RU  UA  EN

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Бизнес

Госавиаслужба предложила перевозчикам прозрачность с двойным дном

Чиновники утвердили неоднозначно воспринятые рынком правила выдачи новых маршрутов

Чиновники утвердили неоднозначно воспринятые рынком правила выдачи новых маршрутов Госавиаслужба намерена вытеснить игроков рынка авиаперевозок из тени ценой их собственных прибылей Фото: Владислав Содель

Вчера Государственная авиационная служба опубликовала на своем сайте утвержденные Минюстом правила выдачи новых авиационных маршрутов. По мнению чиновников, они не только приведут украинскую нормативную базу в соответствие с европейской, но и значительно либерализируют рынок. Впрочем, игроки рынка уже готовы оспаривать этот документ в судебных инстанциях.

Государственная авиационная служба (ГАС) утвердила новые авиационные правила «Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий». Документ был зарегистрирован Министерством юстиции еще 13 октября, однако сам текст стал доступен только со вчерашнего дня на официальном сайте госоргана. Правила содержат прозрачные механизмы предоставления прав на эксплуатацию воздушных линий с соблюдением принципа равенства авиаперевозчиков в доступе к рынкам международных и внутренних перевозок.

Напомним, до этого момента, согласно приказу Мининфраструктуры №245 от 23 апреля 2013 года, новые авианаправления выдавались перевозчиком совместной комиссией, состоящей из представителей Министерства инфраструктуры и ГАС. Впрочем, в последнее время заседания этой комиссии практически не проводились. Следует отметить, что, по словам главы ГАС Дениса Антонюка, поскольку к его ведомству полностью перешли все вопросы распределения прав на авиаперевозки, то оно имеет право отменять и изменять предыдущие приказы, регулирующие эту деятельность.

Согласно новым правилам, комиссия, определяющая судьбу авиаперевозчиков, будет состоять только из представителей ГАС и будет проводить свои заседания ежемесячно, в случае наличия хотя бы одного вопроса, входящего в ее компетенцию. К полномочиям комиссии новые правила относят предоставление прав на эксплуатацию воздушных линий, отказ в предоставлении таких прав или же ограничение их объемов, внесение изменений в документе, предоставляющем право эксплуатации воздушных линий, аннулирование этого права, а также возможность оставить заявления участников рынка без рассмотрения. Кворум комиссии составляет две трети ее членов, а решение считается принятым, если за него проголосовало большинство.

Важным новшеством в новых правилах стала норма, согласно которой право на эксплуатацию международных (регулярных или чартерных) маршрутов предоставляется только тем авиакомпаниям, которыми владеют на 50% и более государство Украина или же граждане страны. При этом это положение документа не уточняет конкретно, должен ли контрольный пакет принадлежать вышеупомянутым лицам или же они должны являться конечными бенефициарами – документ содержит оба понятия. Господин Антонюк отмечает, что эта норма добавлена в документ в соответствии со ст. 17 Договора об открытом небе и призвана вскрыть бенефициаров украинских авиакомпаний. «Да, зарубежным авиакомпаниям с большой вероятностью придется перерегистрировать свои дочерние компании в Украине, но я не вижу здесь ничего страшного – так работает весь мир»,– уточнил глава ГАС.

Кроме того, в документ вошли нормы, которые предусматривают выполнение внутренних рейсов на протяжении года, для получения права на выполнение международных рейсов. По словам Дениса Антонюка, это создаст условия для создания внутреннего рынка авиаперевозок и снижения цен на нем за счет конкуренции нескольких авиакомпаний на одних и тех же маршрутах. «Мы считаем, что подобный механизм является разумным компромиссом, а сами нормы – очень лояльными, да и к тому же они вступят в силу только через год. По нашим подсчетам, такой шаг поможет увеличить пассажиропоток на внутренних маршрутах и снизить тарифы»,– говорит господин Антонюк.

Также новые правила предполагают проведение конкурса между несколькими авиаперевозчиками, подающими документы на предоставление права эксплуатации маршрута, частотность которого ограничена международными договорами. Итоги конкурса будут подводиться при помощи рейтинга, составленного с учетом следующих показателей работы компании: отношение количества используемых маршрутов к общему их числу, количество выполненных полетов в пределах Украины, количество эксплуатируемых судов, количество авиаперсонала, а также объем налоговых отчислений. «Подобный рейтинг, по нашему мнению, может стать эффективной схемой по либерализации рынка и сделать его более прозрачным. Что же касается допущений, что при его использовании в любом случае будет выигрывать только компания "Международные авиалинии Украины" (МАУ), то уточню, что такую схему придумали не мы, это – европейская практика»,– отметил глава ГАС. При этом, по словам господина Антонюка, в Европе ситуация, когда крупный перевозчик априори выигрывает подобные конкурсы является скорее не исключением, а правилом. Кроме того, он уточнил, что таких спорных маршрутов сейчас немного: «Киев–Прага», «Киев–Варшава», «Киев–Стамбул» (два маршрута), а также одно из восточных направлений, которое господин Антонюк уточнить отказался.

Адвокат юридической фирмы Marchenko Danevych Андрей Гук (отстаивает интересы авиакомпании Atlasjet Ukraine) отмечает, что насколько ему известно, недовольство игроков на рынке авиаперевозчиков доходит до критической точки. «Такой порядок назначения на маршруты является прозрачным только разве что в том, что уже сразу понятен результат подобных конкурсных назначений»,– считает господин Гук. По его словам, Atlasjet Ukraine будет бороться с этим порядком и ожидает, что к ней присоединятся и другие участники рынка. Андрей Гук также отмечает, что сейчас авиаперевозчики будут действовать по двум сценариям: или согласятся с этим вариантом правил и предпочтут получать назначения, неинтересные авиакомпании МАУ, или будут оспаривать документ как по процедуре принятия, так и по сути.

Адвокат отмечает, что Atlasjet Ukraine подаст свой иск в течение двух дней после обнародования документа. При этом его рассмотрение может занять до полугода. «Иск будет подан в Окружной административный суд Киева. Их специалисты уже принимали участие в рассмотрении дел, связанных с авиаперевозками, и хотя мы боимся, что наш иск будет рассмотрен предвзято, все равно будем пытаться оспорить решение ГАС»,– рассказал господин Гук.

Читайте также

Мобилизация водителей: ждет ли Украину топливный кризис

Новый закон о мобилизации усложнит пересечение границы водителями, к чему это приведет