RU  UA  EN

Вівторок, 16 квітня
  • НБУ:USD 39.15
  • НБУ:EUR 41.85
НБУ:USD  39.15
Політика

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

МАУ против Мин­ин­фра­струк­ту­ры: ближний воздушный бой

Глава наблюдательного совета МАУ Арон Майберг Фото: Владислав Содель

Суть вопроса: Авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (МАУ) подала иск в Окружной административный суд города Киева на Министерство инфраструктуры. В МАУ считают, что министерство не имело права утверждать приказом №245 от 23 апреля 2013 года Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий и, как следствие, просит признать этот приказ недействительным. Первое заседание по этому делу состоялось вчера. В его рамках был рассмотрен ряд ходатайств сторон, после чего коллегия судей объявила перерыв до 12 февраля и выдала ответчику предписание донести информацию о рассматриваемом деле до сведения всех участников рынка через государственные СМИ, таким образом, предоставив им возможность участвовать в рассмотрении дела.

Позиция Мининфраструктуры: В ходе судебного заседания представитель ответчика заявил, что министерство считает себя вправе на основании Воздушного кодекса, а также «Положения о Министерстве инфраструктуры» принимать решения об утверждении правил предоставления и аннулирования назначений на авиамаршруты. Кроме того, в Мининфраструкты считают, что исковое заявление было подано авиакомпанией МАУ с нарушением процедуры. В частности, по мнению ответчика, истец пропустил срок, в который заявление могло быть подано (шесть месяцев с момента донесения до компании информации об утверждении приказа №245). «Приказ министерства был официально опубликован 31 мая 2013 года в бюллетене «Официальный вестник Украины». Кроме того, после вступления в силу документа, Мининфраструктуры обратилось ко всем авиаперевозчикам с письмом, в котором просило привести все имеющиеся у них документы в соответствие с Воздушным кодексом и приказом №245, отметил представитель ответчика, подавая суду ходатайство, в котором просит оставить иск без рассмотрения. Также министерство привлекло в качестве третьих лиц Министерство юстиции и Государственную регуляторную службу.

Позиция МАУ: Представитель истца, вместе с тем, протестует против ходатайства Министерства инфраструктуры, подчеркивая, что шестимесячный срок, в который можно оспорить решение министерства, отсчитывается с того момента, как компания осознала нарушение своих прав в ходе работы. По его словам, только 16 октября 2014 года, после принятия Окружным административным судом города Киева решения по делу «Atlasjet Украина» против Госавиаслужбы, компания узнала о том, что документ был принят органом, не имеющим для этого полномочий.

Причина конфликта: Ситуация вокруг правил предоставления авиакомпаниям прав на эксплуатацию маршрутов является нестабильной уже несколько месяцев. Фактически иск МАУ к министерству является лишь одним из витков многоходовой борьбы, начало которой положило назначение 12 марта прошлого года на пост главы Государственной авиаслужбы Дениса Антонюка – одного из бывших топ-менеджеров МАУ. В дальнейшем господин Антонюк проявил себя в том числе и как автор ряда одиозных инициатив. Одной из них и стало создание нового порядка предоставления прав на эксплуатацию воздушных линий, который чуть было не был утвержден Министерством юстиции «через голову» Мининфраструктуры. Против этого варианта правил протестовали практически все участники рынка, отмечавшие, что они фактически оставят на рынке монополиста в лице МАУ, а остальные компании будут вынуждены уйти с рынка. «Господин Антонюк заблокировал работу действующего приказа №245: под угрозой увольнения сотрудникам Госавиаслужбы запрещалось принимать участие в работе комиссии по выдаче назначений на маршруты», отмечает генеральный директор авиакомпании «Atlasjet Украина» Сергей Подгородецкий. По его словам, разработанные Госавиаслужбой новые правила напрямую нарушают Воздушный кодекс, в котором четко разделены полномочия министерства и ведомства, возглавляемого господином Антонюком. «Понятно, что во всей этой ситуации Денис Антонюк является только "исполнителем", "заказчик" же этого конфликта Арон Майберг (глава наблюдательного совета МАУ. А’)», добавляет господин Подгородецкий.

