КАК ДЕЛАЮТ
COCA-COLA В УКРАИНЕ


АПОСТРОФ
Компания Coca-Cola расширяет линейку напитков, создает рабочие места, инициирует масштабные экологические проекты, показывает пример ответственного ведения бизнеса.

Еще до карантина"Апостроф" побывал на заводе"Кока-Кола Беверджиз Украина" в Киевской области. Теперь мы больше знаем, как рождается напиток номер один в мире, и благодаря чему компания The Coca-Cola Company занимает шестую позицию
в рейтинге
Forbes самых дорогих брендов.
Представительство Coca-Cola открылось в Украине в 1992-м, а уже через два года во Львове заработал первый завод компании по производству напитков. Еще через четыре года – в 1998-м – первую партию продукции выпустил новый завод в Броварском районе Киевской области, на котором мы, собственно, и побывали.

При подъезде еще издали видны две высокие металлические цистерны, украшенные фирменным логотипом Coca-Cola. Это емкости для воды – главнейшего компонента в производстве любых напитков. Ее добывают из собственных скважин завода –сеноманского и юрского горизонтов.

Очищенная многоступенчатой фильтраций, доведенная до отвечающих требованиям Coca-Cola стандартов вода подается в цеха, где ее смешивают с сиропами и газируют СО2, превращая в готовый напиток. Это вкратце. На деле же производство напитков под брендом Coca-Cola – сложнейший технологический процесс, и к нему мы еще вернемся.
Это было в Атланте…
1886 г.
Coca-Cola"родилась" в Атланте (США), где фармацевт Джон Пембертон, экспериментируя на заднем дворе своего дома, однажды сварил новый сироп.В смеси с содовой водой сироп давал приятный на вкус напиток, который Джон начал продавать в аптеке по 5 центов за стакан, позиционируя его как средство для бодрости и от головной боли. Начальные продажи не превышали десятка стаканов в день, но все равно это радовало Джона. Вторым знаковым персонажем стал некто Аза Кендлер, заполучивший права на сироп колы и сделавший торговлю готовым напитком своим основным, а позже и единственным бизнесом. Покупка патента на рецептуру колы обошлась ему в 2,3 тыс долларов, а через 30 лет бизнес Кендлера уже стоит 25 млн долларов.
1893 г.
Патентное ведомство США зарегистрировало товарный знак Coca-Cola в его оригинальном начертании, которое дошло до наших дней.
1894 г.
В Далласе (Техас) заработал первый завод по производству сиропа . И где-то в тот же период родилась идея перейти от разливных продаж к бутилированным, что дало гигантский скачок бизнеса: напиток можно было заранее фасовать и доставлять на самые отдаленные фермы.
1899 г.
Знаковым событием сталопоявление ботлеров (предприятий, занимающихся розливом напитков). Предприниматели Бенджамин Томас и Джозеф Уайтхед выкупают у Азы Кендлера права на розлив и продажу Coca-Cola на всей территории США. За владельцем же бренда осталось производство основы напитка. Эта схема"разделения труда" сохранена и сегодня. За десятилетия создалась и развилась сеть ботлеров – первоначально в США, а позже и за их пределами. Они готовят напитки из смесей, которые поставляет с собственных предприятий владелец бренда – The Coca-Cola Company. Так это работает уже более века.
1915 г.
Cоздана фирменная бутылка оригинальной формы, также дошедшая до нашего времени.
1919 г.
Компанию приобрел банкир Эрнест Вудрафф. Он управлял ею более полувека, и при нем Coca-Cola стала международной. Много сил и средств вкладывалось в маркетинг. Импорт был выведен в отдельный бизнес – создана The Coca-Cola Export Corporation.
Во время Второй мировой Вудрафф выдал распоряжение, ставшее историческим:

"Обеспечить, чтобы каждый американский военнослужащий мог приобрести бутылку Coca-Cola за 5 центов, где бы он ни находился и сколько бы это компании ни стоило".

