В 2017 году в Украине будет налажено серийное производство американской винтовки М16. Соответствующий договор «Укроборонпром» подписал с американской компанией «Aeroscraft», которая до сих пор занималась выпуском дирижаблей. Нужна ли замена советским автоматам и является ли вопрос стрелкового оружия первоочередным вопросом для ВСУ, разбирался «Апостроф».
"Калаш" или М16
Винтовка М16, а точнее ее модифицированный вариант М4А1, состоит на вооружении специальных подразделений армии США и стран НАТО, среди которых Дания, Франция, Италия, Великобритания, Турция. «После автомата Калашникова М16 занимает в мире второе место по распространению. Она прошла Вьетнам, Юго-Восточную Азию, Афганистан, Ирак. Американцы ее усовершенствовали. Кроме того, она сделана таким образом, что на нее можно навесить дальномеры, лазерный прицел, фонарь и много другого», - пояснил «Апострофу» экс-заместитель начальника Генштаба ВСУ Игорь Романенко.
Именно Турция, а также Малайзия и Бельгия – единственные страны в мире, которые имеют американскую лицензию на производство винтовки. В конце 2016 года к ним официально присоединилась и Украина.
В самом «Укроборонпроме» и компании «Aeroscraft» отмечают, что получили лицензию в максимально сжатые сроки. «Американская сторона максимально идет на встречу. Мы рассчитывали, что первую лицензию мы получим в феврале или даже марте, а мы получили ее перед самым Новым годом. Буквально за 2-3 недели», - отметил глава «Укроборонсервиса» Сергей Микитюк.
«Такого в своей жизни я еще не видел, чтобы получить лицензию за 3 недели», - добавил основатель компании «Aeroscraft» Игорь Пастернак.
Впрочем, опрошенные «Апострофом» эксперты, не спешат разделять восторг по поводу производства американских винтовок в Украине. По словам военного эксперта, директора информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергея Згурца, нет четкой уверенности в том, нужна ли М16 украинской армии.
«Любые подобные инициативы должны согласовываться с Генеральным штабом, который и является основным заказчиком на те или иные виды образцов вооружения, которые нужны украинской армии, особенно, когда финансовых ресурсов на перевооружение армии крайне не хватает. Поэтому такой путь сложно назвать рациональным, ведь количество стрелкового оружия у нас достаточное», - рассказал «Апострофу» Згурец.
Пресс-секретарь Генштаба ВСУ Владислав Селезнев не смог сразу ответить «Апострофу» на вопрос, давал ли вообще Генштаб заказ на винтовку М16, посоветовав обращаться в ведомство с информационным запросом.
Но даже если такие заказы и были, то, по словам Згурца, появление у солдат ВСУ американской винтовки М16, вряд ли способно переломить ситуацию на фронте в пользу Украины. По своей эффективности М16 не превосходит автомат Калашникова, а таких советских автоматов по оценкам экспертов на наших военных складах около полумиллиона штук.
Патроны
Краеугольным камнем проекта «М16 украинского производства» являются патроны для винтовки. В «Укроборонпроме» заявляют, что винтовки будут изготавливать под советские патроны калибра 7,62 на 39 мм, которые еще есть на складах. Однако калибр 7,62 не соответствует стандартам НАТО, поэтому в конструкции винтовки будет предусмотрена смена стволов под стандартизированный Альянсом калибр 5,56 мм. Но эти патроны, когда закончится запас советских боеприпасов, еще нужно будет где-то взять: либо импортировать по мировым ценам либо наладить собственное производство. Босы концерна уверяют, что свой завод по производству патронов, при условии государственного финансирования, возможно построить за 18 месяцев, но военные эксперты отмечают - даже такие рокировки с калибрами винтовки малоэффективны.
«Возможности стрелкового оружия зависят от трех компонентов: самого оружия, боеприпаса и средства прицеливания. По своим ТТХ винтовка М4А1 не превосходит автомат Калашникова, но боеприпас - тема совершенно отдельная и серьезная. Сейчас мы используем боеприпасы советского производства, которые по своей пробивной способности не могут пробивать современные российские бронежилеты, которыми оснащена армия агрессора. Исходя из этого, нам нужно говорить о новых боеприпасах. Те образцы боеприпасов, которые являются штатными в НАТО под этот калибр, также не обладают теми пробивными способностями, которые нужны на современном этапе нашей армии. Соответственно, когда мы говорим о переоснащении армии новым стрелковым оружием, нужно эти задачи соотносить с реальными угрозами. Эти реальные угрозы состоят в повышении уровня бронезащиты российских войск и отсутствии у нас патронов, способных пробивать их бронежилеты. И совершенно не важно, из какого автомата они выстреливают: из автомата Калашникова, винтовки СВД или винтовки М16. Массовое использование винтовок М16 ситуацию на поле боя не изменит», - подчеркнул Згурец.
Кроме того, системный переход ВСУ на винтовки М16 может занять несколько лет. «Одного человека можно научить за три часа, но если это системный переход целой армии, то это займет не менее полутора лет», - пояснил «Апострофу» глава Украинской ассоциации владельцев оружия Георгий Учайкин.
Также эксперт добавил, что вызывает сомнение и кооперация «Укроборонпрома» и компании «Aeroscraft», которая занимается производством аэростатов, дирижаблей и других летательных аппаратов. На Донбассе на побережье Азовского моря «Aeroscraft» уже успела реализовать проект «AEROS» по созданию системы раннего выявления, предупреждения и идентификации целей.
«Для меня очень странно, почему выбор «Укроборонпрома» пал именно на эту компанию, которая выпускает дирижабли, а теперь будет делать оружие для нашей армии. Есть ли у нее вообще опыт реализации таких проектов? Почему не были привлечены такие бренды, как, например, Colt, Remington, Bushmaster, которые известны на весь мир и занимаются вопросами поставок оружия для армий всего мира? Они имеют технологии, успешный опыт реализации таких проектов, собственные производственные мощности. Почему вдруг возникает компания, основатели которой имеют отношение к Украине (основатель компании Игорь Пастернак родом из Украины, - «Апостроф»)? Наверное, это кому-то очень интересно. Частная компания может делать все что угодно, а государственный концерн должен делать все прозрачно. По моему мнению, вопрос стрелкового оружия не стоит на самом первом месте. Возможно, оно 10-е или даже 20-е. У нас гораздо более существенные проблемы, например, со средствами радиоэлектронной борьбы, беспилотниками», - резюмировал Учайкин.