RU  UA  EN

четверг, 26 декабря
  • НБУ:USD 41.60
  • НБУ:EUR 43.30
НБУ:USD  41.60
Бизнес

Дилерство по-украински

Почему "УкрАВТО" разорвала контракт с запорожским партнером

Почему "УкрАВТО" разорвала контракт с запорожским партнером

На прошлой неделе компания "УкрАВТО" заявила, что подвергается информационной атаке со стороны бывшего запорожского дилера, не довольного тем, что корпорация в одностороннем порядке разорвала договор и таким образом лишила бывшего партнера права торговать автомобилями Mercedes-Benz в регионе. Мы решили разобраться, из-за чего возник конфликт: кто прав, а кто виноват в этой истории и кто стоит за шумихой, поднятой в прессе.

Действующие лица

С одной стороны, концерн Daimler AG, которому принадлежит бренд Mercedes-Benz, и его генеральное представительство в Украине - компания "АвтоКапитал", структурное подразделение "УкрАВТО". С другой стороны, экс-партнер, "АвтоКапитала" в Запорожье, бывший дилер Mercedes-Benz - ООО "АвтоДом Запорожье".

Как это работает

Немецкий концерн производит автомобили и поставляет их в Украину, "АвтоКапитал" в статусе генерального представительства бренда имеет право импортировать автомобили концерна в нашу страну и заниматься их реализацией - как через собственную дилерскую сеть, так и через сторонних дилеров. Некоторые сторонние дилеры в регионах имеют контракты на продажу автомобилей Mercedes уже более 20 лет.

Обязательства партнеров

По предписанию производителя, все партнеры - генеральные представительства и их дилеры - обязаны соответствовать ряду требований, касающихся прозрачности бизнеса и соблюдать правила корпоративной этики (так называемый комплаенс). В частности, компания-партнер обязана указывать реальных собственников и их долевое участие в бизнесе, уведомлять обо всех изменениях в структуре собственности и предоставлять информацию о конечных бенефициариях (физических лицах). Эти требования предельно четко формулируются в дистрибьюторских и дилерских договорах. Делается это для того, чтобы обезопасить клиентов, исключить возможность мошенничества и махинаций с деньгами и автомобилями и, конечно, удостовериться, что партнеры ведут бизнес чисто. Это требование Daimler AG, стандартное и понятное для Германии, стало основным камнем преткновения в конфликте, возникшем в Украине.

Последствия несоблюдения обязательств

Тут все очевидно, и прописано в договоре. Соблюдаешь все требования дилерского договора - работаешь с известным мировым автобрендом Mercedes-Benz. Не соблюдаешь - соглашение расторгается без права восстановления отношений. Разрыв контракта может иметь различные последствия для бизнеса и деловой репутации экс-дилера, но заключить новый контракт с крупным международным автопроизводителем ему будет крайне сложно. Глобальные бренды, как известно, помешаны на репутации и стараются избегать любых потенциально возможных рисков.

Запорожский гамбит

Начнем с начала. Mercedes-Benz в лице "АвтоКапитала" пришел в Запорожье в 2003 году, нашел партера - "Альфа Плюс" (впоследствии "АвтоДом Запорожье"), заключил с ним дилерский контракт и стал работать. Было непросто научить локальную компанию вести дела по-европейски и добиться полного соответствия стандартам производителя. Салон, в котором продавались автомобили, со временем перестал соответствовать растущим стандартам торговой марки, а средств на его модернизацию собственник компании Олега Кузьменко, по его словам, никак не мог найти (в отличие от других дилеров). Переговоры о необходимости реконструкции салона велись несколько лет, но безрезультатно. Пока в 2015 году, в разгар войны и экономического кризиса, в Запорожье не началось строительство нового дилерского центра. Одновременно начались и странные движения по смене собственности компании-дилера - согласно реестрам органов юстиции Украины, за 1,5 года перерегистрация прав собственности "АвтоДом Запорожье" произошла 6 раз. При этом, никто не посчитал необходимым согласовать эти действия с Генеральным представительством Mercedes-Benz или хотя бы поставить партнеров в известность.

В "АвтоКапитале" говорят, что неоднократно устно и письменно обращались к "АвтоДому Запорожье" с просьбами устранить прямые нарушения условий дилерского контракта и раскрыть информацию о владельцах компании. Реакции - ноль. То есть по сути, генеральное представительство поставили перед фактом: фамилии и имена новых владельцев "АвтоДом Запорожье" не имеют отношения к делу, и сообщать вам их никто не собирается. Продолжайте поставлять нам автомобили и не задавайте лишних вопросов.

Днепровский гамбит

Параллельно, около двух лет назад, к генеральному представительству обращается днепропетровский бизнесмен Сергей Селин. Он сообщает, что построил с партнерами в Днепре новый дилерский центр, полностью соответствующий стандартам Mercedes-Benz, планирует продавать в нем автомобили Mercedes, и поэтому готов подписать дилерский контракт. Его предложение оказывается для генерального представительства полным сюрпризом. Необходимости в новом партнере в регионе нет, поскольку в Днепре уже много лет успешно работают 3 авторизованных дилера: "Виктор и Сыновья" и "АвтоДом Днепр" (легковые автомобили), а также "Конкорд" (грузовая техника). Потребности региона полностью удовлетворены, особенно учитывая сильный спад рынка ввиду экономической стагнации и АТО. Можно предположить, что после неудачи в Днепре господин Селин с партнерами "выкупили" дилерский контракт у Олега Кузьменко и построили новый центр в Запорожье, чтобы таким образом получить доступ к официальному дилерскому договору. Однако план не сработал, поскольку смена собственников компании-дилера невозможна без согласования с партнером.

Предсказуемый финал

Финал вполне предсказуем и закономерен. Как генеральный представитель Daimler AG в Украине, "АвтоКапитал" обязан гарантировать соблюдение стандартов компании-производителя. Загадочное происхождение инвестиционных средств, за счет которых был построен новый дилерский центр в Запорожье, необъяснимый отказ раскрыть имена конечных бенефициариев - такие методы работы и игнорирование норм деловой этики анонимными владельцами "АвтоДом Запорожье" не могли не вызывать опасений. В результате - расторжение дилерского договора за грубое нарушение его условий. Ожидаемо и логично.

Дымовая завеса

После расторжения дилерского контракта в Запорожье начинается настоящее маппет-шоу в стиле 90-х. Здание автоцентра обклеивается плакатами призывающими руководство "АвтоКапитала" прекратить рейдерский захват, а в местных СМИ появляется "разоблачительные" статьи, направленные против владельца УкрАВТО Тариэла Васадзе. Обвинения, как и следовало ожидать, выдвигаются громкие, подпадающие под понятие "зрада": от торговли "Мерседесами" в оккупированном Крыму, до злонамеренного разрушения отечественного автомобилестроения. Классическая дымовая завеса. Назвать эти методы борьбы эффективными сложно: "АвтоКапитал" уже подал на оппонентов в суд и имеет все шансы выиграть дело и получить немалую компенсацию. Параллельно генеральное представительство ищет нового партнера в Запорожье. Ничего личного – просто бизнес.

Читайте также

Мобилизация водителей: ждет ли Украину топливный кризис

Новый закон о мобилизации усложнит пересечение границы водителями, к чему это приведет