RU  UA  EN

пятница, 19 апреля
  • НБУ:USD 39.40
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.40
Бизнес

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Мнение

IT-день в парламенте, или шаг в завтрашний день

Как Украина планирует переходить от сырьевой экономики к цифровой

Как Украина планирует переходить от сырьевой экономики к цифровой IT-день в Верховной Раде Фото: Bogdan Bortakov / Facebook

В Украине который год на всех уровнях заявляют о приоритетности развития сферы информационных технологий. Но который год это развитие тормозиться из-за напрочь устаревшей нормативной базы. И вот сейчас ситуация имеет перспективу измениться к лучшему: 7 февраля в Верховной Раде ожидается IT-день, во время которого на рассмотрение парламентариев будет вынесено сразу четыре революционные для развития информационной отрасли Украины законопроекта. Эти законопроекты по фамилии их инициатора уже получили общее название "пакет Данченко". О том, что именно изменится в сфере IT с принятием новых законодательных норм, почему важно голосовать эти законопроекты пакетом, и кто сопротивляется развитию цифровой экономики в стране, "Апострофу" рассказал председатель комитета Верховной рады по вопросам информатизации и связи Александр Данченко.

Пакет из ИТ-законопроектов, которые Верховная Рада будет рассматривать в ближайшее время, является критически важным не только для развития собственно экономики Украины, но и для ее интеграции в Европейское цифровое пространство. За четыре из них - "Об электронных коммуникациях", "Об облачных технологиях", "О доступе к инфраструктуре" и "Об электронных доверительных услугах" депутаты будут голосовать уже 7 февраля. Особенность этого пакета законопроектов в том, что каждый из них органично дополняет другие, а в некоторых случаях я бы даже сказал, что они не будут работать друг без друга. Именно поэтому очень важно, чтобы эти законопроекты были приняты с минимальным разрывом во времени.

Среди четырех вынесенных на рассмотрение во вторник законопроектов я бы особо выделил "Проект закона о доступе к инфраструктуре". Именно от его принятия зависит, насколько успешно в Украине будут в дальнейшем развиваться цифровая экономика и цифровые услуги. Главная цель, которую ставит перед собой этот документ, обеспечить для каждого человека, где бы он ни находился - в городе, отдаленном селе, в дороге, - высокоскоростной доступ к сети Интернет.

Сегодня возможность для провайдеров обеспечить такой доступ блокируется на разных уровнях - со стороны владельцев энергетической инфраструктуры, представителей ЖКХ, других субъектов, которые чувствуют свою "причастность" к процессу. Серьезным препятствием является также коррупция на уровне местных чиновников и функционеров. К примеру, "разрешение" на прокладку оптического кабеля в доме сегодня обычно "выдает" местный ЖЭК, и берет за это какую-то нереальную сумму, причем нелегально, "кэшем".

Этим же законопроектом устанавливаются единые для всех субъектов правила на всей территории Украины, что значительно упростит жизнь операторам. При этом те же энергетические компании и ЖКХ в результате также получат плюсы, ведь операторы будут обязаны легализовать все свое нелегально установленное оборудование, все подключения к электросетям, проведение всех работ по прокладке кабелей и тому подобное. Иначе говоря, мы просто наводим порядок в этой сфере: с одной стороны - облегчая жизнь провайдерам, с другой - исключая коррупционную составляющую. Фактически, это выводит две отрасли на прозрачное и эффективное взаимодействие. Это в свою очередь даст старт развитию скоростных сетей Интернета и телевидения не только в городах, но и в отдаленных районах. Кроме того, это будет способствовать развитию и повышению качества 3G сетей. Ведь базовые станции мобильной связи - не висят в воздухе, а также связываются оптическими линиями связи, прокладку которых будет регулировать указанный законопроект.

