Украинское конструкторское бюро Matrix-UAV готовится запустить в производство Тяжелую универсальную беспилотную летающую платформу "Командор", оснащенную двумя противотанковыми ракетами. Сейчас проходит испытания первая версия нового дрона, который способен нести полезную нагрузку до 30 кг в течение одного часа. Куратор проекта "Матрица технологий" Юрий Касьянов представил модели следующей версии универсальной платформы с увеличенным количеством силовых установок. Одна из вариаций использования платформы – несения двух управляемых противотанковых ракет. О том, в какой степени дроны необходимы сегодня ввойне на Востоке Украины, существует ли недостаток в этих технологиях и как его можно восполнить, "Апострофу" рассказывает руководитель Центра поддержки аэроразведки Мария Берлинская.
Дроны на этой войне – что называется, must have. В принципе, на любой современной войне нужны дроны, поскольку мы находимся в 21 веке. Но на этой войне они особенно нужны, поскольку это позиционная артиллерийская война, где уже длительное время нет существенных изменений на линии фронта. Ни наша, ни оккупационная армия не продвигается, зато задействована артиллерия, задача которой – отработка по вражеским объектам, позициям, складам, технике, огневым точкам. Для того, чтобы точно отрабатывать такие позиции, нужны беспилотники.
Если упрощенно объяснять, российская армия работает так: запускается беспилотник, который дает понимание всего театра боевых действий на определенном участке, координаты передаются артиллеристам и наносится точечный удар. При этом гибнут наши люди, мы теряем технику. А сторона противника не теряет ничего.
Стоит подчеркнуть, что российские беспилотники оснащены камерами ночного видения, что позволяет им корректировать огонь и наносить удар и ночью, когда происходит большинство сражений. Мы же, соответственно, имея очень низкое обеспечение беспилотниками, не можем адекватно реагировать на ситуацию, поэтому несем такие потери в течение трех лет.
В украинской армии крайне неудовлетворительное обеспечение беспилотниками, ночных беспилотников у нас вообще буквально единицы. И, конечно, новые разработки нужны. Ряд организаций, в том числе и "Матрица технологий" Юрия Касьянова работают в этом направлении. Юрий длительное время занимается вопросами аэроразведки на фронте: сначала в составе волонтерской группы, теперь в составе собственного конструкторского бюро. У них есть большой опыт работы на фронте, опыт разработок летальных аппаратов (в частности самолеты "Катана" – их производства).
Дрон, о котором писали в новостях, конечно, является прототипом. Говорить о том, что завтра этот боевой беспилотник поступит в производство, станет на конвейер, нельзя. В модели, о которой шла речь, акцент делается на большом ресурсе полезной нагрузки, куда можно поставить противотанковые ракеты, взрывчатку или использовать в гражданской сфере.
Вместе с тем, важно отметить, что история об аэроразведке в Украине, к сожалению, до сих пор является историей о кружке авиамоделирования больше, чем о серьезном деле. Это объясняется очень просто: нет государственной поддержки, значение которой является первоочередным. Поскольку разработка новых беспилотников, конструирование моделей, разработка программного обеспечения, весь процесс производства являются очень дорогостоящими. В Украине до сих пор нет разработанного военного дрона, что уж говорить о дронах с ночным видением!
Вопросом разведки стратегического значения не могут заниматься волонтеры. Однако наша практика показывает, что этим как раз занимаются волонтеры. Это нонсенс, беспрецедентное явление, когда волонтеры приезжают на фронт, летают, дают разведданные, когда волонтеры делают свои авиамодели, оснащают их камерами. Сейчас ни один такой беспилотник официально не принят на вооружение. Почему так происходит? Думаю, это вопрос компетентности тех людей, которые ответственны за эти вопросы в Министерстве обороны и Генеральном штабе. А также вопрос коррупции в такой организации, как "Укроборонпром".
Есть беспилотники различной дальности, есть оперативно-тактические, есть тактические, есть стратегические, есть по типу для определенных задач и функций, классификаций много. Сейчас нужно обеспечить украинских военных хотя бы чем-то. Не должно быть таких участков фронта, где не работают беспилотники. Если рассчитать по зонам, то штук 150 беспилотников с дальностью от 5 до 30-40 км нам бы хватило. Очень важно понимать, что беспилотник – это расходный материал, как и снаряд. У нас можно часто встретить нездоровое отношение: что технику надо сохранить несмотря ни на что, потому что она дорогая. И если сбивают беспилотник, то начинаются какие-то расследования и так далее. Это неправильно. Беспилотник, если он выполнил хоть один полет и помог спасти жизнь людям, себя оправдал. Поэтому цифра в 150 штук – это при условии, если их не сбивают. Но всегда этот арсенал нужно пополнять.