RU  UA  EN

Середа, 24 квітня
  • НБУ:USD 39.25
  • НБУ:EUR 41.85
НБУ:USD  39.25
Суспільство

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Сергей Тригубенко: Вопрос сохранения окружающей среды и здоровья людей крайне политизирован

Почему беспрепятственно и безнаказанно загрязняются украинские почвы и водоемы

Почему беспрепятственно и безнаказанно загрязняются украинские почвы и водоемы Народный депутат Украины Сергей Тригубенко (слева) Фото: rada.gov.ua

Все чаще на заповедных территориях Украины находят брошенные ядохимикаты, а в оврагах – свалки ртутьсодержащих ламп. Эти факты подтверждают недавние новости из Запорожья и Чигирина. Экологи бьют тревогу: пока лицензии на утилизацию опасных отходов выдают однодневным фирмам-бабочкам, которые не имеют материально-технической базы для их переработки, ситуация не изменится. Термин "опасные отходы" отрегулирован законодательно. Это такие отходы, которые имеют химические, физические и биологические опасные свойства и создают значительную опасность для окружающей природной среды, здоровья человека, а также требуют специальных методов для обращения с ними. О том, почему беспрепятственно и безнаказанно загрязняются украинские почвы и водоемы, "Апостроф" побеседовал с руководителем подкомитета Верховной Рады Украины по вопросам государственной политики в сфере обращения с отходами, соавтором законопроекта, регулирующего обращение с опасными отходами, народным депутатом СЕРГЕЕМ ТРИГУБЕНКО.

– Совсем недавно огромный общественный резонанс вызвала находка на одной из столичных свалок. На Осокорках, на улице Коллекторной, за километр от жилых домов нашли тысячи опасных энергосберегающих ламп, содержащих ртуть. Насколько это обычная практика? Кто отвечает за то, чтобы на свалки с бытовыми отходами не свозились опасные вещества?

- Трагедия в том, что такая практика, к сожалению, — правило, а не исключение, но общество интересуется проблемами окружающей среды крайне редко. Никого почему-то не пугает, что кроме военных действий на востоке и экономического кризиса Украина переживает кризис экологический. Я бы даже назвал это экологическим геноцидом. Вдумайтесь: одна батарейка способна загрязнить около 20 квадратных метров почвы. Тяжелые металлы провоцируют в организме человека рак, неврологические расстройства. Ртуть, свинец, окись свинца, теллур и другие опасные вещества, попадая в землю, по 300 лет наносят ущерб следующим поколениям. Поэтому меня удивляет, что проблема утилизации опасных отходов задевает далеко не каждого украинца.

Яркий пример этому – длительное игнорирование законопроекта № 2950 в парламенте. Почти год этот документ с изменениями к Закону "Об отходах" припадал пылью в Верховной Раде. Я все время слежу за прохождением этого законопроекта, а ведь наш авторский коллектив зарегистрировал его еще в мае прошлого года. И только на прошлой неделе его вынесли на рассмотрение в первом чтении, правда, голосование по нему так и не состоялось. Оказалось, что вопрос сохранения окружающей среды и здоровья людей крайне политизирован. На следующий же день началась кампания в СМИ по дискредитации авторов законопроекта. Интересно узнать, кто же эти инициаторы антиэкологической пропаганды. Кто хочет, чтобы наши дети играли ртутью из ламп, которые почему-то не утилизировали "добросовестные лицензиаты"?

В чем суть изменений? Чем и кому они могли быть неудобны?

- Все элементарно. На сегодняшний день Министерством экологии выдано 290 лицензий на обращение с опасными отходами, на утилизацию этих отходов. Но утилизируются они в посадки, реки, на окраины наших городов, так как лицензиаты не обязаны иметь специального оборудования, чтобы эти отходы утилизировать. Иными словами, государству сегодня не интересно, что будет со ртутью и свинцом, отравляющими воздух и почвы. Это так же абсурдно, как если бы мы не проверяли компетенцию хирурга, в руки которого вверяем свою жизнь: бери и режь, не важно, кто ты — столяр или пекарь.

