Закон о рынке природного газа относится к категории первоочередных для украинской власти, наряду с законом о защите инвесторов и о реструктуризации государственного долга. Основной целью законопроекта № 2250, который будет рассматриваться парламентом на следующей неделе, является создание эффективной конкурентной среды на рынке природного газа с учетом основных требований законодательства ЕС. Но, вместе с тем, стремление к либерализации и прозрачности газового рынка спровоцирует новый виток внутриолигархических и властных конфликтов.
Для обеспечения конкуренции на товарном рынке природного газа в данном законопроекте предлагается механизм отделения деятельности, связанной с управлением газовой инфраструктурой от деятельности вертикально-интегрированн
В результате принятия законопроекта будет создан оптовый и розничный рынок природного газа, где будет действовать принцип свободного ценообразования, а потребитель получит свободу выбора поставщика природного газа. Вмешательство государства в регулирование деятельности таких субъектов является минимальным, четко регламентированным и направленным на защиту интересов потребителей. Поставка газа бытовым потребителям будет происходить в соответствии с типовым договором, утвержденным регулятором, а поставка голубого топлива другим потребителям будет осуществляться на условиях, которые свободно определяются сторонами. Основные положения законопроекта будут побуждать к демонополизации деятельности НАК «Нафтогаз», а также способствовать формированию европейской модели рынка природного газа, открывая доступ на рынок для всех игроков, что в сумме будет усиливать конкурентоспособность украинской энергетики.
В законопроекте введена особая категория поставщика углеводородов, так называемый «поставщик последней надежды» (гарантированный поставщик), за которым закреплено право поставлять природный газ в особых случаях (банкротство, отмена или приостановление лицензии другого поставщика). Впрочем, к данному субъекту выдвинуты условия, что цены на природный газ не должны вредить конкуренции на рынке, а также такой поставщик должен иметь страховой запас газа, что обеспечит поставки на срок 45 дней.
Принятие данного законопроекта непосредственно ударит по интересам определенных олигархических структур. В законопроект внесена Правка № 213, которая была учтена в первом чтении. В частности, «газораспределительные системы, владельцем которых является государство, не могут находиться в пользовании оператора газораспределительной системы на праве хозяйственного ведения, кроме случаев принадлежности такого оператора к субъектам хозяйствования государственного сектора экономики». Таким образом, государство закрепляет за собой статус топ-менеджмента газораспределительных предприятий. Принятая поправка в первую очередь влияет на коммерческие интересы Дмитрия Фирташа, который сегодня контролирует 70% облгазов. По новым правилам игры, компания, владеющая энергосетями и занимающаяся розничной торговлей, должна разделить бизнес, выбирая один из вариантов: продать часть компании или передать оперативное управление энергосетями независимому оператору.
Прогнозируемо, что реструктуризация и стремление к либерализации и прозрачности газового рынка спровоцируют новый виток внутриолигархических и властных конфликтов. Первые шаги на пути реализации закона обострят объективно существующие противоречия между бизнес-группами Дмитрия Фирташа, Игоря Коломойского и Рината Ахметова с одной стороны и правительством Арсения Яценюка – с другой. В целом складывается впечатление, что на данном этапе принятие закона о рынке природного газа рассматривается властями как имиджевый шаг, сфокусированный на поддержке реноме ярых реформаторов и борцов с коррупцией.
Принятие данного закона сделает украинский рынок природного газа конкурентным, прозрачным и привлекательным для инвесторов. Закон о рынке природного газа полностью соответствует требованиям Третьего энергетического пакета и способствует реальной, а не декларативной интеграции Украины в ЕС.