RU  UA  EN

Пʼятниця, 29 березня
  • НБУ:USD 38.80
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  38.80
Політика

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Погляд

Украина и Беларусь: переосмысление отношений

Фото: УНИАН

Российская агрессия против Украины заставила ряд стран региона, в первую очередь бывшие советские республики, задуматься над тем, надежно ли они защищены от возможных посягательств на их территориальную целостность и суверенитет, и не повторится ли в них разработанные в Москве «грузинский» или «украинский» сценарии. В этих условиях Украина должна воспользоваться традиционными связями и, во многих случаях, конструктивной позицией соседних стран, выступающих за мирное урегулирование конфликта – даже таких верных союзников России, как Беларусь.

Сегодня существует возможность использовать Минск не только как площадку для мирных переговоров «нормандской четверки», но и для объединения усилий бывших советских республик в противостоянии российскому доминированию. Возможности для этого лежат в военно-политической, экономической и других плоскостях двусторонних отношений.

После распада СССР в 1991 году и восстановления государственной независимости Украины и Беларуси в двусторонних отношениях обеих стран бывали взлеты и падения, лучшие и худшие времена. Однако никогда традиционно добрососедские и партнерские связи между народами и государственными структурами обеих стран не подвергались такому испытанию, как после победы в Киеве Революции достоинства, российской оккупации Крыма и начала вооруженного противостояния на украинском востоке.

Находясь под сильным давлением со стороны Москвы, белорусские власти пытаются балансировать между сторонами российско-украинского конфликта. С одной стороны, президент Беларуси Александр Лукашенко признал, что после марта 2014 года Крым де-факто принадлежит России. Беларусь оказалась в числе немногих стран мира, проголосовавших против резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которой осуждались события в Крыму. В январе 2015 года Беларусь вместе с РФ и Казахстаном, стала соучредителем Евразийского экономического союза. Белорусская газотранспортная система, другие важные объекты инфраструктуры и многие крупные предприятия находятся в собственности россиян, что только усугубляет зависимость страны от северного соседа ‒ как в экономическом, так и в политическом плане.

С другой стороны, Минск выступил с инициативой об использовании белорусской столицы в качестве площадки для переговоров лидеров Украины, России, Франции и Германии по урегулированию украинского конфликта, а также выступает за территориальную целостность Украины и развитие дружественных двусторонних отношений. За последний год состоялся ряд встреч руководителей двух стран: начиная от рабочего визита Александра Лукашенко в марте 2014 года в Киев и встречи с тогдашним и.о. президента Александром Турчиновым до участия в мероприятиях по случаю инаугурации президента Петра Порошенко в июне, переговоров президентов двух стран в августе, сентябре и декабре 2014 года и феврале 2015 года, в том числе, в рамках переговоров по мирному урегулированию ситуации на Донбассе.

При всей разнице в подходах к решению многих проблем, можно найти немало общих угроз и сфер взаимодействия двух стран, а, следовательно,‒ точек соприкосновения и возможностей для выработки взаимовыгодных подходов и защитных действий.

Недавно для Беларуси прозвучал очередной «тревожный звоночек»: на одном из российских националистических сайтов был опубликован провокационный материал о том, что Витебск, Могилев и Гомель, которые в 1920-х годах принадлежали РСФСР, были переданы советской Беларуси, «как мешок картошки». Это уже не первая попытка российских стратегов подвергнуть сомнению белорусскую государственность и территориальную целостность и заявить о необходимости «объединения единого народа в единое государство», и, очевидно,‒ не последняя. Если для историков такие имперские упреки могут и не быть новостью, то для широких слоев белорусского населения, особенно для руководства страны такие «пробные камни», которые все чаще забрасываются российскими пропагандистами, дают повод если не обеспокоиться, то хотя бы серьезно задуматься. Ведь страна, которая еще год назад считалась вполне безопасной с точки зрения внешних угроз, оказалась не застрахованной не только от того, что ее территория может использоваться российскими стратегами для военного вмешательства в Украину, а и от того, что она сама может стать жертвой имперских посягательств соседнего государства.

Опыт последнего года показал, что нейтралитет (в случае Украины) или даже членство в организации коллективной безопасности (для Беларуси ‒ членство в ОДКБ) не дает гарантий безопасности, если агрессию задумает начать сам «гарант», то есть Россия. В ближайшее время мы можем стать свидетелями дальнейшей эскалации Российской Федерацией военно-политической ситуации не только в Украине, но и в других частях Европы. Первыми объектами возможного нападения считаются страны Балтии и Польша. Об этом в недавнем интервью польской «Газета Правна» заявил американский политолог Збигнев Бжезинский. Он напомнил, что во время празднования в Москве годовщины «воссоединения» Крыма с Россией в присутствии Владимира Путина раздавались возгласы «Следующая ‒ Финляндия, а за ней ‒ Польша!». Однако даже в отдаленной перспективе угроза потери Беларусью суверенитета и независимости остается реальной. Поэтому в интересах и Киева, и Минска была бы активизация обмена разведывательной и другой оперативной информацией для принятия мер и возможной координации действий.

