RU  UA

Пʼятниця, 29 березня
  • НБУ:USD 38.85
  • НБУ:EUR 42.05
НБУ:USD  38.85

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Санкционный компромисс

Парламент поддержал базовый закон о санкциях против России

Парламент поддержал базовый закон о санкциях против России Арсений Яценюк придал большое значение принятому в парламенте историческому решению о вводе санкций против страны-агрессора Фото: Украинское Фото

Парламент неожиданно поддержал во втором чтении и в целом правительственный законопроект, предусматривающий введение санкций в отношении юридических и физических лиц-резидентов России, которые поддерживают и финансируют сепаратизм и терроризм в Украине. После доработки документ претерпел значительные изменения – санкции не будут распространяться на украинцев и украинские компании, из перечня исключена возможность введения ограничений и запрета деятельности СМИ, услуг почтовой связи. В то же время правки коснулись процедуры введения санкций – указ президента о их введении теперь в течение 48 часов должен быть рассмотрен еще и Верховной радой.

После двух дней доработки ко второму чтению правительственного базового законопроекта №4453а о введении санкций депутаты все-таки решили поддержать его. За документ в целом проголосовало 244 парламентария. Следует отметить, что фракция Партии регионов не дала ни одного голоса. Напомним, что в первом чтении законопроект после нескольких попыток был принят во вторник. Позже вице-спикер Верховной рады Руслан Кошулинский («Свобода») заявлял А', что документ будет рассматриваться лишь в сентября. «Внесли в законопроект такие правки, которые удовлетворили народных депутатов»,– пояснил А' сегодняшнее решение парламента депутат Павел Ризаненко (УДАР).

Таким образом, санкции будут применяться к физическим и юридическим лицам, которые являются резидентами России. Норму о применении санкций в отношении украинцев и украинских компаний правительство согласилось исключить из законопроекта. По словам господина Ризаненко, на отечественные компании Украина может накладывать санкции в рамках украинского законодательства, например, согласно нормам профильного закона по борьбе с терроризмом. Однако пока ему о таких фактах не известно, так как этому предшествует долгий процесс поиска доказательств. «А с российскими компаниями все понятно и здесь доказывать нечего»,– добавляет парламентарий.

Изначально законопроектом предусматривалось 29 видов санкций – от блокирования активов, ограничения торговых операций и транзита ресурсов до прекращения культурных обменов и научного сотрудничества. Среди санкций также предусматривалось право прекращения предоставления почтовых услуг, деятельности любых СМИ, ограничения ретрансляции теле- и -радиоканалов, производства распространения печатной продукции. По словам премьер-министра Арсения Яценюка, правительство согласилось с предложением исключить эти виды ограничений из базового документа. «Мы считаем, что такие решения могут приниматься исключительно судами Украины в соответствие с законами и Конституцией»,– пояснил он. «Мы поддерживали законопроект о санкциях в том виде, в котором он был изначально предложен, – рассказывает Ксения Ляпина («Батькивщина»).– Единственное, мы участвовали в дискуссии по санкциям в отношении масс-медиа. Против этого выступала ОБСЕ и структуры, защищающие свободу слова. Они обращали внимание на то, что эти вопросы необходимо решать в судебном порядке. В итоге с этими аргументами и согласились». Кроме того, запрет на увеличение уставного капитала не будет касаться банков, а только хозяйственных обществ и предприятий. Такую правку внес Национальный банк. В то же время удалось расширить список санкций на осуществление сделок с ценными бумагами, эмитентами которых являются лица, против которых применены ограничения. Следует отметить, что «Свобода» предложила еще полное или частичное торговое эмбарго, запрет на выдачу кредитов лицам, а также банкам и финансовым учреждениям, против которых действуют санкции, однако профильный парламентский комитет по вопросам национальной безопасности и обороны решение по этим предложения отдал на откуп парламента. В результате, отдельно они так и не были проголосованы, но господин Яценюк пояснил, что, в частности, торговые ограничения и так изначально предусмотрены были законопроектом. Член депутатской группы «Экономическое развитие» Ярослав Сухый отметил, что его правки в документе также не учтены. Они касаются введения определенного срока действия санкций, а в этот период правительство обязано разработать госпрограмму импортозамещения и компенсации убытков. «Россия в последние 10 лет системно сокращала весь импорт украинских товаров, сворачивала сотрудничество и начала торговую войну с Украиной. Именно поэтому мы и подписали соглашение с Евросоюзом. Необходимо диверсифицировать рынки и заниматься импортозамещением»,– отреагировал на замечание премьер-министр.

В результате доработки законопроекта ко второму чтению появилась достаточно противоречивая норма. Она предусматривает новые правила применения, отмены и внесения изменений в санкции. После того, как Совет национальной безопасности и обороны принимает соответствующее решение, оно вводится указом президента и в течение 48 часов еще должно быть утверждено постановлением парламента. Только после этого решение вступает в силу. Напомним, изначально в этой процедуре участия Верховной рады не предусматривалось. И, по мнению господина Ризаненко, это несколько усложнит и затормозит процесс введения санкций. С этим соглашается и Ксения Ляпина, однако она поясняет, что эта норма и была тем компромиссом, «заставившим голосовать за этот закон людей, которые в начале не поддерживали его».

Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко уверен, что санкции должны вступить в силу немедленно. «Эти санкции скорее играют политическую роль. Мы смотримся нелогично, когда санкции в отношении России приняли США, Канада, ЕС, а Украина, которая находится в эпицентре событий, не предпринимает никаких шагов. С этой точки зрения фактически было все равно, что в этих санкциях и как прописана процедура. Нам нужно немедленно их принять. Иначе логика процесса нарушается»,– считает господин Устенко. По мнению исполнительного директора CASE Украина Дмитрия Боярчука, ввести санкции достаточно легко, но для России они критического значения иметь не будут. «Возможно, это станет предупреждением для тех, кто финансировал, как предупредительный выстрел в воздух. Если они не остановятся, то могут быть последствия»,– резюмировал господин Боярчук .

Читайте також

Дефолт як подарунок Путіну: чи виживе Росія як держава

РФ очікує кризу, яку можна буде порівнювати з економічною катастрофою часів розпаду СРСР

Механізми для залучення грошей не сподобаються українцям, але без цього ми не переможемо - економіст Олег Пендзин

Економіст Олег Пендзин розповідає, де держава може взяти кошти на новий мобресурс 450-500 тисяч осіб

Штучний інтелект проти російських вуглеводнів: за ким майбутнє

Успіх компанії Nvidia вкотре показав, що майбутнє за високими технологіями, а сировинні економіки як Росія залишаються у минулому