RU  UA  EN

Пʼятниця, 19 квітня
  • НБУ:USD 39.40
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.40
Політика

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Правозащитники возмущены увеличением максимального срока содержания под стражей

Правозащитники просят президента не подписывать закон, по которому срок временного задержания увеличивается с 3 до 30 суток Фото: Украинское Фото

Правозащитники просят президента Петра Порошенко отправить на доработку ряд законов, принятых в связи с проведением антитеррористической операции. В частности, их критику вызвало увеличение максимального срока содержания под стражей без предъявления обвинения с 3 до 30 суток и наделение прокуроров функциями следственных судей.

Сидеть слишком долго

На этой неделе Верховная рада приняла ряд законов, вызвавших резкую критику правозащитников. Донести свои опасения до общественности представители правозащитных организаций решили на специально созванной пресс-конференции, состоявшейся в пятницу 15 августа. По словам представителя Центра политико-правовых реформ Романа Куйбиды, «рекордсменами» по части нарушения Конституции оказались законы, относящиеся к ограничению прав человека в зоне проведения антитеррористической операции (АТО). «Один из них предусматривает возможность задержания человека на срок до 30 суток без какого бы то ни было решения суда»,– уточнил господин Куйбида.

Напомним, 12 августа Рада внесла изменения в закон «О борьбе с терроризмом», инициированные народным депутатом Геннадием Москалем («Батькивщина»). Теперь подозреваемые в террористической деятельности могут быть задержаны на срок до 30 суток. Действие этой нормы распространяется только на район проведения длительной АТО. Следует отметить, что ранее максимальный предусмотренный украинским законодательством срок содержания под стражей без предъявления обвинений составлял 72 часа.

Другой ограничивающий права человека закон, вызвавший опасения правозащитников, предусматривает, что функции следственного судьи на территории АТО передаются прокурору. Этот документ, также подготовленный Геннадием Москалем и принятый 12 августа, вносит изменения в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК). В частности, согласно ему избирать подозреваемому меру пресечения в виде содержания под стражей, в том числе и на срок до 30 суток, в зоне АТО смогут прокуроры. Следует отметить, что среди других полномочий судей в обновленном УПК прокуроры в зоне АТО получат возможность предоставлять разрешения на обыск и негласные следственные действия (слежку). «Конституция прямо запрещает делегирование функции судей любому другому органу или лицу»,– заявил Роман Куйбида.

Геннадий Москаль пояснил А', что необходимость принятия этих законов объясняется фактическим отсутствием судебной власти в зоне проведения АТО. «На территориях, прилегающих к занятым террористами, нет судей – разбежались»,– заявил он. При этом, по словам господина Москаля, арестовать подозреваемого может только суд по месту совершения преступления.

Суть да дело

Правозащитники считают, что решить проблему отсутствия судей можно и другим способом. «В тот же день, когда Рада приняла ограничивающие права человека законы, она поддержала и изменения в процессуальные кодексы, предусматривающие, что если суды при некоторых условиях не могут исполнять свои полномочия, может быть изменена подсудность дел»,– рассказал Роман Куйбида. Речь идет о законе «Об осуществление правосудия и уголовного производства в связи с проведением антитеррористической операции» Руслана Князевича, согласно которому определять суды для рассмотрения вопросов о содержании под стражей подозреваемых в террористической деятельности будут главы высших спецсудов.

Геннадий Москаль утверждает, что за 30 дней как раз и предполагается определить, какому суду будет передано то или иное дело. «Пока материалы направят в высший спецсуд, пока он примет решение об изменении подсудности,– это займет гораздо больше трех дней,– утверждает господин Москаль.– А еще возникает вопрос, как доставить задержанного в суд через зону боевых действий». При этом господин Москаль подчеркнул, что в принятии закона Руслана Князевича не было необходимости: «УПК и так разрешает высшим спецсудам изменять территориальную подсудность по любому делу».

По мнению представителя Украинского Хельсинского союза по правам человека Сергея Зайца, принятые парламентом 12 августа законы имеют право на существование, если в них будут устранены все недостатки, о которых говорят правозащитники. Его поддержал представитель международной организации Human Rights House Foundation Флориан Ирмингер: «Украинское руководство должно показать, что оно разрабатывает свои законопроекты на базе экспертных выводов».

«Я надеюсь, что у нашего президента хватит мужества и рассудительности, чтобы не подписывать эти законы в том виде, в котором они существуют сейчас»,– резюмировал Сергей Заяц.

Читайте також

Пошук "Патріотів": що НАТО пообіцяв Україні

Міністр закордонних справ Дмитро Кулеба приїхав в НАТО попросити ЗРК Patriot, що йому відповіли

Примара Трампа: як НАТО намагається допомогти Україні

На зустрічі глав МЗС країн — членів НАТО питання України — головне на порядку денному

Концтабір на окупованих територіях, що означатимуть для України вибори Путіна

Путін фальсифікував результати виборів 2024 року, щоб показати підтримку, зокрема й на окупованих територіях України