Терминал F аэропорта Борисполь открылся еще в апреле 2019 года, но до сих пор сдача в аренду его коммерческих площадей украинским компаниям блокируется на уровне чиновников ответственного министерства. При этом деньги теряют как государственный аэропорт, так и потенциальные арендаторы, которые уже несколько месяцев могли получать прибыль для себя, и перечислять налоги в бюджет. Речь идет уже о потере порядка $12 миллионов государственных денег за этот период. То есть размер убытков равен примерно двум миллионам (!) гривен в день.
Однако ряд фактов говорит о том, что есть одна компания, а именно сеть закусочных McDonald's, которая практически считает часть площадей терминала уже своими. Журналисты газеты "Вести" и интернет-ресурса "Наша версия" провели независимые расследования о том, какими могут быть причины такой ситуации, и почему можно считать, что зарубежный фастфуд получает преференции перед конкурентами. По их наработкам и нашим собственным исследованиям и подготовлен данный материал.
Странные дела происходят с министерскими чиновниками. Мы часто слышим от них, что бюджету не хватает денег. Но при этом сами они вставляют палки в колеса тем компаниям, которые их могут для государства заработать. Огромный резонанс в СМИ получила тема организации пространства в терминале F главного аэропорта страны "Борисполь".
Напомним, что вопреки всем обещаниям, за 8 месяцев в терминале не появилось ни одного нормального кафе, бара или даже магазина, не говоря уже о Duty Free. А цены и качество продуктов в немногочисленных ларьках такие, что, наверное, дешевле съездить покушать в Киев.
Помимо вопроса комфорта для пассажиров, у терминала нет возможности заработать средства на сдаче в аренду коммерческих площадей. Это существенно влияет на размер терминального и других сборов, а значит и на общую стоимость авиабилетов, за которые людям приходится переплачивать. Страдает от такой ситуации и сам аэропорт, недополучающий прибыль. А значит страдает и государство, которому терминал фактически принадлежит.
И не то, чтобы желающих открыть заведения в терминале не было - как раз наоборот. Множество компаний уже подали заявки на участие в конкурсе. И даже началась законные конкурсные процедуры, которые по непонятным причинам были остановлены Министерством инфраструктуры.
Виноваты во всем не представители администрации аэропорта, как может показаться на первый взгляд, а чиновники Министерства Криклия и Фонда госимущества, в ведении которых организация конкурсов на аренду государственного имущества.
В попытке разобраться в причинах происходящего журналисты газеты “Вести” проанализировали схожую ситуацию со "старшим братом" терминала F - терминалом D. И пришли к удивительному выводу, что причины эти могут быть во многом схожи. Как и пять лет назад, площади в терминале F специально "готовят" под конкретного арендатора.
Терминал "для своих"
В свое время в терминале D ситуация с качеством обслуживания пассажиров также оставляла желать лучшего. Он открылся в 2012 году, но еще в течение двух лет пассажиры постоянно жаловались на отсутствие элементарных условий, например, наличия кафе, магазинов, банкоматов, аптек и прочих удобств.
Заселение терминала D состоялось лишь в 2014 году, и показало, что за два года ФГИ и Мининфраструктуры умудрились так "отшлифовать" конкурсные условия, чтобы львиную часть аренды получили "нужные" компании, связанные с руководством ведомств. В результате арендаторами стали предприятия, принадлежащие к одной так называемой группе "БФ", в связи с которой фигурируют имена нардепа от НФ Андрея Иванчука и тесно связанного с ним белорусского бизнесмена Артура Гранца. Некоторые источники утверждают, что в эту борьбу за схемы и потоки был включен и новоназначенный заместитель Криклия – Олег Ющенко. В итоге, остальные претенденты оказались "в пролете".
Об истории монопольной аренды площадей в терминале D не раз писали СМИ. А Антимонопольный комитет в своих рекомендациях жестко раскритиковал тогдашние конкурсы, назвав их дискриминационными и нарушающими законодательство.
И вот сегодня история повторяется. Вместо обещанных президентом "новых подходов" и "свободы для бизнеса", на примере терминала F мы видим явные преференции для одной компании.
