предполагалось, что он будет подконтролен президенту и иметь неограниченные права, вплоть до контроля за общественным порядком. Только благодаря протестам бизнеса и экспертов эта идея так и не была реализована.

Вопросы здесь задают им

Нынешнюю редакцию бизнес поддерживает не особо, так как у него напрочь отсутствует доверие к контролирующим органам, поскольку любая возможность монополизировать контроль в сфере экономических преступлений несет в себе риски давления на предприятия и физлиц. «Идея требует качественного исполнения. Главное не зарубить ее некачественной реализацией. Нам, как бизнесу, главное почувствовали реальное облегчение, то есть ослабление фискального прессинга. Особенно для добропорядочных предприятий.– заявила А' исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко.– Если нет – тогда властям нужно будет обратить внимание на работу этого ведомства. Тогда непонятно, зачем такие видоизменения».

Мнения народных депутатов в свою очередь разделились. Заместитель главы правительственного комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Андрей Сенченко («Батькивщина») уверен, что законопроект необходимо принимать в первом чтении и как можно быстрее, без затягивания процесса, и дорабатывать его. «Принципиально нужно создать такую службу, поскольку слишком много силовых структур имеют отношение к расследованию одной и той же категории дел и, в итоге, есть в этом вопросе нездоровая конкуренция.– отмечает депутат.– Я думаю, что правильно будет, если расследования финансовых преступлений отойдут в СФР, а у финансовых инспекций останется аудит местных бюджетов. И это можно было бы реализовать в виде департамента Министерства финансов либо расширить полномочия Счетной палаты, добавив к аудиту расходования средств госбюджета еще и аудит расходования средств местных бюджетов».

Его коллега по комитету Оксана Продан (УДАР), напротив, уверена, что будет создана «служба-монстр» и это в условиях, когда у бизнеса нет нормальной возможности работать. Она удивлена норме, когда служба получает права формировать свою политику и при этом осуществлять контроль за реализацией этой политики. Кроме того, в условиях декларирования правительством сокращения расходов, в законопроекте предусмотрен значительный социальный пакет для сотрудников СФР. «Это создание монстра, который не имеет права быть. Не думаю, что этот проект могут поддержать. Наша фракция выступает за то, чтобы сокращать количество контролирующих органов, но не усиливать функции и не объединять в одном органе политику, контроль и правоохранительную деятельность»,– добавляет госпожа Продан. Андрей Забловский также уверен, что в нынешнем составе парламента принять подобную версию законопроекта практически нереально.

Читайте також

В Україні обвал цін на продукти: чому люди цього не відчувають

Ціни на продукти харчування в Україні в 2024 році мають здивувати українців - проте багато залежатиме від політичних рішень

Гектари за безцінь: чи збережуть українці землю від іноземних посягань

Допуск на ринок землі в Україні юридичних осіб спричинив велике зростання цін на земельні ділянки, фермери бояться залишитися безземельними

Дефолт як подарунок Путіну: чи виживе Росія як держава

РФ очікує кризу, яку можна буде порівнювати з економічною катастрофою часів розпаду СРСР