АПОСТРОФ
Глубоко вверх:
репортаж из кабины карьерного
самосвала на ИнГОКе


чем живет и как развивается
самый грандиозный карьер в Европе
А знаете ли вы, что самое масштабное во всей Европе искусственное углубление - железорудный карьер - находится в Украине? Что глубина этой выработки, созданной руками украинцев - полторы (!) Эйфелевых башни, или 160-этажный дом? Что руда из карьера - поставляется во все уголки планеты, а комбинат ИнГОК, который его разрабатывает – много лет является заслуженным лидером украинской и мировой рудной промышленности?

"Апострофу" удалось посетить это невероятное инженерное сооружение, поговорить с руководителями и рабочими, и даже прокатиться в кабине многотонного карьерного самосвала.

Итак – рассказ о карьере Ингулецкого горно-обогатительного комбината в Кривом Роге (входит в Группу Метинвест), сотрудники которого не только демонстрируют, что Украина способна реализовывать проекты континентального уровня, но и ежедневной работой доказывают, что в нашей стране есть возможности, желание, а главное – умение развивать бизнес на уровне лучших мировых практик.
Восьмое чудо
Сегодня ИнГОК производит конденсат с высочайшим процентным содержанием железа, что делает его продукцию востребованной на отечественном и зарубежных рынках. Промышленная мощность карьера – 70 млн тонн руды в год.
Стоя у кромки Ингулецкого карьера, понимаешь, что список"7 чудес" Украины стоит дополнить, как минимум, еще одним. Во всяком случае, что-то более грандиозное по размерам сложно найти не только в Украине, но и во всей Европе - карьер протянулся на 3,6 км с севера на юг и на 2,1 км - с запада на восток, а в глубину уже ушел на 450 метров. Эдакая каменная рукотворная чаша.

С края карьера видно, как где-то очень-очень внизу этой гигантской чаши медленно передвигаются автомобили-гиганты – БелАЗы и"Катерпиллары", черпают и подают породу однорукие силачи-экскаваторы. Умом понимаешь, что каждый в реальности – размером с коттедж, однако сверху они кажутся игрушечными. Стены карьера не гладкие – образуют огромные ступени-каскады. Высота каждой ступени (всего их 32) – 15 метров, примерно со стандартную 5-этажную хрущевку.

Удивительно, но все это создано всего лишь чуть более чем за полстолетия. Уже совсем скоро (в апреле) комбинат отпразднует 55 лет. Подготовка карьера началась в 50-е годы прошлого века, а в 1965 году комбинат дал первую товарную партию железорудного концентрата. Это и стало началом его официальной биографии.
Ингулецкий ГОК еще в 70-х, одним из первых в отрасли, ввел автоматизированное управление горнотранспортным комплексом. Тогда это были советские технологии, сегодня же мы ориентируемся на лучшие мировые практики. В частности, применение технологий и оборудования компании"Вист" позволило на нашем центральном пульте видеть в онлайне передвижение всей техники в карьере. Это – только один этап автоматизации. Сейчас мы готовим тендер, в котором среди участников надеемся увидеть таких мировых лидеров,как"Вэнко","Модулар","Катерпиллер" и др. Их техника и программное обеспечение позволят поднять на еще более высокий уровень автоматизацию управления процессами.

А еще мы – первое на постсоветском пространстве горно-металлургическое предприятие, которое начало поставлять продукцию на американский континент – в Мексику. Поставляем также в Африку (Алжир), Юго-Восточную Азию (Китай), Европу. В Европу могли бы поставлять и больше, качество удовлетворяет, спрос большой, но необходимо обеспечить сырьем отечественные металлургические комбинаты, что для нас является приоритетом.

В перспективе – увеличение доли экспортных поставок руды премиального сегмента. Для этого у нас есть все возможности, ведь мы постоянно совершенствуем технологическую сферу. Сегодня, я считаю, в технологическом отношении наш комбинат – лидирующее горнодобывающее предприятие Кривбасса. Фабрика самоизмельчения – единственная в Украине, позволяет выпускать железорудный концентрат премиального сегмента – с содержанием железа 68,5%.
Александр Герасимчук,
генеральный директор Ингулецкого горно-обогатительного комбината
Впечатления из кабины"Катерпиллера"
Мое знакомство с Ингулецким карьером продолжается с места выработки – там, где работает тяжелая техника. Наверное, мечта каждого мальчишки, увидевшего на картинке или по телевизору карьерный самосвал, хоть раз прокатиться на этой махине.

