RU  UA

Пʼятниця, 19 квітня
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 41.90
НБУ:USD  39.35
Регуляторна політика

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Мусор попал в обращение

Кабмин может ввести в понятие «обращение с бытовыми отходами» новую коммерческую составляющую

Кабмин может ввести в понятие «обращение с бытовыми отходами» новую коммерческую составляющую К пакету "обращения с бытовыми отходами" может добавиться дополнительная коммерческая услуга Фото: УНИАН

Правительство пытается решить проблемы в сфере обращения с бытовыми отходами. Предложено ввести ответственность физических и юридических лиц за отказ от заключения договора на предоставление услуг по вывозу мусора, а также включить в тариф, помимо вывоза и захоронения отходов, еще и услугу по их утилизации. Участники рынка уверены, что в таком случае стоимость тарифа придется увеличить минимум на 10–15%, в противном случае деятельность бизнеса в сфере обращения с отходами инвесторам будет неинтересна. Однако в Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства А' заявили, что стоимость услуг пересматриваться не будет. Взамен для реализации принципов раздельного сбора мусора местные органы власти в перспективе могут получить дополнительное финансирование за счет внедрения нового сбора с производителей тары и упаковки.

Кабинет министров на своем заседании утвердил законопроект, который меняет принципы регулирования в сфере обращения с бытовыми отходами. Документ предложен Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства «для повышения уровня качества предоставления услуг по вывозу отходов», а в перспективе его нормы станут стимулом для внедрения современных методов и технологий при переработке мусора (копией документа располагает А'). Правительство решило повысить дисциплину потребителей услуг – физических и юридических лиц, предусмотрев для них административную ответственность за отказ в течение 30 дней от заключения договоров на предоставления услуг в данной сфере. Для граждан и должностных лиц –субъектов хозяйствования это нарушение будет чревато штрафом в размере 80–100 необлагаемых минимумов (НМ; 1360–1700 грн), для предпринимателей – 100–120 НМ (1700–2040 грн). При повторном нарушении санкции для первой категории нарушителей увеличатся до 120–150 НМ (2040–2550), второй – до 150–200 НМ (2550–3400 грн).

В своей экспертной оценке законопроекта специалисты секретариата Кабинета министров отмечают, что в то же время в документе Минрегион не предусмотрел ответственности для предприятий за непредоставление услуг или ненадлежащее их выполнение. Кроме того, в секретариате отмечают, что граждане-собственники жилых помещений или домов садового типа, постоянно не проживающие в них, под угрозой штрафных санкций вынуждены будут заключать соответствующие договоры без возможности пользоваться услугой. Это замечание в законопроекте так и не было учтено. В то же время директор компании МЧП «Рада» (сбор, заготовка, переработка вторсырья) Петр Семко уверен, что штрафы вводить необходимо, так как наличие ответственности дисциплинирует потребителей услуг. «Сейчас работает такой принцип: я не хочу и не плачу, и мне за это ничего не будет». С такой необходимостью соглашается и президент Украинской ассоциации заготовителей и переработчиков вторичного сырья Виталий Ворох. Он рассказывает, что, например, жители Киевской области достаточно часто вывозят отходы в город, то есть фактически за сбор их мусора платит муниципалитет. «А если не довозят до города, то выбрасывают в лесопосадке. А необходимость заключения договора и штраф заставят задуматься»,– добавляет господин Ворох.

Кроме того, правительственный документ предусматривает включение в жилищно-коммунальный тариф полный спектр услуг обращения с отходами. То есть, если сейчас потребитель фактически платит за сбор, вывоз, захоронение и переработку отходов, с принятием в парламенте законопроекта в тариф будет включена услуга по утилизации мусора. Как пояснил А' начальник управления благоустройства территорий и коммунального обслуживания Минрегиона Максим Баринов, правительство всего лишь привело в соответствие терминологию. «Мы приводим законодательство к европейским требованиям, потому что там есть такое понятие, как обращение с отходами и сюда входит все – сбор, сортировка, переработка, захоронение»,– говорит чиновник. Определение тарифов – в компетенции исполнительных органов сельских, поселковых и городских советов. Сейчас, согласно закону «О местном самоуправлении», стоимость тарифа на переработку и захоронение бытовых отходов устанавливает Нацкомуслуг.

