RU  UA  EN

Четвер, 25 квітня
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.35
Суспільство

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Реформа МВД: к чему может привести поспешное расставание с милицией

Массовая переаттестация может лишить новую полицию ценных кадров, способных бороться с преступностью

Массовая переаттестация может лишить новую полицию ценных кадров, способных бороться с преступностью Под угрозой увольнения оказалась большая часть бывших милиционеров Фото: УНИАН

Руководство МВД неоднократно заявляло, что у него есть четкий план превращения "продажных ментов" в "честных копов". Обещали, что все будет справедливо, прозрачно, эффективно и по европейским лекалам. Аттестация сотрудников милиции для подтверждения их профессиональных и моральных качеств началась, однако возникли претензии по поводу объективности оценок. Под угрозой увольнения находится большая часть бывших милиционеров, а новые сотрудники могут оказаться не готовыми к борьбе с преступностью, уровень которой растет. К примеру, по данным Генпрокуратуры, только в 2015 году количество зарегистрированных криминальных правонарушений составило более 565 тыс., почти на 36 тыс. больше, чем годом ранее.

Первые наглядные результаты реформы, выразившиеся в создании новой патрульной полиции, действительно, получили положительные отклики граждан, а с принятием закона о Национальной полиции в прошлое должны отойти и основные негативные черты милиции коррупция, вымогательство, злоупотребление служебными полномочиями. Ключевым заданием в этом контексте является кардинальное обновление кадров. Во время отчета руководителей силового блока 8 декабря прошлого года министр внутренних дел Арсен Аваков выразил надежду, что через шесть месяцев полиция обновится. "С начала года по разным причинам уже уволены 47 тыс. сотрудников", сообщил министр. До начала реформирования общее количество милиционеров составляло около 180 тыс. человек.

Согласно переходным положениям нового закона, сотрудники бывшей милиции, которые хотят служить в полиции, должны соответствовать определенным требованиям и пройти конкурс в любом учреждении полиции. Порядок проведения конкурса определен приказом МВД от 17 ноября прошлого года. "Аттестация включает три ключевых компонента — тест GST (general skills test — тест на логику, способность обрабатывать информацию, делать выводы и анализировать данные, "Апостроф"), тест профессиональных навыков и собеседование с участием представителей общественности. Первые два теста проходят с использованием компьютерной техники с элементами персонального шифрования и внутрисистемного контроля от вмешательства", объяснил Арсен Аваков. По его словам, данная процедура рассчитана на всех кандидатов от рядового сотрудника до заместителей министра. Это обязательный минимум, а для претендентов на руководящие должности будет добавлен тест с применением так называемого полиграфа и тест оценки благонадежности и профессиональной этики.

Член комитета Верховной рады по вопросам правовой политики и правосудия Александр Грановский ("Блок Петра Порошенко", БПП) подчеркивает, что законные интересы сотрудников милиции в рамках реорганизации МВД полностью защищены: "Они четко прописаны в заключительных и переходных положениях закона. В частности, за бывшими сотрудниками милиции при условии их перехода в полицию сохраняются стаж службы, их звания в соответствии с новой системой званий в полиции, а также предусматривается занятие ими равнозначной должности. А в случае увольнения сотрудник милиции, согласно закону, обеспечивается выходным пособием".

Началась аттестация с Киева и Киевской области. Уже на этапе тестирования удовлетворительные результаты, как и ожидалось, показали не все. Например, в ноябре прошлого года средний бал составил 31,5 из 60. Почти 37,5% соискателей получили меньше 25 баллов (минимальный необходимый результат) и не будут зачислены в состав Национальной полиции. В декабре МВД сообщило, что уже 80% руководства бывшей киевской милиции не прошли все этапы аттестации. По состоянию на конец прошлого года было принято положительное решение относительно 1916 милиционеров Киева и 1342 Киевской области. Процесс в регионе планировали завершить до 31 декабря, но с учетом того, что 22 декабря были сформированы две апелляционные комиссии для рассмотрения как минимум 223 жалоб, ожидать результатов, скорее всего, раньше февраля не стоит.