Мне повезло - чтобы продемонстрировать производственные процессы, меня пригласили в кабину карьерного самосвала Caterpillar 785-C. Колесо громадины оказалось едва ли не вдвое выше меня. Кабина тоже впечатлила: со стороны, по отношению к общему объему автомобиля, она сперва показалась небольшой голубятней под крышей дома. Взбираться же в кабину пришлось по вертикальной 4-метровой лестнице.
Мой гид, водитель самосвала Владимир Цопко (официально его должность называется – оператор по вывозке горной массы из карьера) – оказался бесконечно знающим собеседником, болеющим за свою работу, а его рассказ – невероятно интересным и насыщенным. На БелАЗЕ, а затем и на"Катерпиллере", он с 2005 года. И ни разу не пожалел о выбранной профессии. Она у него наследственная –"белазистом" был отец Владимира. Это очень престижная работа в Кривбассе.

Вот, что мне удалось узнать от Владимира.

На каждом самосвале – экипаж из четырех водителей, которые работают сменами по 12 часов.
За смену водитель наезжает 100-150 км, но случаются и более интенсивные дни – 170-180 км. Это – как съездить из Кривого Рога в Днепр.
Средние рабочие скорости в карьере – 17-19 км/час. При этом паспортная скорость"Катерпиллера" – 54,8 км/час. У БелАЗов – меньше.


Самосвал проезжает в год 70-80 тыс км. Расход топлива у"Катерпиллера" – 630 л на 100 км. В радиаторе – около 300 литров антифриза, в картере – около 300 литров масла.
Автомобиль в ходу круглые сутки. Исключение – время пересменок, техосмотров и заправок. А также плановые регламентные работы, для которых машины подаются на СТО. Все остальное время самосвалы карьер не покидают. Заправщики спускаются к ним на специально оборудованные паркинги.


Клиренс"Катерпиллера" – 1,3 метра. Теоретически можно не повредив"пропустить" между колесами мотоцикл с коляской. Впрочем, это, скорее, для кино, но не для реальной жизни.
Самосвалы, кроме оригинальных бортовых номеров, имеют и собственные названия.

В 2004 году Белорусский автозавод перед отправкой очередного нового самосвала по просьбе ИнГОКа написал на его борту имя"Традиция". С той самой"Традиции" и началась традиция давать машинам имена. Есть самосвалы"Персей","Алмаз","Фаворит","Александр Племяшов" (в честь первого гендиректора комбината),"Кривой Рог","Иван Сирко","Технология" и другие.

В машине – три тормоза: обычный ножной под правую ногу, ручной – он более плавный, и им водитель притормаживает на спусках. Третий – под левую ногу – аварийный тормоз. Что-то вроде стоп-крана на поездах.

Ручной тормоз – едва ли не самый используемый. Его рычаг расположен под рулем справа, и он до блеска отполирован ладонями водителей.

Давление в шинах карьерного самосвала – 7,2 атмосферы. Радиус колеса – 51 дюйм. Вес резиновой покрышки превышает три тонны (из которых тонна приходится на металлическую проволоку в шине). Для сравнения, три тонны, это больше, чем весит Mercedes Geländewagen.

Для замены колес используют специальный автопогрузчик с лапами-захватами. Чтобы закрутить колесные гайки – приставляют лестницу.


Можно ли"поймать гвоздь" в карьере? Конечно! Дорога везде дорога – колесо пробить можно. Но не гвоздем, а чем-то более внушительным.
Самосвалы оснащены не только зеркалами, но и камерами обзора, которые выводят изображение на монитор в кабине. Камер так много, что, может показаться, будто вы не в кабине машины, а в диспетчерской аэропорта.
От взрыва до взрыва и коктейль"горняцкий"
Наша экскурсия в"Катерпиллере" продолжается, и я прошу объяснить особенности технологического процесса добычи и подготовки руды. Ведь стены и дно карьера выглядят неприступным камнем, с которым явно непросто (если вообще возможно) справиться экскаваторному ковшу. Действительно, оказывается, чтобы подготовить породу для погрузки, а затем транспортировки – ее сначала взрывают.

