Одним из путей борьбы Украины со сценариями, которые ей навязывает Россия, может стать качественная конституционная реформа.
Об этом пишет директор Департамента внутренней политики Международного центра перспективных исследований Ярослав Ковальчук в статье для "Апострофа".
"Общественную легитимность новой Конституции можно обеспечить либо посредством инициирования широкого общественного обсуждения с привлечением представителей всех регионов, либо путем организации выборов в Конституционную ассамблею, которая стала бы полноценным органом с полномочиями для разработки нового текста Основного закона. Однако украинская власть выбрала третий вариант — быстрые косметические изменения, которые должна разработать комиссия под контролем президентской администрации с целью показательно выполнить обязательства в рамках вторых Минских договоренностей",— отмечает эксперт.
Новая Конституция, по его мнению, может объединить украинское общество и быть инструментом противодействия российским сценариям. Но для этого "с самого начала необходимо сделать процесс подготовки изменений максимально прозрачным и инклюзивным. Только это будет гарантировать их поддержку со стороны общества и восстановление доверия граждан к власти".
"Новая Конституция может перезагрузить государственный механизм, создав действенную систему сдерживания и противовеса между ветвями власти и условия для обеспечения верховенства права. Кроме того, при условии максимальной прозрачности и инклюзивности ее подготовки, у Конституции есть потенциал превратиться в инструмент объединения всего общества в условиях, когда внешний агрессор пытается внести раздор между разными регионами и социальными группами.
Удачное использование этого инструмента повысит субъектность украинской власти и позволит ей предлагать собственные инициативы, а не только реагировать на сценарии, навязанные извне. С другой стороны, формальный подход к подготовке новой Конституции уменьшит доверие общества относительно возможности эффективных реформ и желания власти изменить существующую систему",— пояснил Ковальчук.
Согласно его выводам, сейчас ситуация не соответствует поставленным задачам.
"Несмотря на исключительную важность этой реформы, после презентации Петром Порошенко наспех подготовленного текста изменений в Основной закон в июне 2014 года (большинство предложенных изменений касались децентрализации и распределения полномочий между президентом и парламентом) вопрос конституционной реформы был отложен на долгие восемь месяцев. О ней снова вспомнили лишь во время подписания в феврале 2015 года вторых Минских договоренностей, в соответствии с которыми украинская власть взяла обязательство провести конституционную реформу до конца 2015 года",— напоминает эксперт.
Он также обращает внимание на то, что в Конституционную комиссию, которую Порошенко сформировал в марте, входят люди, которые "не представляют украинское общество ни в географическом, ни в политическом смыслах".
"Большинство из них неизвестны широкой общественности, а некоторые публичные личности, в том числе три бывших президента, не являются лидерами общественного мнения. Состав комиссии также не представляет весь политический спектр Украины, даже ту его часть, которая имеет представительство в парламенте. В работе нового органа примут участие 13 нынешних народных депутатов, из которых пятеро представляют "Блок Петра Порошенко", трое — "Самопомич", двое — "Народный фронт", двое — "Батькивщину" и один — "Оппозиционный блок". Большинство в комиссии составляют юристы, ученые и представители юридических учебных заведений (позитивом является то, что два члена комиссии представляют университеты Мариуполя и Донецка). В то же время, в новом органе — слишком мало выходцев из общественного сектора, которые могли бы взять на себя задачу информирования общества о наработках КК. Инклюзивность органа можно было бы усилить включением большего числа представителей Донбасса и Крыма, даже если речь идет о привлечении внутренне перемещенных лиц из этих регионов",— отметил эксперт МЦПИ.
Кроме того, по его словам, "показательно, что орган формировался специально под Владимира Гройсмана. Когда политик занимал должность вице-премьера, КК планировалось создавать при Кабмине. После того, как близкий соратник Петра Порошенко стал председателем Верховной Рады, комиссия была создана при президенте, а цель его председательства в этом органе — показать единство главы государства и парламента в вопросе конституционной реформы".
Больше читайте в статье "Апострофа": Какая Конституция спасет Украину от России.