Реакция рынка: Хорошей иллюстрацией реакции авиаперевозчиков на иск МАУ является то, что на заседании суда представители трех авиакомпаний («Wizz Air Украина», «Atlasjet Украина» и UM Air) ходатайствовали перед судом о предоставлении им статуса третьих лиц со стороны ответчика в ходе разбирательства. Кроме того, статус третьего лица был предоставлен и Ассоциации предприятий авиационной отрасли Украины, в которую входят «Atlasjet Украина», UM Air, «UTair Украина», «Хорс», и ряд других небольших авиаперевозчиков. Впрочем, несмотря на то, что суд дал возможность присоединиться к рассмотрению дела и другим участникам рынка, не все рискнут сделать этот шаг. Генеральный директор авиакомпании «Роза Ветров» Владимир Каменчук отмечает, что его компания в этом конфликте, скорее всего, займет нейтральную позицию. «Нас устраивают существующие правила назначений, и мы надеемся, что стороны придут к компромиссу в ходе судебного разбирательства», отмечает он. Действующая версия порядка выдачи прав на эксплуатацию маршрутов, по его словам, является понятной и достаточно приемлемой для рынка, хоть и не идеальной. «При этом новая версия правил, предлагаемая Госавиаслужбой, нарушает законодательство и Воздушный кодекс, в частности, в вопросах выдачи международных направлений только после выполнения внутренних рейсов. Чтобы внедрять такую норму, нужно сначала создать условия для ее выполнения», считает господин Каменчук.

Вероятный исход дела: По мнению старшего юриста юридической фирмы Marchenko Danevych Андрея Гука (представляет интересы «Atlasjet Украина» в деле), вероятнее всего, суд на следующем заседании уже признает, что МАУ пропустила срок подачи иска в суд. «МАУ сразу после публикации приказа №245 писала письма о том, что у них есть вопросы к этому варианту правил. Это значит, что у МАУ был шанс оспорить решение, однако компания им не воспользовалась», отмечает он. Вместе с тем, старший партнер юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Роман Марченко считает, что шансы на то, что МАУ удастся убедить суд в своей правоте невелики. По его словам, такой иск – скорее является способом давления на Министерство инфраструктуры. Также он отметил, что решение Окружного административного суда можно оспорить еще в трех инстанциях, поэтому процесс может затянуться и до полутора лет. «Если суд встанет на сторону МАУ, я думаю, что группа компаний, находящаяся у них в оппозиции, будет протестовать до последнего, и весь процесс займет очень много времени», отмечает Владимир Каменчук. Эту позицию А’ подтвердил и господин Подгородецкий. Он выразил готовность обращаться и в европейские судебные инстанции, однако опасается, что это вызовет ряд рисков, в том числе имиджевых, для Украины как государства.

Итоги разбирательства для Украины: Учитывая то, что юристы сходятся в оценке вероятности решения суда в пользу Мининфраструктуры, не исключено, что конфликт и вправду затянется на длительный период. Впрочем, если же суд примет позицию МАУ, достаточно высоким становится риск принятия новой версии порядка назначения на авиамаршруты, превращающей крупнейшего украинского авиаперевозчика в монополиста. Тем не менее, в Мининфраструктуры пока не спешат работать над новой версией документа. «Мы работаем сейчас по старым правилам, и пока я не вижу необходимости в разработке новых», заявил А’ первый замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер.

Читайте також

Обнулити санкції? Чому закривають реєстр "міжнародних спонсорів війни"

Відмова від сайту зі списком компаній, які співпрацюють із Росією, викликає багато питань у суспільстві

Конвой втомився? Чому обвинувачений підірвав суд у Києві

Багато питань у справі Ігоря Гуменюка викликають дії суду та правоохоронних органів