RU  UA

Пʼятниця, 29 березня
  • НБУ:USD 38.90
  • НБУ:EUR 42.05
НБУ:USD  38.90
Налоги

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Не мирное время

Парламент готов рассмотреть изменения в бюджет и Налоговый кодекс

Парламент готов рассмотреть изменения в бюджет и Налоговый кодекс Фото: УНИАН

Проблемы с наполнением государственного бюджета, необходимость финансирования украинской армии и выполнения социальных обязательств заставляют правительство искать новые источники наполнения доходной части казны. Кабинет министров разработал пакет документов, которые позволят увеличить поступления и обеспечить финансирование антитеррористической операции до конца года. Однако изменения в Налоговый кодекс не предусматривают реализации системных реформ и носят лишь фискальный характер, что не будет способствовать наполнению бюджета, а лишь усилит давление на легально работающие предприятия, считают эксперты и представители бизнеса.

Правительство подготовило изменения в государственный бюджет и Налоговый кодекс, которые, по словам министра финансов Александра Шлапака, необходимы для осуществления дополнительных расходов. В первую очередь речь идет об увеличении финансирования обороноспособности Украины и продолжения антитеррористической операции. Напомним, что при секвестре бюджета в марте на оборону было дополнительно выделено 6,8 млрд грн, а позже - еще 600 млн грн. «С июля мы ведем финансирование за счет дополнительных средств резервного фонда. На данный момент в фонде осталось около 520 млн грн, а АТО обходится нам в сумму более 1, пояснил господин Шлапак. Он уточнил, что минимальная сумма, необходимая на проведение АТО, превышает 9 млрд грн. Предполагалось, что 24 июля премьер-министр Арсений Яценюк представит проект бюджета в парламенте: «Правительство не потерпит никаких торгов и шантажа со стороны кого-либо. Это ответственность всей страны перед каждым солдатом, перед каждой семьей этого солдата и перед государством в целом. Мы ожидаем, что парламент проявит политическую ответственность и мудрость для принятия соответствующих законопроектов».

Кабмин предложил Верховной раде увеличить доходы госбюджета почти на 6 млрд грн (до 378,86 млрд грн), общего фонда - на 8,08 млрд грн (до 323,037 млрд грн). Расходы казны должны вырасти на 5,8 млрд грн (до 442,631 млрд грн), общего фонда - на 8,02 млрд грн (до 385,641 млрд грн). Госдолг предложено увеличить на 150,3 млрд грн. Кроме того, планируется на 70-90% сократить расходы на контролирующие органы, а также пересмотреть объем бюджетных дотаций Пенсионному фонду, уменьшив их на более чем 2,3 млрд грн.

Секвестром бюджета также предусмотрено сокращение плана по ряду бюджетообразующих налогов. Правительство намерено уменьшить объем сбора в общий фонд по налогу на прибыль на 2,8 млрд грн (до 39,75 млрд грн), внутреннего НДС - на 5,3 млрд грн (до 90,5 млрд грн), импортного НДС - на 4,5 млрд грн (до 109,5 млрд грн). Соответственно, возмещение налога также будет пересмотрено в сторону сокращения на 1,8 млрд грн. В то же Минфин хочет время собрать налог на доходы физлиц в размере на 3,3 млрд грн больше запланированного. Напомним, что глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус заявлял, что план по сбору налогов за первое полугодие не выполнен на 22 млрд грн.

Одновременно с изменениями в бюджет Кабмин разработал и правки в Налоговый кодекс (законопроект №4309а). Им предложено отменить ряд налоговых льгот по налогу на прибыль и НДС. В частности, преференций может лишиться отельный бизнес, предприятия электроэнергетики, производящие энергию из возобновляемых источников энергии. Под налогообложение НДС будут попадать и услуги по перевозке пассажиров скоростными поездами «Интерсити+». По словам координатора реформ в транспортной отрасли координационного центра внедрения экономических реформ Александра Кавы, ставка НДС в 2012 году была обнулена для того, чтобы сделать скоростные поезда «Интерсити+» более доступными для населения и чтобы как можно большее количество пассажиров могло себе позволить путешествовать по Украине быстро, с комфортом и по приемлемой цене. Сейчас наибольшей популярностью пользуются три маршрута - Киев-Харьков, Киев-Днепропетровск-Запорожье и Киев-Львов. И если в среднем стоимость проезда по этим направлениям колеблется в пределах 270-337 грн, то после введения НДС, его цена автоматически возрастет на 20%. «В ситуации, когда тарифы и так растут, а покупательская способность падает, эта инициатива - ошибочная. Да и значительных поступлений в бюджет она не принесет»,- считает господин Кава.