Мы же с коллегами предложили проверять фактическое наличие технологических мощностей у таких предприятий – и сразу послышался гул недовольных. Неудивительно: как можно предоставить проверяющим материальную базу, которой нет? Зачем покупать дорогостоящее оборудование и на чем зарабатывать, если сегодня можно, не имея ничего, кроме юридического адреса, благополучно сбрасывать отходы в реку, в лес – куда придется.

Вы помните прошлогодний скандал в Шостке? Тогда на городской свалке и на дороге в центре города нашли остатки гептила – это вообще невообразимо! Люди просто по дороге на работу вдыхали чрезвычайно опасное химическое вещество, которое обычно используют как компонент ракетного топлива и которое, попадая в организм человека, способно вызывать врожденные уродства у детей. Вот такие "лицензиаты" – преступники. И они будут оставаться безнаказанными, пока мы не адаптируем украинское законодательство к европейскому.

– А, кстати, как европейцы регулируют вопросы утилизации?

Собственно, так, как мы и предлагаем. Мы понимаем, что все гениальное – не только просто, но и придумано до нас. Там внутреннее законодательство и Директивы об опасных отходах позволяют легко определить количество образованных отходов и количество утилизированных. Это достигается грамотно составленной системой отчетности. Опасные отходы должны регулироваться строгими спецификациями. Ну и, конечно, штрафы. В Украине их размеры на сегодняшний день смешны: от двухсот гривен до трех тысяч.

– Но, вероятно, не все лицензиаты в Украине преступают закон? Есть и те, кто на самом деле перерабатывает и утилизирует?

Есть очень примерная статистика, но она действительно страшная. По данным общественных организаций, из всех предприятий, имеющих лицензии именно на утилизацию опасных отходов, не более 14% обладают необходимой материально-технической базой и оборудованием. То есть 86% лицензиатов фактической утилизации не осуществляют и вывозят опасные отходы на полигоны бытовых отходов или в ближайшие лесополосы.

Простыми словами, люди поняли, как можно зарабатывать деньги. Для примера, себестоимость правильного процесса утилизации опасных отходов — 2000–3500 гривен за тонну. Захоронить их на полигоне твердых бытовых отходов, там, где им не место, более чем в десять раз дешевле — 150–200 гривен за тонну. Вот и выходит: неуемные аппетиты плюс отсутствие контроля со стороны власти – и уже совершенно безразлично, какие болезни постигнут твоих детей и детей твоих детей, не говоря уже об окружающих. Последствия не важны, важна оплата, сумма, которая осядет в кошельке! Хочу привести пример. Ртуть - важнейшее вещество в нашем обиходе. Это компонент термометров, ламп дневного света и батареек, который является опаснейшим веществом при неправильном обращении. Она способна навсегда отравить организм человека, единожды туда попав. Честно говоря, страшно жить в обществе, где грань между моральными принципами, ценностью жизни, здоровья и жаждой наживы начисто стерта.

Версія для друку
Знайшли помилку - видiлiть та натиснiть Ctrl+Enter
Розділ: Суспільство

Читайте також

Марш додому! Як спрацює скасування консульських послуг за кордоном

Експерти скептично поставилися до ідеї запровадження обмежень щодо роботи консульств

Дуже багато людей питає, чи буде новий наступ на Київ - офіцер Сил оборони

Офіцер Євген Тихий - про допомогу Україні, спроби росіян здійснити новий наступ та ймовірність контрнаступу ЗСУ

Окупаційні війська продовжують атакувати околиці Часового Яру - офіцер бригади "Рубіж"

Офіцер бригади Рубіж Володимир Черняк розповів про ситуацію у Часовому Яру та плани росіян захопити місто