Переосмысление белорусским руководством угроз в свете российской агрессии против Украины дало импульс к принятию шагов по укреплению национальной безопасности страны. Вспомним в этом контексте визиты белорусского президента к силовым структурам: 19 февраля ‒ в министерство обороны, 5 марта ‒ в подразделения министерства внутренних дел, а также активное продвижение в парламенте поправок к закону о военном положении. Во-вторых, для Лукашенко в текущем году есть возможность в пятый раз быть переизбранным на высший пост в стране под лозунгами действенного гаранта ее безопасности, ведь летом состоятся новые президентские выборы, на которых он, если не произойдет ничего чрезвычайного, обязательно победит. Однако на этот раз, в отличие от прошлых выборов, когда оппозиция в стране была фактически подавлена, белорусский руководитель вынужден будет учитывать нестабильность в регионе ‒ как из-за российской имперской агрессии в Украине, так и из-за непростой экономической ситуации внутри Беларуси.

Наконец, ситуация вокруг Украины предоставляет Александру Лукашенко шанс серьезно заняться укреплением независимости страны. В этом контексте и следует рассматривать его недавние заявления о том, что «русского мира» в Беларуси не будет и о том, что за Беларусь идет борьба между Европой и Россией, и «так или иначе ‒ речь идет о колонизации». Правда, в сегодняшних условиях укрепление государственной самостоятельности для белорусского руководства означает, в первую очередь, усиление репрессивного режима внутри страны. За двадцать лет мировые лидеры, и прежде всего ‒ руководители стран-соседей, уже изучили особенности характера белорусского президента – время от времени заявляя о самостоятельном политическом курсе, он нередко пытается добиваться уступок от партнеров.

Однако следует отметить, что нынешний кризис дал белорусскому руководителю неоценимую возможность завоевать для себя роль нейтрального и честного посредника между Россией и Западом, а также между Киевом и террористическими группировками «ДНР» и «ЛНР». В ходе одной из последних пресс-конференций, подчеркивая «священный характер» связей с Россией, Лукашенко одновременно заявил, что не собирается вступать в конфронтацию с Западом «кому-либо в угоду». Еще одной «шпилькой» в сторону Москвы стало объявление о будущем визите господина Лукашенко в Тбилиси весной этого года.

В осознании общей угрозы национальной безопасности, прежде всего, и заключаются возможные точки сближения, а в отдельных случаях ‒ даже единство позиций Украины и Беларуси в отношении конфликта вокруг нашего государства: первая страна уже стала объектом нападения, вторая ‒ может стать как объектом территориальных претензий, так и плацдармом, с которого может начаться новый этап российской агрессии (по аналогии с грузинскими событиями 2008 года, когда с украинского Крыма выходили корабли российского Черноморского флота для участия в военных действиях против Грузии). Если Украина после российского нападения смогла рассчитывать на экономическую и военную помощь Запада, к слову, поступившую далеко не сразу, то Беларусь в случае угрозы российской оккупации или даже попыток дестабилизации внутренней ситуации может оказаться с агрессором один на один. Не следует забывать, что большинство белорусов были бы не готовы к российскому вторжению даже ментально, ведь в их представлении восточная соседка является дружественным государством ‒ сходный образ мышления был недавно во многих восточных областях Украины. При таких обстоятельствах Украина, которая неуклонно придерживается всех принципов международного права, может выступить надежным союзником для Беларуси в отстаивании ее суверенитета и территориальной целостности, и это следует последовательно доводить до сведения белорусских партнеров.

Опыт фактического отсутствия границы между Украиной и Россией, позволяющего войскам и «гуманитарным конвоям» агрессора практически беспрепятственно ее нарушать, подчеркивает актуальность вопроса демаркации белорусско-украинской государственной границы. Первое заседание двусторонней демаркационной комиссии состоялось еще в 2013 году, однако процесс еще не завершен.

Кроме соображений государственной безопасности, неурегулированность вопросов с границей не позволяет решить и некоторые проблемы, связанные с пограничным сотрудничеством. В связи с этим уместно вспомнить конфликт, который начался еще в 2008 году вокруг строительства Хотиславского карьера в Беларуси вблизи уникальных Шацких озер, расположенных на украинской территории. Из-за интенсивной добычи белорусами мела существует потенциальная угроза экосистеме озера Свитязь ‒ памятника природы общегосударственного значения. Как выход из ситуации, который бы позволил прекратить добычу мела и таким образом сохранить уникальную природу, украинская сторона могла бы предложить белорусским специалистам разработку похожего карьера на нашей территории.