Существенных изменений в налогообложении следует ожидать и аграриям. До 1 января 2015 года продлевается режим невозмещения им НДС. Согласно последним изменениям законодательства, которые были введены в марте, аграрии должны были получать налог уже после 1 октября 2014 года. Планируется пересмотреть и спецрежим уплаты НДС сельхозпроизводителями. Если сейчас 100% налога аккумулируются на счетах предприятий и используются исключительно на развитие, то в дальнейшем правительство предлагает уплачивать 20% этих средств в бюджет. Причем эта норма будет распространяться не на всех, а лишь на компании, чей годовой оборот которых не превышает 20 млн грн, а площадь сельхозугодий - 1 тыс га. Плательщиками фиксированного сельхозналога (упрощенная система налогообложения в аграрном секторе) также могут быть предприятия, соответствующие указанным критериям. «Если правительство решило влезть в налогообложение, то легче крестьянину не станет»,- уверен первый заместитель главы Всеукраинского союза сельхозпроизводителей Василий Ярошовец.

По словам главы Украинской аграрной ассоциации Владимира Макара, данная инициатива на практике полностью отменяет поддержку производителей сельхозтоваров, поскольку мелкие предприятия «не делают погоды» на украинском аграрном рынке - серьезный бизнес работает с гораздо большими земельными банками и оборотами. «Сохраняя популистскую норму о сохранении спецрежима для мелких производителей, авторы законопроекта оказывают медвежью услугу как рынку, так и правительству,- считает господин Макар.- Основные махинации с НДС происходят именно на низовом уровне, в первую очередь, за счет покупки неучтенного зерна за наличные средства». Эксперт прогнозирует, что бизнес будет дробить свои земельные банки на множество мелких предприятий и уйдет в тень.

Генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа называет предложенные нормы «экономическим терроризмом». Так, под них попадают производители молока - средний и малый бизнес, у которых сконцентрировано почти 90% поголовья крупного рогатого скота. И это при том, что цены на молоко в этом году упали на 20% - до 3,70 грн/1 л. В связи с этим господин Лапа прогнозирует сокращение поголовья примерно на 20%.

Потери от отмены льготы по НДС участники рынка оценивают в 12-16 млрд грн. Бизнес уже говорит о том, что правительство пытается усилить давление на легальные предприятия. «Нам было предложено разработать альтернативные варианты в рамках рабочих групп по подготовке изменений в Налоговый кодекс. Когда мы были готовы представить их, Минфин отменил встречу, после чего появился этот законопроект»,- возмущен один из аграриев. В свою очередь глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз добавляет, что пока бизнес ждет конкретных реформ, правительство лишь предлагает фискальные нормы. «Непонятно, как будут конкурировать наши аграрные предприятия с европейским бизнесом. Там государство дотирует аграриев, а у нас они будут только закрываться или сокращать объемы производства, а значит и суммы налогов»,- опасается она.

Следует также отметить, что законопроектом предусматривается пересмотр ставки ресурсных платежей, расширение базы налогообложения акцизным налогом. Акциз по ставке 139 евро/1т придется платить с альтернативных видов топлива. Под налогообложение попадут и алкогольные напитки, которые сегодня классифицируются как продукты диетического питания и содержат спирт на уровне 8,5% и больше. Речь идет о горьких ароматических настойках, продающихся в аптеках и киосках под видом «целебных лекарств», говорит источник А' на алкогольном рынке. Данный вид товара будет приравнен к алкогольным напиткам и станет облагаться налогом по ставке спирта - 70,53 грн/1л 100-процентного спирта. «Ранее производители таких настоек нашли прореху в законодательстве. Объем рынка небольшой, но они все же составляли конкуренцию низкому ценовому сегменту водки, поскольку продавали продукцию ниже минимальной розничной цены»,- поясняет собеседник А' на рынке.

Читайте також

Рай для обраних: що не так з податковою системою в Україні

В Україні податкова система вимагає кардинальних реформ, але рубати з плеча не можна - і ось чому...

Українці, діліться вашими доходами: що передбачає національна стратегія-2030

Більшість положень Національної стратегії доходів, підготовленої урядом, є шкідливими для української економіки

Примус до хабарів: в Україні розпочинаються податкові перевірки бізнесу

МВФ вимагає від України відновити податкові перевірки підприємців, що це означає