С высоты кабины водитель показывает то и дело виднеющиеся площадки, густо усеянные белыми полиэтиленовыми полосами. Это части длинных герметичных мешков, которые используют взрывотехники. Их появление на карьерных горизонтах означает, что блоки подготовлены для взрывов. Каждая вторая пятница на предприятии – взрывной день.

В карьере непрерывно работают буровые станки – бурят в твердой породе 18-метровые скважины, в которые затем подают те самые полиэтиленовые мешки, в которые заливают взрывчатую смесь. Именно заливают – она жидкая. Скважины бурят по сетке 6х6 метров. Такое расстояние, в сочетании с расчётной мощностью взрыва, обеспечивает дробление породы"под ковш" экскаватора.

Жидкую взрывчатку (эмульсионные взрывчатые вещества) впервые применили на комбинате 15 лет назад. До этого использовался тротил. Новая взрывчатка – новые технологии, они позволяют снизить выброс пыли и газов при взрыве.
Мы выполняем комплекс мероприятий по пылеподавлению. Перед взрывом поверхность смачивается специальными реагентами, благодаря чему пыль быстро оседает. Основное облако не выходит за границы карьера. Санитарные замеры показывают: выброс пыли стабильно не превышает допустимой концентрации.
Павел Седнев,
главный специалист по буровзрывным работам
Однако взорвать, затем погрузить и вывезти руду – это лишь часть производственного процесса. Уникальность Ингулецкого месторождения в том, что в нем – семь разновидностей железистых кварцитов. Подобного в Кривбассе более нет. И это диктует технологические особенности. Ведь было бы неправильно брать только богатые руды, отбрасывая бедные. Поэтому берут и те, и другие, делая из них шихту – своеобразный"коктейль", позволяющий на выходе получить концентрат с приемлемым содержанием железа.

Технология обогащения предполагает дробление рудосодержащей массы на мелкие фракции и отделение железного компонента мощными электромагнитами. Чем меньше останется примесей пустой породы, тем выше процент концентрации железа и тем ценнее и дороже конечный продукт.
Люди - главная ценность
Картину"автомобильной жизни" в карьере дополняет замначальника цеха технологического автотранспорта (карьерных самосвалов) Александр Швидкий – в прошлом также водитель тяжеловоза. От него узнаю, что на комбинате 64 самосвала. Это – 130-тонные БелАЗы, 136-тонные"Катерпиллеры" и два супер БелАЗа – грузоподъемностью 220 тонн – первые в Украине. Часть машин по графику проходят плановые ТО, так что в смену выезжает 49-50 авто. Работать на них сходу сможет не каждый – нужно пройти специальное обучение.
Чтобы стать водителем карьерного самосвала – нужны права категории"С" и два года стажа – с этим уже можно приходить на курсы при комбинате. Далее – теоретическое обучение и стажировка в карьере под присмотром инструктора. После, инструктор дает заключение: способен, или не способен человек работать водителем карьерного тяжеловоза. Новичка поначалу ставят на несложные маршруты, постепенно он набирается опыта и осваивает весь карьер.
Александр Швидкий,
заместитель начальника цеха технологического автотранспорта
(карьерных самосвалов)
Интересуюсь, что самое сложное в работе водителя, и что, обычно, запоминается больше всего. Оказывается, что самое трудное – научиться чувствовать габариты машины. Во всем остальном конструкторы постарались облегчить будни водителя: коробка автомат, встроенная система диагностики устройств, комфортабельное рабочее место оператора с широким углом обзора и эргономичной планировкой. Сесть и поехать по прямой могли бы многие. Но карьер – не шоссе, тут"прямиков" почти нет. Общая протяженность дорог в чаше – около 30 км. И это сплошь серпантины. Кроме того, дороги не постоянные. Их карта меняется чуть ли не после каждого взрыва. Полный новичок, пусти его в карьер, скажем, ночью и оставь внизу – гарантированно заблудится, не найдет дорогу наверх.