Cola следовала за американской армией, и ее попробовали жители многих стран на разных континентах.
1960 г.
Компания начинает выпускать напитки Fanta и Sprite. Cola становится официальным напитком олимпиад и Чемпионатов мира по футболу.
1982 г.
Появляется Coca-Cola Light
1997 г.
Обнародована знаковая цифра: за три последних года продано напитков Coca-Cola столько же, сколько до этого было реализовано за 75 лет.
2000 г.
Год революции фирменной стеклянной бутылки: сохранив очертания и пропорции, благодаря инновационным технологиям она становится на 40% прочнее и на 20% легче.
2007 г.
Компания инвестирует 60 миллионов долларов всовершенствование системы переработки использованной упаковки. Появляется"бутылка из бутылки" – переработка возвратной ПЭТ-тары в новую, которая затем используется для тех же напитков. А еще через два года на рынок выведена революционная бутылка PlantBottle™, на 100% пригодная для переработки и на треть произведенная из материалов растительного происхождения.
К настоящему времени компания выпускает 4 100 продуктов на 900 заводах по всему миру, а также владеет 500 брендами.

В Украине с конвейеров сходят популярные во всем мире напитки Coca-Cola, Coca-Cola Zero, Coca-Cola light, Fanta, Sprite, Schweppes, а также питьевая вода BonAqua, соки Rich, Rich Kids, холодный чай Fusetea, энергетические напитки Burn и Gladiator.

Здесь рождается напиток
Напомним, рецепт Coca-Cola (как и других брендовых напитков компании) является собственностью The Coca-Cola Company, ей же принадлежат лаборатории по разработке рецептур и предприятия по изготовлению концентратов – той самой базы для всех напитков.

Украина получает концентраты с завода во Франции или Ирландии.

Технолог сироповарки показывает нам"сердце" предприятия – установку по смешиванию компонентов. В ее стеклянных цилиндрах – два концентрата и вода, в железном баке сахарный сироп. Здесь – на площади всего в пару квадратных метров – и рождается самый знаменитый безалкогольный напиток на планете.

"Ничего сложного, главное – не ошибиться в пропорциях. Впрочем, ошибиться невозможно – автоматика не пропустит ошибку", - улыбаясь замечает технолог.

Переходим в цех изготовления пластиковой бутылки. Ее выдувают из специальных заготовок – преформ, внешне похожих на медицинские пробирки. Их, в свою очередь, делают из – полиэтилентерефталата, отсюда и название тары – ПЭТ-бутылка.

Преформы штампует довольно интересная машина, важная часть которой – металлическая матрица, похожая на гигантскую расческу, где каждый зуб – форма, на которой, собственно, и образуется заготовка будущей бутылки.

Преформы поступают в выдувные машины, где под большим давлением воздуха превращаются в готовые бутылки. Машины невероятно быстрые. Например, 1,5-литровую бутылку аппарат производит со скоростью 13600 штук в час, 1-литровую – со скоростью 16200 штук в час, или 5 штук в секунду. И это при том, что выдув производится в два цикла: предвыдув и финальный выдув, окончательно формирующий вид бутылки, со всеми рельефными надписями и рисунками.
12 линий розлива
Красное и стальное – так мне запомнится"Кока-Кола Беверджиз Украина".

Красный – цвет бренда.
Стальное – доминирующий в цехах характерный металлический блеск механизмов, емкостей и трубопроводов из нержавеющей стали.
И, наконец, направляемся в самое зрелищное место – цех розлива готовой продукции. На заводе 12 разливочных линий. Самая быстрая – по розливу в жестяную банку. В час с нее сходит 50 тыс баночек Coca-Cola или любого другого напитка компании. Здесь ощущение скорости поражает еще больше, ибо все процессы на виду. Банки даже не бегут по конвейерной ленте – летят!

Так как мы были на заводе еще до введения карантина, то в цеху встретили шумную группу школьников. Экскурсии на заводе Coca-Cola – явление частое и привычное. В 2019-м завод посетили около 50 тыс человек. Преимущественно школьники и студенты, но немало и взрослых. Полагаю, не всякий музей похвастает такой посещаемостью.