Другой важный законопроект - "Об электронных доверительных услугах". Это один из евроинтеграцийних законопроектов, с помощью которого мы синхронизируем наше понимание цифровой экономики с Европой. Сейчас в Украине около 40 млн sim-карт, и около 35 млн банковских расчетных карт. С принятием этого закона цифровая подпись становится одной из электронных доверительных услуг, что позволит использовать все эти карточки для получения с их помощью различных электронных сервисов. То есть, это упростит украинский доступ ко всему спектру электронных услуг, например - страхованию, ведению собственного медицинского кабинета, получению различных справок, выписок и тому подобное. Также этот законопроект позволит интегрировать нашу банковскую систему с точки зрения электронных доверительных услуг с европейской банковской системой. Скажу больше - в перспективе это даст возможность провести электронные выборы, о которых немало говорят.

Третий законопроект касается особенностей работы украинских госорганов с "облачными" технологиями. Если в Великобритании активно думают о том, как на уровне школ подготовить детей к конкурированию с искусственным интеллектом, а в Японии есть компании, где 90% сотрудников - роботы, то в Украине, которая декларирует свое стремление быть развитым ИТ-государством, до сих пор не смогли дать возможность государственным органам работать в "облаках".

Этот законопроект такую возможность дает, и, что самое главное, убирает коррупционную составляющую. Ведь сегодня против "облачных" технологий прежде всего выступают те коррумпированные чиновники, которые, вместо того, чтобы держать информацию своих ведомств (не секретную, конечно) в "облаках", и платить за нее, условно говоря, 200 грн в месяц, с подачи коррумпированных владельцев дата-центров тратят миллионы долларов, чтобы разместить свои данные там. А потом еще и платят десятки миллионов за обслуживание этих дата-центров. Их главный аргумент - что, мол, "облачные" сервисы менее безопасны. Хочу напомнить таким "аргументаторам", как в течение нескольких последних месяцев была сломана защита "супернадежных" дата-центров ряда государственных органов. И еще хочу напомнить, что с таким подходом нужно закрыть систему ProZorro, которая полностью работает в облаках, и запретить всем чиновникам пользоваться Facebook, Gmail и другими популярными сервисами, которые также основаны на "облачных" технологиях.

И, наконец, четвертый законопроект - "Об электронных коммуникациях". Он является наиболее дискуссионным, и единственный из этого пакета будет рассматриваться в первом чтении (три предыдущие первое чтение прошли, и будут голосоваться в целом, - ред.). Законопроект вводит серьезную дерегуляцию в области ИТ, а также ряд инновационных принципов. Например, желающим начать бизнес в сфере электронных коммуникаций не нужно будет получать разрешения на начало деятельности, ведь будет действовать принятый в Европе "заявочный" принцип, согласно которому можно сообщить о начале работы, а через 30 минут уже начать. В нынешних условиях, как известно, это может занять до года. Конечно, при этом обязательным будет выполнение всех правил предоставления подобных услуг. Или другая норма - "технологической нейтральности", которая позволит оператору развивать любую из технологий 4G, 5G в пределах выданной лицензии.

В целом, законопроект является чрезвычайно прогрессивным, но содержит и некоторые спорные нормы. Например - вопрос назначения регулятора главой государства. В качестве контраргумента замечу, что эта норма перешла из действующего ныне закона "О телекоммуникациях", поэтому если кто-то говорит, что она является нововведением - это, мягко говоря, неправда. Кроме того, этим законопроектом мы вводим полную финансовую независимость регулятора, что, безусловно, является серьезным шагом вперед.

Полностью не согласен я и с противниками регистрации телефонных sim-карт по паспортам. Заявления подобных "профессоров" абсолютно непрофессиональны, ведь сейчас во всем мире вы не сможете приобрести такую карточку - предоплаченную, или контрактную - без документа. Напомню, что Европа ввела такие правила еще восемь лет назад после терактов. А для нас, страны, которая находится в условиях войны, эта норма является критически важной. Есть также спорная норма по регулированию розничного рынка электронных коммуникаций, но, надеюсь, по этому вопросу будет достигнут консенсус в период между первым и вторым чтением.

В целом я считаю, что принятие этого пакета IT-законов станет для Украины настоящим шагом из вчерашнего в завтрашний день. Во всем мире давно поняли, что будущее за новыми технологиями и цифровой экономикой. Есть надежда, что Украина также постепенно приходит к такому пониманию. Так ли это - увидим по результатам голосования народных депутатов.