RU  UA

Четвер, 28 березня
  • НБУ:USD 38.90
  • НБУ:EUR 42.05
НБУ:USD  38.90

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Новини

28 березня

Всі новини

Эксперт: новые законы должны развивать рынки, а не коррупцию

Эксперт Национального института стратегических исследований Василий Яблонский отмечает, что дерегуляция и борьба с коррупцией являются не только одними из условий сотрудничества Украины и МВФ, но и одними из главных запросов общества по отношению к действующей власти.

«К сожалению, показательные “реформы” в ГСЧС и МВД не меняют картину в целом»,‒ констатирует он.

По мнению эксперта, процесс принятия решений и, более того, подготовки законодательных актов, как и прежде, проходит по кулуарному принципу без учета мнений всех заинтересованных сторон – участников рынка. В лучшем случае «сырые» законопроекты потом приходится дорабатывать, в худшем ‒ они вступают в силу и оказывают негативное воздействие на ту или иную отрасль экономики или сферу жизни украинцев.

Одним из примеров такого подхода можно назвать решение Комитета Верховной Рады Украины по вопросам информатизации и связи о поддержке в первом чтении законопроекта 1888 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты интересов государства, потребителей телекоммуникационных услуг и усовершенствования государственного регулирования в сфере пользования радиочастотным ресурсом Украины», которое было принято 9 апреля текущего года.

Комитет согласовал рассмотрение законопроекта в зале Верховной Рады вообще без рассмотрения его по существу, кулуарно, непрозрачно, без участия представителей отрасли. И это несмотря на настойчивые протесты со стороны участников рынка. В результате, ведущие операторы телекоммуникаций (Киевстар, Астелит, 3Моб, МТС, Укртелеком) были вынуждены выступить с консолидированной позицией, которую изложили в обращении в адрес главы ВР Владимира Гройсмана. Основные претензии отрасли к данному законопроекту заключаются в том, что этот документ существенно увеличивает регуляторное давление на рынок телекоммуникаций. В результате полномочия Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ) могут быть необоснованно расширены. А содержательная часть новых ограничений для рынка выйдет за рамки Закона «О радиочастотном ресурсе» и будет устанавливаться самой Комиссией.

«Украинская власть декларирует курс на дерегуляцию. Иногда, правда, этот процесс идет довольно сложно. Пример тому ‒ поправки к закону об улучшении регулирования в сфере радиочастотного ресурса. Очевидно, что документ расширяет полномочия чиновников в лице Нацкомиссии. В результате после вступления закона в силу рынок может получить дополнительные бюрократические барьеры, а чиновники ‒ новые возможности для усиления давления на бизнес. Сложно не согласиться с участниками рынка, утверждающими, что это приведет к увеличению уровня коррупции в данной сфере. Безусловно, законопроекты, принятие которых способствует усилению роли государства, то есть чиновников, должны принимать лишь после проведения общественных слушаний по данному поводу с учетом мнения специалистов по дерегуляции и борьбе с коррупцией. В данном случае к процессу подготовки изменений в законодательство есть много вопросов. А это значит, что принятие данного законопроекта может дать очередной повод заявить о том, что нынешняя Верховная Рада принимает явно сырые законы, которые затем приходится дорабатывать под давлением общественности»,‒ отмечает Яблонский.

Многие представители рынка связи отмечают, что профильный комитет ВР демонстрирует закрытость в ходе подготовки законопроекта, а автор игнорирует обоснованные требования о необходимости доработки этого документа до вынесения его на рассмотрение в зал Верховной Рады. Стоит отметить, что телекоммуникационная отрасль в настоящее время не только обеспечивает услугами связи и интернет-доступа десятки миллионов украинцев, но и генерирует около 5% валового национального дохода.

Законопроект №1888 ‒ яркий пример того, как вместо дерегуляции чиновники принимают решения, направленные на создание дополнительных барьеров для развития бизнеса. Очевидно, что отсутствие конструктивного диалога и сотрудничества между государством и бизнесом может быть чревато дополнительными сложностями, которых на фоне существующих проблем в экономике лучше избегать.

Источник: Forbes