Конфликт между Украиной и Россией несет для Беларуси и экономическую угрозу, ведь она во многом зависит от восточноевропейских рынков – в первую очередь, от крупных традиционных рынков двух ее ближайших соседей, а также Польши. Очевидно, что Россия будет и дальше давить на белорусского лидера, в том числе применяя экономические рычаги, с тем, чтобы он занимал непримиримую позицию в отношении Украины. В то же время Александр Лукашенко умело воспользовался западными экономическими санкциями против России и начал реэкспортировать туда товары этих стран под белорусскими товарными знаками – такой же способ он использовал ранее для обхода российского эмбарго на торговлю с Грузией и Молдовой из-за их сближения с Брюсселем. Будучи прагматичным человеком, он раскритиковал Россию за эти санкции и одновременно продолжил наращивать торгово-экономические отношения с этими странами.

Аналогичным образом в этих обстоятельствах Украина должна сохранить для себя белорусский рынок, особенно в условиях значительных потерь на российском направлении (по опубликованным статистическим данным, украинский экспорт в РФ в январе 2015 года упал на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Даже при нынешних неблагоприятных обстоятельствах Беларусь и Украина могут выполнить ряд шагов для наращивания торгово-экономического сотрудничества. В 2014 году общий товарооборот Украины с Республикой Беларусь составил $5,868 млрд, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 1%. При этом экспорт украинских товаров и услуг уменьшился на 18,5%, а импорт из Беларуси вырос. Падение гривны должно побуждать украинских экспортеров к увеличению объемов своих поставок в Беларусь, в том числе и в тех сферах, в которых Россия закрыла для нас свой рынок.

Обращают на себя внимание и все более активные попытки Беларуси возобновить сотрудничество со странами Запада; и в этом вопросе Украина также может сыграть свою роль. Тот факт, что местом встречи «нормандской четверки» для урегулирования российско-украинского конфликта во второй раз стал Минск, говорит о попытках Александра Лукашенко добиться постепенного выхода из международной изоляции. В белорусскую столицу все чаще приезжают западные эмиссары в поисках путей выхода из конфликта в Украине. К тому же, Александр Лукашенко недавно пошел на некоторые уступки Брюсселю в плане обеспечения прав человека и положения политических заключенных; в ответ начался диалог об ослаблении визового режима с ЕС. Готовность способствовать помочь улучшению отношений между Беларусью и Евросоюзом недавно выразил и Папа Римский Франциск. Не меньшую активность Александр Лукашенко проявляет и на «экономическом фронте»: на днях в Минске прошел белорусско-испанский бизнес-форум, а за последний год аналогичные мероприятия проводились с предпринимателями и других европейских стран. Это, однако, не означает, что европейцы готовы простить «последнего диктатора Европы» ‒ как мы помним, 30 октября 2014 года действие санкций ЕС против руководства этой страны было продлено еще на один год.

Со своей стороны, Украина могла бы предоставлять соответствующую информационную и техническую помощь белорусской стороне в случае заинтересованности последней в вопросах налаживания связей с европейскими структурами в качестве возможной (в будущем) альтернативы после окончания периода пребывания в тени восточного соседа.

Как часто случается в мировой истории, кризис открывает новые возможности. Сейчас они открываются и для активизации белорусско-украинских отношений во многих сферах, поэтому обе стороны должны воспользоваться ими в полной мере. «Белорусские» вопросы, в том числе возможные сценарии демократизации Беларуси и помощи ее возвращению в Европу в будущем, должны оставаться на повестке дня двусторонних и многосторонних переговоров представителей Украины с дипломатами и руководителями европейских государств, а также США. Может также возродиться идея создания Балто-Черноморского союза (интеграция стран, расположенных между Балтийским, Черным и Каспийским морями) в противовес евразийской экспансии, особенно актуально развитие отношений в четырехугольнике Украина‒Беларусь‒Литва‒Польша. Даже если эта проблематика может показаться неактуальной, война все же вносит коррективы в текущие планы, и к вызовам будущего следует готовиться.

Читайте також

В Альянсі думають про Україну: що дасть нашій країні статус кандидата в НАТО

У НАТО відбувається дискусія щодо того, як співпрацювати з Україною та як взаємодіяти з Росією

Бити чи не бити: що робити Україні з російськими НПЗ

Україна не повинна відступати від своїх задумів і завдавати ударів по російським НПЗ

Конгрес може проголосувати за допомогу Україні, є чотири сценарії - Уріель Епштейн

Республіканська партія США потрапила під повний контроль Дональда Трампа та прихильників його політики