RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Бизнес

Европа строит новую автомагистраль в объезд Украины: чем это грозит экономике

Новый маршрут Via Carpatia соединит европейские порты Балтийского и Черного морей

Новый маршрут Via Carpatia соединит европейские порты Балтийского и Черного морей Небольшой отрезок трансевропейского коридора Via Carpathia может пройти через Украину Фото: Владислав Содель

Украина согласилась присоединиться к проекту нового трансъевропейского маршрута Via Carpathia, который соединит единой автомагистралью европейские порты Балтийского и Черного морей. Предполагается построить ответвление от основной трассы, которое пройдет через западные районы Украины. Власти пытаются преподнести это как достижение. Однако в реальности строительство украинского участка маловероятно из-за отсутствия финансирования. Кроме того, коридор попросту невыгоден украинской стороне, поскольку отнимет часть транзитных мощностей при поставке грузов из украинских портов в Северную Европу. В любом случае, Via Carpathia, фактически, является маршрутом в обход Украины, предназначенным для того, чтобы снизить зависимость европейских стран от транзита через территорию нашего государства.

Связать три моря

Идея строительства международного транспортного коридора, соединяющего север Европы с Югом, возникла еще 10 лет назад. В октябре 2006 года в польском городе Ланьцут прошла конференция "Одна дорога – четыре государства", в которой приняли участие главы Польши, Литвы, Словакии и Венгрии. В результате была подписана Ланьцутская декларация, одним из пунктов которой стало развитие сети автомобильных дорог для улучшения автосообщения между государствами. Позднее к инициативе присоединились Румыния, Болгария и Греция.

После прихода к власти в Польше партии "Право и справедливость", с ее амбициями на лидирующую роль Польши в Восточной Европе, проект начал приобретать реальные черты. В декабре 2015-го года в одном из первых интервью польский министр инфраструктуры и строительства Анджей Адамчик заявил о намерении построить Via Carpathia. Тогда же появился план маршрута будущего транспортного коридора.

3 марта 2016-го года была подписана Вторая Ланьцутская декларация. В ней предусматривалось создание ответвлений Via Carpathia в ряд других стран, среди которых и Украина. От украинского Мининфраструктуры свою подпись под документом поставила замминистра Оксана Рейтер. Проект направлен на соединение портов Черного и Средиземного морей с портами Балтийского моря для развития транспортного сообщения в странах Центрально-Восточной Европы по оси "север-юг".

Как отмечает корреспондент Центра транспортных стратегий Николай Засядько, Via Carpathia частично совпадает с сетью панъевропейских дорог TEN-T (проект призван развивать общеевропейские коридоры), благодаря этому Польша планирует привлечь для строительства дороги средства из еврофондов.

Трасса решит задачу перевозки грузов между портами Балтики (Клайпеда, Гданьск) и Средиземноморья, в частности, в Салониками на Эгейском море. "Для всех нас важно, чтобы Центральная Европа, наш регион, стал важным игроком на международной арене, в том числе и в пределах ЕС", – заявила премьер-министр Польши Беата Шидло. Аналогично высказался и Анджей Адамчик, отметив, что Via Carpathia "послужит стимулом для экономического развития региона и Европейского Союза".

Маршрут международного транспортного коридора Via Carpatia Фото: ecrgroup.eu

Via Carpathia для Украины: "за" и "против"

Украинские чиновники уверены, что участие в проекте позитивно скажется на отечественной инфраструктуре. "Нам предложили присоединить к проекту нашу часть Карпат, и нам это очень интересно. В связи с тем, что мы переориентируем наши транзитные потоки, нам необходимо развивать инфраструктуру в западных регионах", рассказала журналистам заместитель министра инфраструктуры по вопросам евроинтеграции Оксана Рейтер.

Впрочем, она подчеркнула, что речь идет лишь об ответвлении от основной трассы в сторону Украины. Оценки аналитиков относительно нового маршрута разделились на диаметрально противоположные. Некоторые эксперты соглашаются с позицией министерства, другие отмечают, что украинская часть маршрута вряд ли будет реализована и настаивают на потенциально негативном влиянии Via Carpathia на грузопотоки, проходящие через Украину, прямо называя его противоречащим государственным интересам страны.

"Строительство новой дорожной инфраструктуры в соседних странах, будь-то Via Carpatia или магистраль Западная Европа - Западный Китай, задает нам направления присоединения к международным транспортным коридорам помимо сети TEN-T или панъевропейских маршрутов. Прямой угрозы для транзита через Украину из портов Балтики Via Carpatia не несет", - считает начальник отдела инвестиций в инфраструктуру Агентства инвестиций и развития Одесской ОГА Владимир Шемаев.

По его мнению, незначительным будет влияние Via Carpatia и на поставки из украинских портов в сторону Европы. "Серьезного оттока транзитных грузов не произойдет, а за морскую перевалку европейских грузов нам географически трудно бороться и без Via Carpatia", - считает Шемаев.

На первый взгляд, цифры подтверждают это мнение. Ведь транзит для украинских портов составляет лишь 10% от общего грузооборота. И этот показатель в последние годы лишь снижается. При этом существующий транзит преимущественно идет из РФ, Казахстана и Беларуси в Азию, Африку, а вовсе не в ЕС.