Предложенный формат оценивания вызвал у милиционеров негодование. Причем возмущение высказывали даже кандидаты, прошедшие тестирование. Одна из самых распространенных претензий заключалась в том, что вопросы тестов сформулированы так, что по смыслу подходят 3 варианта ответов из 4, а нужно выбрать один. Кроме того, кандидаты указывали, что тесты не учитывают индивидуальных особенностей сотрудников. Например, тех, кто по 15-20 лет работает в следствии или в оперативных подразделениях, чье мышление настроено на раскрытие убийств или экономических преступлений, а не на понимание "у какого слона нет хобота" или "что общего между ежиком и молоком".

Таким образом, милиционеры уверены, что тесты не могут дать объективную оценку тому или иному сотруднику, хотя выводы руководством делаются именно на их основании. Еще больший взрыв эмоций вызвал следующий этап переаттестации собеседование. К нему допускались только те сотрудники, которые прошли тестирование.

Оценивать претендентов обещали исключительно по трем критериям: мотивация, честность и способность воспринимать перемены. Состав аттестационных комиссий, по мнению члена коллегии МВД, народного депутата Антона Геращенко ("Народный фронт"), формировали прозрачно и демократично туда вошли патрульные полицейские, представители международных фондов и украинских общественных организаций. "Было объявление на сайте МВД о том, что общественным организациям предлагается предоставить своих кандидатов для работы в аттестационных комиссиях. Далее люди были отобраны в ходе собеседований", сообщил Геращенко. Наиболее активно на призыв откликнулись представители общественной организации "Всеукраинское объединение "Автомайдан". Именно их поведение в комиссиях вызвало наибольшее возмущение бывших милиционеров.

Все это привело к тому, что 13 декабря более полутора тысяч сотрудников правоохранительных органов вышли на акцию протеста под здание МВД с требованием изменить состав комиссий. По словам участников акции, они не против реформирования правоохранительных органов и переаттестации, но не желают терпеть предвзятое к себе отношение на собеседованиях и отвечать на вопросы, выходящие за рамки профессиональных критериев, а, порой, и унижающие человеческое достоинство.

"Я работаю в угрозыске. У меня переаттестация впереди, но я даже не знаю, каких ждать вопросов. У коллеги, например, комиссия в подробностях расспрашивала, почему он развелся с женой, и нет ли у него любовницы. Какое это имеет отношение к работе? Разве опера можно оценивать по таким критериям? Лучше спросили бы, "стучит" ли ему агентура и рассказывает ли о том, кто совершил тот или иной разбой. Если рассказывают значит это хороший опер, и это действительно честный критерий. Таких увольнять нельзя", рассказал один из митингующих оперативников.

Арсен Аваков на своей странице в соцсети Facebook отреагировал на протест достаточно резко: "Никакой митинг непрошедших тесты и аттестацию милиционеров не изменит моей решимости. В новой полиции не будет некомпетентных и грязных "ментов"! Будут только пользующиеся доверием людей "копы"! Это принципиально! По-другому не будет! Разворошили улей... Рушится уклад жизни? Большие и малые кормушки? Для вас, вчерашние, так и будет. Я даже рад произошедшему нарыв вскрылся. Будем действовать еще быстрее и решительнее!". Позже он сообщил, что нужно будет уволить ещё около 100 тыс. старых сотрудников по всей стране и на их место взять новых.

По словам Александра Грановского, если общество хочет получить новое качество Национальной полиции, то кадрам необходимо уделить особое внимание. Депутат напомнил, что старая милиция именно поэтому и утратила доверие, что там не велись тщательные проверки кадрового состава: "Другое дело, что процессы очищения, к сожалению, невозможно целиком отделить от политических процессов. Всегда найдутся те, кто будет утверждать, что власти "протягивают" нужных людей, избавляются от неугодных". В то же время Александр Грановский еще раз подчеркнул, что закон предоставляет бывшим милиционерам все правовые основания доказывать свою профессиональную пригодность для службы в Национальной полиции и даже не разделяет старую милицию и новую полицию.

