RU  UA  EN

Пʼятниця, 29 березня
  • НБУ:USD 38.85
  • НБУ:EUR 42.05
НБУ:USD  38.85
Суспільство

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Когда встречаются два одиночества

«Исчезновение Элеанор Ригби» Неда Бенсона

«Исчезновение Элеанор Ригби» Неда Бенсона Кадр из фильма «Исчезновение Элеанор Ригби» (реж. Нед Бенсон)

В прокат вышла лирическая драма американца Неда Бенсона «Исчезновение Элеанор Ригби». Этот тихий, немногословный, полный полутонов и недомолвок фильм, разумеется, не может тягаться в красочности и занимательности с шумными и эффектными голливудскими блокбастерами, оккупировавшими украинские экраны. Однако умному зрителю, готовому сосредоточенно наблюдать за перипетиями отношений между героями этой ленты, она способна принести немало счастливых открытий.

Для 37-летнего американца Неда Бенсона «Исчезновение Элеанор Ригби» ‒ дебют в полнометражном кино. Как нередко случается с талантливыми людьми, первый серьезный шаг в режиссерской карьере был омрачен для него небольшим творческим компромиссом. На самом деле, сначала он снял два полнометражных фильма под этим же названием, дополненные подзаголовками «Он» и «Она». Там, как, к примеру, в классическом «Расемоне» Акиры Куросавы, одна и та же история разрыва и постепенного склеивания отношений между молодыми супругами, потерявшими ребенка, излагалась с двух точек зрения ‒ мужчины и женщины. Диптих был показан на фестивалях в Торонто и Канне, снискав множество одобрительных отзывов критиков.

Продюсеры же картины все-таки предложили автору сделать новую прокатную версию, смонтировав ее из эпизодов двух готовых самостоятельных частей. Это, по-видимому, отчасти упростило фильм. То, что раньше описывалось в нем обстоятельно ‒ скажем, романтическая фаза влюбленности главных персонажей, когда они, чтобы придать своим отношениям дополнительную остроту, удирали, не заплатив, из ресторана или занимались сексом в автомобиле, теперь рассказывается скороговоркой. Впрочем, и оставшихся в картине флешбеков о счастливых днях Элеанор Ригби (Джессика Честейн) и Конора Ладлоу (Джеймс Макэвой) достаточно, чтобы понять ‒ дочь университетского профессора психологии и скрипачки-француженки (великолепный дуэт Уильяма Херта и Изабель Юппер) и сын модного нью-йоркского ресторатора (изумительный Киран Хайндс) никогда не знали забот и нужды, упиваясь своим беспечным инфантилизмом.

Потом из отношениях (и это тоже не новость) что-то исчезло. Формально, как зрителям предстоит узнать по ходу действия картины, причиной охлаждения между героями стала смерть их малыша. Элеанор даже попыталась совершить суицид, бросившись с моста в реку, после чего, чудом спасенная, отправилась из больницы не в уютное супружеское гнездышко на Манхэттене, а в городок Вестпорт в штате Коннектикут, где живут ее родители и младшая сестра Кэти, неунывающая блондинка в разводе (Джесс Вейкслер). Мужу она о своем отъезде не сообщает, на его телефонные звонки не отвечает, пытаясь восстановить душевное равновесие разговорами с мамой, философом в юбке, неизменным бокалом красного вина в руке, и социальным психологом (Виола Дэвис ‒ еще одна превосходная актерская работа в этом фильме). Конор, естественно, тревожится, грустит, старается найти и урезонить жену, параллельно налаживая давно разрушенную связь с отцом и довольно пассивно наблюдая, как приходит в упадок его небольшой бизнес ‒ кафе, которым он на паях владеет с другом Стюартом ‒ милым парнем, почему-то вообразившим себя шеф-поваром (Билл Хейдер).

«Исчезновение Элеанор Ригби» можно интерпретировать как драму взросления ‒ по сути, с большим или меньшим успехом справляясь с обрушившимися на них жизненными испытаниями, Элеанор и Конор становятся мудрее, теряя иллюзии молодости и начиная воспринимать мир в его истинном, увы, тусклом свете. Но Нед Бенсон рассказывает не только об исчезающей молодости. Его фильм еще и о том, что человек обязан принять истину как горькую правду: из своих бед и страданий нужно научиться выбираться самостоятельно. Безусловно, уже услышав название картины, сразу вспоминаешь знаменитую песню The Beatles (плакат альбома Revolver, в который входил этот шедевр Пола Маккартни, украшает квартиру героев) об одиноких людях.

Героиня получила свое имя символически ‒ ее родители познакомились в очереди за билетами на концерт великого ливерпульского рок-квартета. Но это имя становится и знаком ее судьбы. Впрочем, не только ее. Тут каждый персонаж, как выясняется, переполнен чувствами и проблемами, которые приходится нести одному ‒ хорохорясь, страдая, обижаясь на непонимание или гордо не требуя сочувствия.

Но именно эти переживания, по мнению режиссера, и составляют подлинный смысл нашей нелепой и восхитительной жизни. И чувств этих не надо бояться. Ведь в конце концов каждому из нас, как и героям этой тонкой, нежной и умной ленты, обязательно будет подарено мгновение узнавания себя в другом, дружеского слова или жеста, поцелуя или объятия. В комнатке Элеонор в родительском доме висит огромный постер легендарного фильма Клода Лелюша «Мужчина и женщина», но, в общем, «Исчезновение Элеонор Ригби» не умещается в стандартное прокрустово ложе лирической лав-стори. Хотя, конечно, картина и ободряет зрителя надеждой, что пусть хрупким, но все же мостиком людей друг к другу может быть именно любовь.

Читайте також

Перетворити народ у націю: в Україні проходять святкування ювілею першої української Біблії

Ювілей Біблії Куліша відзначили науковими конференціями, концертами та виставками

"Русскій мір" чіпляється зубами: коли Києво-Печерська лавра очиститься від впливу Москви

Історія з передачею Києво-Печерської лаври державі ще не завершена – і триватиме щонайменше кілька місяців

Скандал з дубляжем: чи будуть українці ходити в кіно англійською

Влада вирішила заборонити дублювання в кінотеатрах українською мовою фільмів з оригіналом англійською мовою