Экскурсии бесплатные, достаточно зарегистрировать группу участников на сайте заранее (за семь дней)– и можно приезжать. Ограничения только по возрасту (старше 12 лет) и количеству – не более 35 человек. Одноразовые стерильные халаты, шапочки, маски, а также специальная обувь – обязательные атрибуты для посетителей производственных линий.

Есть в цеху возвышение (мостик через конвейер), стоя на котором можно увидеть самое большое количество процессов. От бутылок, пролетающих через лазерный контроль уровня наполнения, до"очереди", когда эти же бутылки, замедляясь, толпятся (словно люди в метро в час пик) в ожидании процесса упаковки. И уже стянутые в полиэтиленовые связки по шесть штук – они ритмично подаются дальше, где их погрузят на автомобили и увезут на встречу с покупателем.

Все 12 разливочных линий способны произвести в год более 100 млн так называемых юнит-кейсов – условных ящиков готовой продукции.
Инновационный-квадрогенерационный
Самым поразительным объектом на предприятии является собственная квадрогенерационная установка. По сути – завод внутри завода. Квадро – потому что производит четыре продукта: электроэнергию, холодную и горячую воду, а также необходимый для напитков углекислый газ. Инвестиции в этот инновационный объект составили 18 млн евро.

Основа квадрогенерационная завода – два двигателя внутреннего сгорания, работающих на природном газе. Двигатель вращает генератор, производя электроэнергию. Система водяного охлаждения двигателей – это способ получения горячей воды. Часть ее идет непосредственно на производственные нужды, другая часть – на создание холода (за счет процессов испарения и конденсации). Ну и четвертый продукт – улавливаемый углекислый газ, который образуется при сгорании газа.

Решение о строительстве квадрогенерационного завода было принято по нескольким причинам. Первая – экологическая. Уйдя в"автономное плавание", компания не потребляет энергию из внешних сетей (при производстве которой, как известно, далеко не всегда используются природоохранные технологии). Свое же электричество у Coca-Cola – экологически чистое, поскольку утилизируется (не выбрасывается в атмосферу) и углекислота, и тепло.

Вторая причина – энергоэффективность, которую обеспечивает комплексное производство сразу нескольких видов продукта. Кроме того,"свой" углекислый газ предпочтителен еще и тем, что имеет более высокие показатели чистоты, чем тот, который обычно доступен на украинском рынке.

Третья причина – энергонезависимость и ответственность. Не покупая электричество, Coca-Cola не выступает фактором дополнительных нагрузок на энергосистему. Более того, квадрогенерационный завод даже передает в сеть излишки своей электроэнергии в пору пиковых нагрузок в регионе.
Часть нашей истории
Конечно же, Coca-Cola в глобальном понимании – это прежде всего успешная транснациональная компания со стандартизированными управленческими и производственными процессами, выпускаемым продуктом. И я прекрасно понимаю, что фундаментом деятельности"Кока-Кола Беверджиз Украина" стал многолетний опыт всей Системы Coca-Cola – с ее лучшими практиками, наработанными в разное время в разных странах. Но все же Coca-Cola сегодня – это также и украинское явление, часть нашей современной истории.

В Украине компания платит налоги (почти 300 млн грн за прошлый год), создает сама и стимулирует создание рабочих мест другими (на каждого из 1500 сотрудников"Кока-Кола Беверджиз Украина" - 19 рабочих мест в смежных сферах украинской экономики), вносит вклад в общее интеллектуальное развитие общества. При этом Coca-Cola обеспечивает 12% стоимости украинского экспорта безалкогольных напитков, вод и соков. Как ни крути, а лично я не нахожу причин не гордиться всем этим.
Автор: Вадим Петрасюк
Фото: Александр Гончаров и https://ua.coca-colahellenic.com/
© Апостроф, 2020
Made on
Tilda