В сентябре 2015 года Антимонопольный комитет Украины начал расследование с целью установить, есть ли монополисты на рынке электроэнергии. По предварительным выводам этого расследования, признаки монопольного положения есть у троих из четырех ведущих производителей электричества — государственных компаний "Энергоатом" и "Укргидроэнерго", а также у предприятий группы ДТЭК олигарха Рината Ахметова. По мнению экспертов, расследование началось для того, чтобы наложить штрафы на компании или потребовать их разделения. Все это может привести к переделу собственности на рынке производства электроэнергии.
Рынок электроэнергии в Украине, безусловно, сложно назвать свободным и конкурентным. Ведь 90% продукции выпускается четырьмя основными производителями. Осенью 2015 года АМКУ по жалобе государственного регулятора НКРЭКУ инициировал расследование, целью которого было получить ответ на вопрос — есть ли монополисты на рынке электроэнергии. Публикация результатов неоднократно откладывалась. Но 24 декабря 2015 года в АМКУ все же были представлены предварительные результаты комплексного исследования рынков электрической энергии и энергетического угля.
Председатель АМКУ Юрий Терентьев сообщил, что в рамках исследования получена информация от более чем 200 источников — производителей электроэнергии, предприятий по добыче и реализации энергетического угля, а также от органов власти, экспертов рынка, в том числе, и международных. Согласно выводам АМКУ, украинский рынок электроэнергии характеризуется высоким уровнем администрирования и государственного регулирования, который приводит к нивелированию рыночных механизмов, при которых объем продаж товара и цены устанавливаются на основании рыночного сбалансирования спроса и предложения.
В этой связи довольно спорно звучат дальнейшие выводы исследования, согласно которым ряду энергетических предприятий все же предъявлены претензии в доминирующем положении. В частности, по мнению АМКУ, результаты исследования свидетельствуют о наличии признаков монопольного положения у трех компаний на рынке генерации — ГП "НАЭК "Энергоатом", электрогенерирующих компаний группы ДТЭК и ПАО "Укргидроэнерго".
Также признаки доминирующего положения нашли у ГП "Энергорынок" (доминирует на рынке генерации и на рынке передаче электрической энергии как покупатель, а на рынке оптовой продажи электрической энергии — как продавец) и ГП «НЭК "Укрэнерго" (доминирует на рынке передачи электрической энергии как продавец).
Участники рынка — "против"
Результаты исследования вызвали единодушное осуждение всех участников рынка. В распоряжение "Апострофа" оказались документы Совета оптового рынка электроэнергии (исполнительного органа управления ОРЭ, куда входят представители всех участников рынка — производителей, поставщиков и продавцов).
Критика основана на том, что хотя у некоторых субъектов генерации есть значительные доли на рынке, при этом у них совершенно нет рыночной власти и рычагов влияния. Производитель не может самостоятельно установить ни стоимость своей продукции, ни ее количество, ни состав потребителей, ни способ доставки товара. Все это определяет государство в своих различных ипостасях — через законодательство, постановления регулятора НКРЭКУ и т.д.
Как видно из схемы, производители электроэнергии продают свою продукцию "Энергорынку", причем цену устанавливает покупатель. И делает это довольно-таки произвольно, зачастую — политически мотивировано.
А распределением продукции, фактически, руководят диспетчеры "Укрэнерго". Они могут позвонить на любую электростанцию, государственную атомную или частную тепловую, и приказать уменьшить отпуск энергии. Так было, например, когда выработку АЭС и ТЭС ограничивали в пользу импорта электроэнергии из России. При прошлой власти выработку АЭС ограничивали в пользу ТЭС.
То есть рынок электроэнергии абсолютно не похож, например, на потребительский и продовольственный рынки, в которых цены и объемы продукции устанавливают сами производители в условиях свободной конкуренции.
"У ДТЭК, как, впрочем, и у других участников так называемой "коллективной монополии", отсутствует рыночная власть, что априори делает невозможным занятие монопольного положения ни самостоятельно ДТЭК, ни в составе с другими участниками рынка, независимо от размера долей на рынке. АМКУ не учел в исследовании стандарты и практику применения конкурентного законодательства ЕС при рассмотрении подобных дел, что является обязательным в силу международных договоров Украины. Вопрос о монополии, в том числе и "коллективной монополии" невозможно рассматривать в отрыве от рыночной власти субъектов, а также регуляторных ограничений свободы предпринимательской деятельности, действующих на рынке. Указанные факторы, а также специфика государственного регулирования рынка электроэнергетики не были учтены АМКУ, что в итоге привело к неправильным выводам. Поэтому все обвинения в монополизме мы считаем беспочвенными", — рассказал "Апострофу" менеджер по коммуникациям ДТЭК Антон Ковалишин.
Государственный "Энергоатом" монополистом себя также не считает. "Цены на продажу электроэнергии в ОРЭ (оптовый рынок электроэнергии) для "Энергоатома" устанавливает НКРЭКУ. Это свидетельствует о неспособности "Энергоатома" повышать цену на электроэнергию, отпускаемую в ОРЭ, и поддерживать ее на уровне, превышающем уровень, обусловленный конкуренцией на рынке, вообще влиять на нее", — сообщили "Апострофу" в пресс-службе НАЭК "Энергоатом".
Гидроэнергетики также не согласны с выводами комитета. "Считаем, что выводы АМКУ про наличие признаков монопольного положения у ПАО "Укргидроэнерго" на рынке электрической энергии необоснованны", — рассказал гендиректор предприятия Игорь Сирота.
