RU  UA  EN

Субота, 20 квітня
  • НБУ:USD 39.50
  • НБУ:EUR 42.10
НБУ:USD  39.50
Політика

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Украинский конфуз в Непале: уволят ли Шкиряка с должности главы ГСЧС

Почему Яценюк пока оставит главу ГСЧС на должности

Почему Яценюк пока оставит главу ГСЧС на должности Судьбу главы ГСЧС Зоряна Шкиряка (справа) решит премьер-министр Арсений Яценюк Фото: УНИАН

Задержка эвакуации украинцев, застигнутых землетрясением в Непале, вызвала широкий общественный резонанс. В эпицентре критики оказался и.о. главы Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) Зорян Шкиряк. Его обвинили в плохой организации спасательной операции и намерении использовать ее в собственных интересах. Тем не менее, источники "Апострофа" говорят, что Шкиряк пока сохранит свою должность.

Во вторник, 5 мая, стало известно, что военно-транспортный самолет Министерства обороны Украины Ил-76 прибыл из Индии в Непал для эвакуации находящихся там украинцев. По данным Министерства иностранных дел Украины, покинуть пережившую разрушительные землетрясения страну на этом самолете хотят 75 гражданин Украины, а также 11 иностранцев (после публикации статьи эвакуация таки произошла).

Отметим, что авиалайнер Минобороны отправился в Катманду на шестой день после прилета в индийский Дели. Вылететь раньше эвакуационная миссия, которую лично возглавил и.о. руководителя ГСЧС Зорян Шкиряк, не могла из-за неожиданной поломки Ил-76 и проблем с доставкой запчастей. Необходимую деталь пришлось везти из Киева дважды, поскольку в первый раз Минобороны прислало негодную запчасть.

Задержка вынудила украинские власти рассмотреть другие варианты вывоза украинцев из Непала. Предлагалось, в частности, приобрести им билеты на рейсовые самолеты из Катманду. Начались также переговоры с частной авиакомпанией "Атлас Джет" о чартерном рейсе в непальскую столицу. В итоге украинцев все же заберет отремонтированный самолет Минобороны.

Разбор полета

Перипетии эвакуации граждан Украины из зоны стихийного бедствия вызвали шквал критики со стороны общественности, в первую очередь, в адрес и.о. главы ГСЧС Шкиряка. Экс-министр по вопросам чрезвычайных ситуаций и делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, народный депутат Нестор Шуфрич ("Оппозиционный блок") в разговоре с "Апострофом" назвал события вокруг Ил-76 Минобороны "абсолютно непонятной историей". Он считает, что руководство ГСЧС должно было быстрее реагировать на ситуацию с поломавшимся "транспортником", оперативно подыскав ему замену.

"У ГСЧС при подобных обстоятельствах есть возможность арендовать любой иной "борт", и я уверен, что авиакомпании, которые работают в Украине, предоставили бы на льготных условиях свои самолеты для спасения граждан. Это же почетная миссия. Долгий простой нашего Ил-76 и отсутствие стремления быстро найти ему замену вызывает непонимание у меня как у человека, возглавлявшего это ведомство, и негодование как у гражданина Украины",— заявил господин Шуфрич изданию.

Экс-министр также выразил недоумение касательно того, что Шкиряк захотел руководить эвакуацией на месте. Шуфрич убежден, что это — пиар. "По моему глубокому убеждению, руководитель ведомства должен не пиариться в составе спасательной экспедиции, а со стороны обеспечивать и контролировать выполнение поставленной задачи",— сказал политик "Апострофу".

Это мнение разделяет и другой экс-глава МЧС, внефракционный депутат Виктор Балога.

"Задача министра, как и руководителя службы — руководить и координировать. А когда он занимается не своей работой, возникают такие ситуации, как сейчас в Непале",— написал политик в Facebook. Он говорит, что в спасательные операции, организуемые ГСЧС, принято направлять руководителей в должности не выше главного специалиста или начальника отдела, а координацию на месте должны осуществлять специалисты Мобильного спасательного центра службы.