В то же время эксперт Реанимационного пакета реформ Борис Малышев отмечает, что основу правоохранительной системы составляют следователи и оперативники, и что эти кадры требуют более бережного отношения: "Здесь невозможно применить метод "уволить всех и набрать новых". В стране нет такого количества специалистов, которые могли бы делать эту намного более сложную работу, чем работа патрульного полицейского".

Бориса Малышева поддерживает и политолог Тарас Березовец. Он приводит в пример ситуацию в Грузии, где многие уволенные в процессе реформы сотрудники МВД в конечном итоге пополнили ряды организованной преступности.

В свою очередь, эксперт Центра политико-правовых реформ Александр Банчук отмечает, что главная задача переаттестации все-таки избавиться от нечистых на руку людей. По его словам, если бывший сотрудник милиции хочет продолжить службу, на него нет жалоб, и уровень доходов его и семьи соответствует образу жизни, то такому человеку бояться нечего: "Конечно, есть риск субъективного отношения к участнику конкурса за 10-15 минут трудно разобраться в истинных намерениях человека, но в любом случае существует возможность апелляции, где можно спокойно и аргументированно оспорить решение комиссии".

Немаловажным является и вопрос дальнейшего трудоустройства бывших милиционеров. "Конечно, если говорить о комплексной реформе, то необходимо продумывать программы переквалификации и альтернативной занятости для тех сотрудников, которые не смогут пройти тесты", сообщил исполнительный директор Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Сергей Кищенко. По его словам, эксперты МЦПИ уже отмечали это упущение авторов реформы.

По словам Арсена Авакова, первые результаты реформы будут видны уже летом-осенью текущего года, а говорить о новом качестве МВД можно будет через 3-5 лет. Одним из первых шагов в этом направлении, к слову, является открытие в Киеве 11 декабря 2015 года Центра рекрутинга Нацполиции Украины, на базе которого будет проходить отбор кандидатов на службу и переаттестация действующих полицейских. Планируется, что ежедневно компьютерное тестирование смогут проходить около 600 человек, а собеседование 300 человек. Работу будут выполнять 12 комиссий в составе 6-8 участников. Во время брифинга 25 декабря в Украинском кризисном медиа-центре спикер Центра рекрутинга Елена Дятлова сообщила, что комиссия по отбору сотрудников Нацполиции приняла решение уже относительно 4254 из 13500 сотрудников бывшей милиции. В дальнейшем, по ее словам, будет создана региональная сеть Центра: "В 5-6 больших городах создадут перманентные площадки, в другие областные центры будут выезжать наши мобильные группы, будут разворачиваться площадки с компьютерами для тестирования. Процедура будет одинаковой для всех областей".

Как заявила 26 декабря руководитель Нацполиции Хатия Деканоидзе, следующим городом, где после новогодних праздников пройдет аттестация и отбор членов конкурсных комиссий, станет Хмельницкий. Остается надеяться, что в результате реформы власть будет в состоянии противостоять обострению криминогенной ситуации в стране. Ведь, по данным Генпрокуратуры, только в 2015 году количество зарегистрированных криминальных правонарушений составило более 565 тыс., что почти на 36 тыс. больше, чем в 2014 году.

Читайте також

Національна гвардія України: служба з прицілом на "після перемоги"

Служба в Нацгвардії – найкращий варіант роботи для молоді після війни

Марш додому! Як спрацює скасування консульських послуг за кордоном

Експерти скептично поставилися до ідеї запровадження обмежень щодо роботи консульств

Дуже багато людей питає, чи буде новий наступ на Київ - офіцер Сил оборони

Офіцер Євген Тихий - про допомогу Україні, спроби росіян здійснити новий наступ та ймовірність контрнаступу ЗСУ