Отдельный вопрос — это определение доминирующего положения по признаку собственности. Все генерирующие компании, входящие в группу ДТЭК, в исследовании АМКУ почему-то объединены в один субъект (очевидно, потому что ТЭС принадлежат одному конечному бенефециару). Но парадокс в том, что ДТЭК как юридическое лицо не производит электроэнергию. Оно лишь владеет ООО "ДТЭК Востокэнерго", ПАО "ДТЭК Днепроэнерго", ПАО "Киевэнерго" и ПАО "ДТЭК Западэнерго", которые, собственно, и заняты генерацией. И если уж применять подобный принцип, тогда ко всем участникам рынка — объединив доли "Энергоатома", "Укргидроэнерго" и "Центрэнерго" в одну (55,56%+4,8%+4,46%=64,82%), поскольку у них один и тот же собственник — государство. И признать государство монополистом. На этой стадии расследование коллапсирует…
Юридическая оценка
Юристы, к которым обратился "Апостроф", скорее, согласны с участниками рынка, чем с выводами АМКУ. Они отмечают, что при желании АМКУ может найти некие отдельные признаки, указывающие на доминирующее положение энергетических компаний, однако не полный комплекс таких признаков. К тому же, по мнению юристов, наличие этих признаков нужно еще доказать.
"По-моему, нет необходимости, чтобы АМКУ ставил вопрос о монополии на рынке электроэнергии на уровне ее производства, если основные условия оборота этого товара регулируются государством", — рассказал "Апострофу" партнер юридической фирмы Asters Александр Вознюк.
"Наличие у компании определенной доли рынка само по себе не дает основания для безоговорочной фиксации ее положения как монопольного. У компании всегда есть возможность доказать АМКУ наличие существенной конкуренции на рынке и отсутствие у компании возможности определять такие важные показатели, как объем отпущенной продукции, цену", — считает адвокат, управляющий партнёр юридической компании Arzinger Тимур Бондарев.
В случае дальнейших действий АМКУ по признанию энергокомпаний монополистами, последние намерены обжаловать эти действия в судах.
"Решение АМКУ могут быть обжалованы в судебном порядке. Пока об этом говорить преждевременно — необходимо дождаться рассмотрения АМКУ наших доводов и возражений и финального решения", — отметили "Апострофу" в ДТЭК. "Обязательно будем обжаловать в судебном порядке", — подчеркнули в пресс-службе Энергоатома.
Хотя на деле обжаловать такое решение может быть весьма непросто, отмечают эксперты.
"Решение АМКУ о признании предприятия монополистом на определенном рынке может быть обжаловано в арбитражном суде, — пояснила юрист ECOVIS Бондарь и Бондарь Татьяна Жук. — Но необходимо учитывать, что суд не вправе ни самостоятельно, ни путем назначения судебной экспертизы, определять наличие или отсутствие монопольного положения. Суд лишь устанавливает правомерность применения АМКУ норм законодательства при принятии решения".
Последствия монопольного статуса: штрафы и разделение
По мнению экспертов, АМКУ начал расследование для того, чтобы наложить штрафы на компании или потребовать разделения. "Признание монополистами не решает ни одну из проблем реформирования рынка. Но открывает для АМКУ возможность начать расследование на тему злоупотребления участниками рынка своим монопольным положением. Результатом такого расследования может быть наложение штрафов и разделение компаний", — считает Ковалишин.
Штрафов и попыток разделения опасаются и в Энергоатоме. Хотя официально говорить об этом отказываются. "Они могут наложить штрафные санкции и заставить разделить компанию. Мы помним один из вариантов "реформирования" НАЭК "Энергоатом" во времена Януковича. Была идея вывести в отдельную компанию все новые блоки АЭС. Особенно те, которые могут работать на экспорт. И продать их частному владельцу, - рассказал источник в "Энергоатоме". — А на государственной компании оставить старые блоки (ресурс которых надо продолжать и вкладывать значительные инвестиции), или вообще снять с эксплуатации. То есть, забрать себе для "эффективного менеджмента" то, что приносит деньги, а государству оставить то, что требует значительных капиталовложений".
Таким образом, антимонопольное расследование потенциально может означать попытку начать передел рынка электроэнергии, с целью, во-первых, подготовки общественного мнения к мысли о необходимости приватизировать АЭС (либо часть из них) и ГЭС. А во-вторых — усиления давление на собственника ДТЭК Рината Ахметова с целью "разукрупнить" холдинг. При этом мишенями могут стать "Западэнерго" (из-за возможности экспорта и заработка в валюте) и "Киевэнерго" (из-за привлекательного рынка).
Потенциальным покупателем активов пможет выступить группа "Энергетический стандарт" российского бизнесмена Константина Григоришина (бизнес-партнера Петра Порошенко и Владимира Демчишина). Группа уже владеет рядом облэнерго, оказывает влияние на "Укрэнерго", и может попытаться расширить свое влияние на генерацию
Претендентом может быть и набирающая обороты группа "Енергомережа", которую связывают с братьями Суркисами и народным депутатом от БПП Игорем Кононенко. Группа активно скупает долги энергокомпаний. И может поучаствовать в конкурсе на покупку "Центрэнерго".
Стоит вспомнить и группу "Приват" олигарха Игоря Коломойского. Группа уже демонстрировала свою заинтересованность в "Западэнерго", попытавшись отобрать ее через суд. В апреле
Как видим, признание за ведущими участниками рынка доминирующего положения может привести к масштабным экономическим и политическим баталиям между старыми и новыми олигархами. Однако вряд ли повлияет на качество рынка, а значит и качество услуг и стоимость электроэнергии для конечного потребителя.