Балога также отметил, что в авиапарке Госслужбы есть пожарные самолеты Ан-32П, с помощью которых, по словам экс-министра, в свое время эвакуировали граждан Украины из охваченной гражданской войной Ливии. "Почему в Непал отправили Ил-76 Министерства обороны, который является военным самолетом, и перемещение которого требует специальных согласований с другими государствами — это отдельный вопрос",— пишет Балога, оценивая операцию по спасению украинцев в Непале как "провальную". По подсчетам министра внутренних дел и чрезвычайных ситуаций оппозиционного правительства Константина Стогния, стоимость прямого рейса Ил-76 в Катманду составляет 249 тысяч долларов без учета стоянки в аэропорту Дели, а также путевых издержек команды и пассажиров.

Украинцев из Катманду все же заберет отремонтированный самолет Минобороны Ил-76 Фото: facebook.com/kutiepov

Кто послал "борт"

В ответ на вопрос о том, кто же стал инициатором отправки в Непал именно военного "транспортника", заинтересованные стороны кивают друг на друга. Источник "Апострофа" в окружении премьер-министра Арсения Яценюка утверждает, что изначально планировалось выслать за украинцами чартерный самолет. "Нанять было бы дешевле. Но в Администрации президента (АП) сказали, что должен лететь наш самолет. Шкиряк ответил, что нет подходящего варианта. По указанию АП подключилось Минобороны, где сказали, что у них есть самолет, и он готов вылететь",— сказал источник издания.

Однако информированный собеседник в АП изложил "Апострофу" несколько иную версию событий.

"То, что Порошенко обязал указом послать за нашими гражданами самолет, не значит, что операцией руководили из АП. Решение об Ил-76 принималось в правительстве. Там и должны расхлебывать последствия его неисправности",— заявил источник "Апострофа".

При этом он настаивает на целесообразности отправки в Катманду украинского самолета, отметая другие пути эвакуации сограждан: "Самолет посылать надо было, ведь несмотря на то, что билеты авиакомпаний — дешевле, их очень сложно достать для большой группы людей. Собственно, поэтому Россия и остальные страны направили туда свои самолеты".

Также источник говорит, что Шкиряка убеждали не брать с собой группу журналистов, которые в итоге стали освещать события в невыгодном для и.о. главы ГСЧС свете. "Конечно, решение о журналистах в самолете было ошибочным. Шкиряка об этом предупредили перед вылетом, но он настоял. Уж очень любит пиар",— отметил собеседник "Апострофа".

Шкиряк пока остается

По словам источника в АП, решение о том, последует ли за эвакуацией уход Шкиряка с должности, принимать Арсению Яценюку. "Судьбу Шкиряка пусть решает премьер, который его туда посылал. Впрочем, тест на соответствие главы ГСЧС занимаемой должности еще не закончился",— сказал источник издания в администрации.

В окружении Яценюка признают, что после конфуза в Непале господин Шкиряк вряд ли станет "полноценным руководителем ГСЧС", но затрудняются ответить, когда следует ожидать его ухода. Собеседник издания заметил, что Шкиряк близок к главе МВД Арсену Авакову, чьим советником он является. Это может отстрочить его отставку. "Снять Шкиряка означает показать АП свою слабость",— сказал наш собеседник. Аваков не ответил на запрос журналиста с просьбой прокомментировать возможность такого развития событий. Отказался отвечать на вопрос издания и другой советник министра, народный депутат Антон Геращенко ("Народный фронт"), отметив: "Я думаю, что у нас в Украине очень много "диванных" стратегов и очень мало тех, кто готов на себя брать ответственность. Я слишком мало знаю об этой операции, чтобы судить о ней".

Напомним, 25 марта Зорян Шкиряк был назначен исполняющим обязанности главы ГСЧС после увольнения и задержания предыдущего руководителя ведомства Сергея Бочковского.

Читайте також

Новий закон про мобілізацію: що зміниться для українців

Після кількох місяців дискусій Верховна Рада таки ухвалила багатостраждальний закон

У Верховній Раді склалася прикра ситуація навколо законопроекту про мобілізацію – нардеп Ірина Фріз

Нардеп Ірина Фріз розповіла про те, як Верховна Рада розглядає законопроект щодо мобілізації

Шило у браслеті: чи зможе скандальний чиновник уникнути покарання

Співробітник СБУ, близький до Офісу президента, навряд чи ризикує догодити за ґрати