RU  UA  EN

Пʼятниця, 29 березня
  • НБУ:USD 38.85
  • НБУ:EUR 42.05
НБУ:USD  38.85
Суспільство

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Киевлянам не дают раскошелиться на ЖКХ

Киевляне пока не знают, по каким тарифам им оплачивать коммунальные услуги Фото: УНИАН

Столичный Главный информационно-вычислительный центр (ГИВЦ) до сих пор не обеспечил киевлян квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг за июль. Платежки за этот месяц должны быть выставлены с учетом повышения стоимости горячего и холодного водоснабжения для населения в среднем на 40%. В ГИВЦ пообещали, что потребителям начнут разносить квитанции с понедельника, а задержку объяснили тем, что власти не согласовали конечные тарифы. На самом деле, проблема вызвана кардинальными изменениями в законодательстве, регулирующем отношения теплоэнергетиков и водоканалов с бытовыми абонентами. До разрешения правовых коллизий, с которыми столкнулись монополии, взимать оплату за коммунальные услуги с киевлян - незаконно, уверены эксперты.

Услуги даром

Жители столицы не могу рассчитаться за услуги централизованного холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, поскольку по состоянию на 11 августа квитанции на их оплату до сих пор не разосланы потребителям. Киевляне могут заплатить только за жилищные услуги (обслуживание и содержание домов и придомовых территорий), если они проживают в домах, которыми управляют самостоятельно через объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) или ЖСК. Таких домов в Киеве не более 700 из 10-тысячного многоквартирного жилищного фонда столицы. В контактом центре КП «Главный информационно-вычислительный центр» рассказали, что печать платежек уже началась, а задержка вызвана тем, что городскими властями «до конца не были утверждены тарифы» на вышеперечисленные услуги. Вместе с тем, представитель коммунального предприятия заверила А', что киевляне начнут получать платежки на руки уже с 18 августа. При этом в квитанции по-прежнему будет указана рекомендация рассчитаться за предоставленные услуги в полном объеме не позднее 20 числа календарного месяца.

Напомним, согласно решению правительства с 1 мая в Украине началась кампания по приведению стоимости коммунальных услуг к экономически обоснованному уровню, что являлось одним из требований МВФ при предоставлении Украине кредита. Речь шла об установлении стоимости природного газа и тепловой энергии для всех категорий потребителей, которая должна покрывать затраты предприятий на их производство, транспортировку и поставку. В результате, с 1 мая тарифы на природный газ для украинцев выросли в среднем – на 55%, а с 1 июля – стоимость тепла (услуги отопления и горячего водоснабжения) – на 35–40%.

Отраслевой регулятор – Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере коммунальных услуг (Нацкомуслуг) утвердила новые тарифы для ПАО «Киевэнерго» и ПАО «АК "Киевводоканал"». За потребленную в июле горячую воду киевляне заплатят 25,1 грн за кубометр (с НДС), что на 32% больше, чем в предыдущем месяце, а в случае подключения к системе полотенцесушителя – 23,48 грн за кубометр. Услуги отопления обойдутся жителям многоквартирных жилых домов в 9,22 грн/кв. м в месяц при отсутствии подомового и квартирного учета, а при наличии счетчиков киевляне заплатят 375,3 грн/Гкал с НДС (ранее стоимость гигакалории тепла не превышала 270 грн). Кроме того, цены на водопотребление в столице в прошлом месяце увеличились на 57% – до 7,46 грн за кубометр с НДС (из них 3,88 грн – за холодную воду, а 3,58 грн – за водоотвод).

Закон суров

В Киевсовете считают, что сложившаяся ситуация связана со сложностями исполнения норм закона №1198–VII, который вступил в силу 26 апреля. Документом изменен алгоритм расчетов за энергоносители и ресурсы. В частности, ч. 5 ст. 19 закона закрепляет полномочия исполнителя услуг за предприятиями теплоэнерго и водоканалами. Для этого естественным монополиям необходимо перейти на работу по прямым договорам с каждым своим абонентом. Ранее де-юре определить исполнителя услуги было невозможно, де-факто их функции выполняли жилищно-эксплуатационные организации (ЖЭКи). «Проблема с платежками связана непосредственно с тем, что процесс перехода на прямые договорные отношения с киевлянами затянулся. В этом виноваты как сами предприятия–монополисты, так и власти. При этом муниципалитет, согласно новому законодательству, не должен утверждать конечный тариф для потребителей. Это теперь также компетенция отраслевого регулятора»,– говорит глава комиссии по ТЭК и ЖКХ в Киевсовете Александр Клюс. Он также подтвердил, что при отсутствии индивидуальных договоров с исполнителями услуг – «Киевводоканалом», «Киевэнерго» или Дарницкой ТЭЦ – киевляне имеют полное право не платить за услуги. Избежать кризиса неплатежей монополии могут, если заключат совместные договоры с ЖЭКами, которым временно делегируют полномочия исполнителей», отметил господин Клюс.

Советник председателя правления ПАО «АК «Киевводоканал» по вопросам информационной политики Виктория Яковлева пояснила А', что предприятие на официальном сайте разместило договор на предоставление услуг централизованного водоснабжения и водоотведения (с учетом внутридомовых систем). «Этот документ разработан на основании типового, утвержденного постановлением Кабинета министров № 630 в июле 2005 года и является договором присоединения (А' – к системе водоснабжения), поэтому не нуждается в согласовании с другой стороной – потребителем». Госпожа Яковлева также отметила, что закон №1198–VII нивелирует рекомендацию об обязательной оплате услуг до 20 числа календарного месяца, а также аннулирует скидки, которые предоставлялись потребителям в случае своевременной оплаты. «Это и так не являлось законодательной нормой, а скорее было поощрением со стороны города для добросовестных плательщиков. На самом деле, ничего страшного в том, что потребитель заплатил позже 20 числа, нет»,– добавляет Александр Клюс.

В ПАО «Киевэнерго» сообщили, что компания сейчас заключает договоры о сотрудничестве исполнителя услуг по централизованному отоплению и по централизованной поставке горячей воды с ЖЭКами коммунальной собственности. Поскольку на поквартирный учет ресурсов в «Киевэнерго» переходят одновременно более 700 тыс. киевлян, письменные договоры будут заключаться с жильцами поэтапно в течение 2014-2015 годов.

Право на неоплату

Впрочем, взимать оплату за коммунальные услуги при отсутствии прямого договора с их исполнителями – прямое нарушение закона №1198–VII, уверена юрист, глава общественного объединения «Эффективный собственник» Татьяна Монтян. «Кроме того, нормы Гражданского кодекса никто не отменял, а этот закон вступает с ними в прямое противоречие. Ведь внутренние домовые сети – совместная собственность жильцов, которые сами должны их обслуживать и ремонтировать. А если монополисты становятся исполнителями услуги, то они предоставляют ее, условно, не до стены дома, а до крана. Тогда неясно, почему совместная собственность жильцов должна перейти водоканалу или предприятиям теплоэнерго»,– говорит она. Госпожа Монтян также уточнила, что трудности с формированием платежек будут возникать постоянно. «В Киеве нет единой системы учета ресурсов – в каких-то домах установлены подомовые счетчики, в каких-то только квартирные, а каких-то – они вообще отсутствуют. В последнем случае тариф рассчитывается по нормам, которые не имеют никакого отношения к фактическим объемам потребления»,– отмечает юрист. По ее словам, многие ОСМД и ЖСК, которые покупают воду и тепло как товар на «входе в дом», не собираются заключать индивидуальные договоры, а действуют в рамках уставленных ранее договорных отношений.