Но, с другой стороны, несмотря на мизерные показатели транзита в ЕС, отечественные транспортники надеются на его значительный рост в будущем. По сути, увеличить объемы транзита в ЕС - единственная возможность заменить российские грузы, которые уходят из Украины на Новороссийск и Балтику. Идея присоединения Украины к проекту "Нового Шелкового пути" из Китая в Европу именно в этом и состоит: транзит азиатских грузов в Европу через украинские порты, а потом - авто и железные дороги. Развитие же Via Carpatia – фактически усилит преимущества румынского порта Констанца над портами Большой Одессы (Черноморск, Одесса, Южный) в конкурентной борьбе за китайский грузопоток.

"В случае реализации проекта Via Carpathia, Украина может полностью или частично потерять грузы, которые идут через территорию нашего государства из портов Большой Одессы в направлении стран Прибалтики, в частности по автомобильному коридору Е95 (его частью является трасса Киев-Одесса. - "Апостроф") и ускоренным контейнерным поездам "Викинг" и "Зубр". Эта автомагистраль оттянет часть транзитных грузов с территории Украины и лишит нашу страну возможности зарабатывать на транзите грузов в этом направлении. Это, по своей сути, антиукраинский проект и он противоречит национальным интересам Украины. Но механизмов влияния на его реализацию у украинского правительства нет", - считает транспортный эксперт, экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава.

Маршрут VIKING Train (совместный проект железных дорог Литвы, Украины и Беларуси) Фото: Lietuvos geležinkeliai/litrail.lt

Почему маршрут вряд ли пройдет по украинской территории

Эксперты отмечают, что если бы часть маршрута прошла непосредственно по украинской территории, это обошлось бы для участников проекта гораздо дешевле (теоретически обсуждается возможность строительства трех отрезков: первый - в Украину из польского Люблина до Хелма и далее по маршруту: Ковель/Луцк - Киев/Тернополь - Винница – Одесса; еще два будут соединять Польшу, Украину и Румынию. Речь идет о дорогах Люблин - Замостье - Львов - Тернополь - Сирет - Бухарест и Жешув - Львов - Черновцы - Сучава - Бакэу – Галац).

"Трассировка маршрута Via Carpathia через территорию Украины позволила бы не только сделать автодорогу на 200 км короче, но и существенно снизить стоимость. При прохождении через территорию Украины, автомагистраль могла бы обойти Карпатский горный массив с севера и, соответственно, не было бы необходимости сооружать дорогостоящие туннели и мосты", - считает Александр Кава.

Однако этому мешает ряд причин, в частности то, что деньги на реализацию проекта будут выделяться фондами ЕС, а Украина не является членом Евросоюза и вряд ли может рассчитывать на такое финансирование. Кроме необходимости привлечь средства из фондов ЕС, нежеланию Европы задействовать Украину в этом трансевропейском маршруте есть и другие объяснения. Во-первых, это вопрос таможенного контроля. Даже короткий украинский участок добавляет еще 2 таможенные проверки со всей украинской "спецификой" – простоями и коррупцией. Во-вторых, состояние украинских автодорог, которое наверняка бы сказалось на скорости передвижения и износе автотранспорта. И, в-третьих - нервозная политическая и криминальная обстановка, включая периодические блокады автотрасс (медвежья блокада, перекрытие дорог волынскими шахтерами, перекрытие погранперходов закарпатскими водителями и.т.д).

Маршрут контейнерного поезда ZUBR Фото: Latvijas dzelzceļš/logistika.ldz.lv/Белорусская железная дорога/rw.by

Есть ли деньги?

Комментируя присоединение Украины к проекту, замминистра инфраструктуры отметила, что государства участники уже пообещали свою поддержку. "Польская сторона и другие участники заверяют, что Украина очень важна, и ей нужно иметь единую инфраструктуру с Европейским Союзом и со всеми государствами, которые граничат с нами, и поэтому все эти государства будут поддерживать Украину", - пояснила Оксана Рейтер.

Однако, несмотря на обещания поддержки, перспективы выделения средств на украинскую часть проекта пока крайне туманны. Ведь пока не все ясно с финансированием и для остальных участников проекта. Конкретные цифры озвучила лишь Польша, отметив, что готова выделить на свой участок 107 млрд злотых из необходимых 198 млрд. Остальные участники отмалчиваются.

"Пока что инициатива ограничивается декларациями, а не конкретными договорами и программами (за исключением Польши). Участникам проекта нужно время для перехода от слов к делу", - считает Николай Засядько.

"Проблема в том, что у самих инициаторов этого мега-проекта отсутствуют средства на его реализацию. Участники будут обращаться за финансовой помощью в Еврокомиссию и ЕИБ. Поэтому субсидировать строительство на территории Украины вряд ли кто-то будет", - отмечает Владимир Шемаев.

Частное финансирование украинского участка (например, на условиях концессии), также проблематично. Возможная интенсивность движения автотранспорта на украинском ответвлении этого коридора недостаточна для окупаемости вложения в нее частных инвестиций.

Таким образом, считает Александр Кива, заявление о возможности строительства украинского ответвления – это "просто дипломатический сигнал вежливости". "Страны ЕС не заинтересованы в его строительстве из-за того, что этот участок может стать конкурентом основному маршруту Via Carpathia через Венгрию и Словакию", - отмечает эксперт. А это означает, что в ближайшей перспективе украинская часть маршрута вряд ли будет построена, поэтому вместо транзитного маршрута через Украину Via Carpatia станет, фактически, маршрутом в обход Украины.

Читайте также

Мобилизация водителей: ждет ли Украину топливный кризис

Новый закон о мобилизации усложнит пересечение границы водителями, к чему это приведет