"Думаю, для любого"белазиста" самый памятный день – когда первый раз выехал без инструктора и отработал смену. Может это звучит старомодно, но после своей первой смены я действительно шел домой гордый", – смеется Швидкий.
Мы на ИнГОКе всегда считали, что наш основной актив – это люди. Здесь работают представители многих редких профессий, и многих трудовых династий. Вот я сам – ингульчанин в третьем поколении: на комбинате работали мои дед, отец, мама. Мы со своей стороны максимально такую тенденцию поддерживаем – создаем все условия для обучения специалистов, развиваем и совершенствуем социальные направления, управленческий подход, отношения с местными громадами.Мы отдаем себе отчет, что микрорайон Ингулец, где проживают наши сотрудники, нуждается в поддержке комбината. А значит, наши рабочие места – это достаток и благополучие многих семей.

Конечно же, мы постоянно являемся инициаторами и участвуем в различных природоохранных, образовательных, медицинских и прочих социальных проектах. Также обустраиваем объекта городской инфраструктуры – парки, скверы, водоемы, другие места массового отдыха.При нашем финансовом участии отремонтирована и оснащена современным оборудованием 17-тая горбольница, что позволило ей получить в Минздраве статус опорной больницы. Поддерживаем школы и дошкольные учреждения. Среди них – Ингулецкий колледж, который готовит специалистов по добыче, обогащению и энергетическому обеспечению горной отрасли. На базе учебного заведения создан парк горной техники под открытым небом, приобретена литература для библиотеки, а специалисты предприятия проводят практические занятия по профильным предметам.

И это все – помимо налоговых отчислений, по которым наше предприятие является лидером как на местном, так и на общегосударственном уровне. По итогам прошлого года предприятие отчислило в бюджеты различных уровней 3,6 млрд грн. Мы также инвестировали более 40 млн грн в развитие городской инфраструктуры.
Александр Герасимчук,
генеральный директор Ингулецкого горно-обогатительного комбината
"Сердце" и лебеди
Под конец экскурсии мне показывают уникальную особенность карьера. На его дне – два озерца, одно из которых имеет характерную форму. За это его лирически назвали"сердцем карьера". На самом деле, это технические водоемы, в которые стекают водопады и ручьи грунтовых вод. Озера постоянно откачивают на поверхность мощными насосами, чтобы избежать затопления.

Мои сопровождающие рассказывают, что на верхние ярусы карьера нередко забегают лисицы и зайцы. До самого низа они не спускаются, как не"спускается" и растительность. Нижние ярусы – это царство камня, машин и человека.

Помнят на комбинате, как однажды на озеро опустились лебеди. Но взлететь и покинуть карьер у них не получалось. Может, атмосферное давление как-то мешало, завихрения восходящих потоков, или магнитные поля… А делать себе"аэродромы подскока" на ярусах карьера лебеди, наверное, не догадывались – не в птичьей это природе. Раз за разом взлетали и опускались. Пришлось вызывать спасателей, чтобы отловить и вывезти птиц на поверхность.

Уникальный и… украинский!
Главное впечатление, которое остается после экскурсии на карьер ИнГОКа – это гордость. Ведь комбинат – настоящий гигантище: шесть тысяч работников – не шутка. И при этом – современное предприятие. Постриженные газоны, ухоженные дороги, упорядоченное движение. Брендированная спецодежда. Четкие графики. Охранный режим. Безопасность, введенная в культ. Миллиарды тонн руды. Миллиарды киловатт электроэнергии. Отправки-отгрузки готовой продукции. Логистика по всему миру… Все работает. И все это – в Украине!

Так что Ингулецкий карьер – не просто самый большой рукотворный кратер в Европе. Это, прежде всего, наглядный пример, как эффективный менеджмент, высококвалифицированный инженерно-технический персонал и добросовестный рабочий коллектив способны реализовывать проекты мирового масштаба. На самом высоком профессиональном уровне, достойном уважения и подражания.
Автор: Вадим Петрасюк
Фото: Александр Гончаров
© Апостроф, 2020
Made on
Tilda