Причем здесь McDonald's
Первым о намерениях завести на терминал в "Борисполе" именно сеть фаст-фуда Macdonald’s публично заявил именно министр инфраструктуры Владислав Криклий в одном из своих интервью. "Например, по авиации хочу, чтобы в аэропорт Борисполь зашел McDonald's", - отметил министр. Мол, это может быть лучшим, что случится с украинской авиацией.
На первый взгляд, ничего особо криминального в подобных заявлениях нет. Ну, хочет человек, чтобы одним из арендаторов терминала была всемирно-известная компания. Как заявил Владислав Криклий на одном из последних пресс брифингов: "Моя причастность к McDonald's, в первую очередь заключается в том, что я люблю бургеры, картошку фри, хотя это не очень полезно для здоровья". Аргумент железный, не поспоришь.
Но дело в том, что подобные заявления столь ответственного лица, во всяком случае, в цивилизованном мире, обычно считаются неприкрытым лоббизмом. И мало вяжутся с заявлениями о конкурентности конкурсов на аренду.
Ведь согласно закону, решать, кто зайдет на арендованные площади, должны не какие-то "хотелки" министра, а исключительно аргументы участников аукциона перед конкурсной комиссией. Здесь же, после слов министра, складывается впечатление, что в случае с McDonald’s уже все давно "порешали".
Масла в огонь подливают и некоторые другие факты. Так, руководителя украинского McDonald’s Юлию Бадритдинову видели возле административного здания аэропорта "Борисполь" вместе с президентом Американской торговой палаты (ACC) Андреем Гундером. Один из таких визитов состоялся 4 декабря. А позже оказалось, что она ведет активные переговоры с руководством аэропорта и представителями министерства, уже (еще до объявления конкурсных условий) обсуждая технические вопросы и аспекты возможного захода в аэропорт своей компании, что подтвердила пресс-служба компании McDonald’s. Но если встречу директора McDonald’s с руководством Борисполя еще худо-бедно можно понять, закрыв глаза на очевидное нарушение законной процедуры, то что там делал президент ACC? Он просто решил провести время в приятной компании, или же это лоббизм?
Интересно, как это все коррелируется с декларируемой министром Крикалем "прозрачностью" конкурсных процедур и "непредвзятостью" чиновников? Скорее на лицо преференции для конкретно взятой компании.
Бизнесмены против схем
Насколько нам известно из материалов расследования интернет-издания “Наша Версия”, украинские бизнесмены, ранее подавшие заявки на участие в конкурсе, уверены, что эти заявки умышленно блокируются на уровне руководства Мининфраструктуры, а конкретно - министра Владислава Криклия. Предприниматели даже обратились по этому поводу в Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ).
Вот что написано в заявлении, адресованном в НАБУ одной из компаний, которая намеревалась, но так и не смогла по вине чиновников принять участие в конкурсе: "Действующее законодательство не наделяет Министерство и/или ФГИ полномочиями по приостановлению/продлению сроков проведения процедур по передаче государственного имущества в аренду, ее изменения или продления, собственно как и полномочий по отзыву ранее предоставленных согласований (в том числе по принципу молчаливого согласия) или отмены ранее принятых решений. Любые нарушения сроков осуществления процедур по передаче имущества в аренду или совершение в процессе передачи имущества в аренду действий, не определенных законом, может рассматриваться как злоупотребление властью или служебным положением".
Во вторник, 10 декабря на сайте Мининфраструктуры, появилась новость, где говорится, что оба ответственных ведомства - ФГИ и Министерство - гарантируют проведение прозрачного конкурса на аренду площадей в терминале F и D. Обещают конкуренцию между участниками конкурса и, как следствие, повышение качества обслуживания пассажиров. Но как быть с теми украинскими предприятиями, кто уже находится в процессе законной конкурсной процедуры? Почему министр Криклий делает вид, что их не существует? Кто защитит Конституционные права? Так, может, все эти "объявления" на сайте МИУ лишь популистские заявления для отвода глаз?
Судя по ситуации с McDonald’s, обещание о "прозрачности", возможно, провалилось еще до начала конкурсов. И, похоже, как и пять лет назад, аренда разойдется по схемам, только теперь с другими участниками. Вывод пока один - никогда такого не было, и снова вот.