Господин Баринов заверяет, что тариф в данном случае меняться не будет. По мнению главы Украинской упаковочно-экологической коалиции Владимира Слабия, в понятие «обращение с бытовыми отходами» вводится дополнительная коммерческая составляющая – переработка, более того в составляющую добавляется еще и утилизация. «Понятно, что после переработки и утилизации будут получены материальные и энергетические ресурсы, которые имеют свою ценность. Это обыкновенный бизнес, и здесь есть попытка получить прибыль за счет средств населения и субъектов хозяйствования, которые должны платить за переработку в составе услуги за обращение с бытовыми отходами»,– поясняет господин Слабий. Виталий Ворох уверен, что тариф может быть пересмотрен минимум на 10–15%. По словам председателя правления ассоциации предприятий сферы обращения с отходами «Чистая страна» Виктора Ржоткевича, например, в Киеве тариф не пересматривался последние три года и для населения составляет 44 грн. Однако затраты участников рынка увеличились в разы – только стоимость топлива выросла почти втрое. «Если тариф поднимать до экономически обоснованного уровня, то он вырастет в разы,– добавляет Петр Семко.– Но при нашей бедности, вряд ли кто-то сможет платить европейский тариф. В Европе эти услуги очень дорогие. В Германии за захоронение отходов на полигоне население платит 100 евро/1 т, если мусор не отсортирован. В целом коммунальные платежи составляют 700 евро за 3-х комнатную квартиру, в Черногории – 800 евро, в Италии – 500 евро. Поэтому при формировании тарифа необходимо учитывать и наш уровень доходов, но он должен быть выше, чтобы в данную сферу деятельности было интересно инвестировать». Господин Ржоткевич уверен, что целесообразно поднять лишь стоимость захоронения мусора на полигонах – до 300 грн/т с нынешних 25 грн/кубометр или около 100 грн/т. Тогда будет невыгодно захоранивать мусор, а экономически целесообразно его сортировать и перерабатывать.

В Украине отходы размещаются на 6 тыс. полигонов и 33 тыс. несанкционированных свалок. Это больше, чем количество полигонов всех стран Евросоюза. В нашей стране накоплено около 266 млн т твердых бытовых отходов (ТБО), только 3,65% мусора перерабатывается, в то время как в ЕС этот показатель составляет 95%. Мощности для переработки отходов загружены лишь на 30–75%, а Украина ежегодно теряет до 2 млн т вторсырья. Поэтому значительная его часть импортируется.

Заинтересовать участников рынка правительство намерено за счет средств из специального фонда госбюджета, которые в перспективе будут получены за счет расширения налоговой базы импортеров и производителей тары и упаковки. «Деньги, которые будут собираться с производителей, будут направлены в местные органы власти, по предварительным подсчетам, около 2 млрд грн, для финансирования раздельного сбора мусора, переработки,– рассказывает А' Максим Баринов.– Если ничего не сделано, в мешок собирается все подряд, то будет большой тариф, а если разложили по разным пакетам и контейнерам, то будет дисконт и эти деньги». Напомним, что с 2001 года в рамках постановления Кабинета министров №915 уже действует подобный сбор за будущую утилизацию отходов, администрируемый «Укрэкоресурсами». По данным участников рынка, эта система не эффективна, ежегодный объем сбора не превышает 200 млн грн. Бизнес предложил свои механизмы – производители тары и упаковки готовы финансировать раздельный сбор отходов и на 5 лет установить нормы его утилизации. «То есть, предложено создать оператора, который будет заключать договор по сбору мусора, создать инфраструктуру, всю логистику до момента приведения отходов в состояние вторсырья,– рассказывает один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным.– Если нормы не будут соблюдены, производитель платит штрафы и лишается лицензии». Данные нормы уже отображены в законопроекте, который еще в июле был подан в парламент.

Читайте також

Кредитна кабала: що вигадали у Верховній Раді з процентною ставкою

Заборона кредитних компаній не вирішить проблему несправедливих процентних ставок за позиками, але необхідне жорсткіше регулювання