Верховная Рада приняла законопроект о реструктуризации долгов за газ. Для того, чтобы документ обрел силу закона, его должен подписать президент. Речь идет о реструктуризации задолженности, а не о ее списании, тем не менее, без денег налогоплательщиков обойтись не удастся. "Апостроф" выяснял, что планируется сделать, и какие есть риски при реализации задуманного.
Верховная Рада инициировала масштабную реструктуризацию долгов, которые накопились на рынке газа и сопутствующих рынках Украины. 14 июля народные избранники приняли закон "О мерах, направленных на преодоление кризисных явлений и обеспечение финансовой стабильности на рынке природного газа" (№3508-д). Речь идет о долгах за газ между субъектами хозяйствования, общая сумма которых может превышать 100 миллиардов гривен.
Ситуация на рынке газа действительно патовая – предприятия теплокоммунэнерго (ТКЭ), операторы газораспределительных сетей (так называемые обл- и горгазы) и газсбыты имеют долги за газ перед НАК "Нафтогаз Украины", в то же время, этим компаниям задолжало население.
При этом долги коммунальных предприятий перед НАК включают в себя также пени и штрафы, что только усугубляет ситуацию.
В пояснительной записке к принятому Радой законопроекту отмечается, что общая задолженность только теплоснабжающих и теплогенерирующих организаций за потребленный газ, по состоянию на 1 апреля 2021 года, составляла более 58 миллиардов гривен, в том числе 8 миллиардов гривен – пени и штрафные санкции. При этом, по состоянию на 1 февраля 2021 года, бытовые потребители имели долги за тепловую энергию перед компаниями ТКЭ на уровне 26,6 миллиарда гривен.
В 2016 году в Украине был принят закон "О мерах, направленных на урегулирование задолженности теплоснабжающих и теплогенерирующих организаций и предприятий централизованного водоснабжения и водоотведения за потребленные энергоносители" (№ 1730-VІІІ). В этом документе были прописаны механизмы сокращения долгов, в том числе, путем их реструктуризации, списания штрафных санкций и пени, возмещения из госбюджета задолженности по разнице в тарифах для населения.
Однако после 2016 года долги продолжали расти. Только за это время общая задолженность компаний ТКЭ перед "Нафтогазом" составила около 40 миллиардов гривен. Но для этих долгов механизмы реструктуризации уже не действовали.
Слабый оптимизм
Собственно, с помощью нового закона предполагается эти вопросы решить.
В частности, расчетная дата урегулирования задолженности переносится с 1 июля 2016 года (как было определено предыдущим законом) на 1 июня 2021 года.
Теперь коммунальные предприятия получат возможность в течение пяти лет реструктурировать накопившиеся газовые долги без уплаты пени, а производства по принудительному взысканию с них задолженности будут приостановлены.
Руководитель специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев считает концептуально правильной идею реструктурировать долги на газовом рынке, поскольку проблема есть, и ее нужно решать.
"Я могу высказать осторожный оптимизм, - сказал эксперт в комментарии "Апострофу". - Но для того, чтобы этот закон заработал, и вопрос с долгами решился до начала отопительного сезона, необходимо принять очень много подзаконных актов, прежде всего, на уровне Кабинета министров и НКРЭКУ (Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг)".
По его словам, если эти решения не будут приняты, повторится ситуация с долгами на рынке электроэнергии, по которым ранее был принят аналогичный закон, - несмотря на то, что он вступил в силу год назад, он до сих пор не заработал в полной мере как раз из-за того, что не были приняты необходимые решения Кабмина.
Бюджетное дело
Но решение проблемы долгов за газ зависит не только от правительства.
Нынешний закон, в первую очередь, касается верификации долгов, и это – только первый шаг на пути к их урегулированию.
По словам одного из авторов документа Остапа Шипайло (фракция "Слуга народа"), на втором этапе предусмотрены фактические взаиморасчеты между субъектами хозяйствования. Но для этого нужно будет принять еще один закон, предусматривающий изменения в госбюджет, в котором будут прописаны верифицированные суммы долгов, подлежащих компенсации, а также "источники проведения таких расчетов под надзором Министерства финансов".
То есть, как видим, без бюджетных средств не обойтись, хотя, что важно отметить, речь идет не о списании долгов, как поспешили заявить многие комментаторы, в том числе СМИ, а именно об их реструктуризации (единственное, что точно спишут, это пени и штрафы).
Однако в бюджете, как всегда, может не оказаться денег. И тогда на покрытие долгов пойдут средства местных бюджетов, опасаются мэры украинских городов.
С критикой закона уже выступил мэр Мариуполя Вадим Бойченко. По его словам, компенсация за разницу в тарифах для его города может составить порядка 1 миллиарда гривен, и, если эти выплаты переведут на городской бюджет, это станет для него непомерным грузом.
Вполне возможно, что скоро появится реакция и других градоначальников.
Эксперты вполне разделяют опасения представителей местных органов власти. "Все ударит по местным бюджетам", - философски отмечает Геннадий Рябцев.
Кто заплатит за банкет
Координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ гражданской сети "Опора" Татьяна Бойко считает, что данный закон может стать самым настоящим "ящиком Пандоры" (который, как известно, лучше не открывать).
По ее словам, долги участников рынка газа (и сопутствующих рынков) имеют разную природу.
Так, если задолженность предприятий ТКЭ образовалась по объективным причинам, в первую очередь, из-за сдерживания роста тарифов на отопление на фоне увеличения цен на газ, то облгазы и газсбыты создали проблему, что называется, собственными руками.
"Облгазы нарушали законодательство и начисляли больший объем потребления газа населению, когда умножали объем по счетчику на "температурный" коэффициент с 2015 года, и получали от "Нафтогаза" в свои газовые сети эти завышенные объемы газа. Газсбыты эти завышенные объемы "разносили" по лицевым счетам потребителей газа, но с 2015 года по октябрь 2018 года не выставляли их потребителям в платежках, а формировали долги потребителям. Теперь облгазы и газсбыты хотят, чтобы эти незаконно начисленные объемы оплатили из госбюджета все налогоплательщики", - заявила эксперт.
Есть еще одна опасность, связанная с данным законом.
"Причиной возникновения многих долгов стала уверенность, что их спишут", - говорит Геннадий Рябцев.
А это, по словам эксперта, может привести к тому, что нынешнее решение о реструктуризации будет воспринято некоторыми как приглашение к тому, чтобы и в дальнейшем не платить по счетам.
Соответственно, будет организована новая реструктуризация (опыт 2016 года это только подтверждает). И это, в очередной раз, потребует дополнительных средств бюджетов всех уровней, то есть снова "аттракцион невиданной щедрости" оплатят украинские налогоплательщики.