RU  UA  EN

вторник, 19 марта
  • НБУ:USD 39.80
  • НБУ:EUR 40.00
НБУ:USD  39.80
Бизнес

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Невзаимовыгодное партнерство, или для кого зарабатывает аэропорт "Киев" (Жуляны)

В чем обвиняют инвестора, благодаря которому Киев смог принять Евро-2012, Евровидение и финал Лиги Чемпионов

В чем обвиняют инвестора, благодаря которому Киев смог принять Евро-2012, Евровидение и финал Лиги Чемпионов

Как известно, суть любого партнерства во взаимной выгоде. Передав имущество Международного аэропорта "Киев" (Жуляны) в аренду, город получил возможность принять Евро-2012, Евровидение и финал Лиги Чемпионов. Это не считая арендной платы, налогов и рабочих мест. Инвестор, принимая условия договора, планировал вложиться и заработать. Но вместо дохода получил долги, уголовное производство и давление со стороны правоохранителей.

По условиям УЕФА, Украина не могла проводить Евро-2012 с единственным аэропортом "Борисполь", находящимся в 40 км от столицы. Аэропорт "Киев", олицетворяя собой всю "эффективность" государственного управления, пребывал в упадке и принимать футбольных гостей не мог. Киеврада в экстренном порядке принялась искать инвестора и объявила конкурс. Победителем стало ООО "Мастер-Авиа". Стороны подписали договор, по которому инвестор получал имущественный комплекс аэропорта в аренду на 49 лет. Что это за имущество? Старый терминал, админздания, склад ГСМ, находящийся в аварийном состоянии, гостиница. Еще на момент подписания договора эти здания эксплуатировались либо с нарушением правил безопасности, либо не эксплуатировались вовсе. На балансе города, а точнее коммунального предприятия Международный аэропорт "Киев", были и остаются взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки, светосигнальное оборудование, перроны.

Так аэропорт "Киев" (Жуляны) выглядел и принимал пассажиров в 2009 году
1 / 1
Аэропорт Киев (Жуляны)
1 / 1

Заключив договор, инвестор взял на себя обязательства: за 11 месяцев до чемпионата построить новый терминал, ежегодно платить городу 6% от стоимости имущества в качестве аренды, трудоустроить коллектив коммунального предприятия и погасить долги, которые на момент проведения конкурса составляли 22 млн грн. Кроме всего этого, компания "Мастер-Авиа" должна было поддерживать состояние старых зданий, не давая им окончательно разрушиться. В том, что инвестор выполнил условия, может убедиться каждый, кто бывал в "Жулянах", оценив разницу 8 лет назад и сейчас. Рядом со старым, не пригодным для обслуживания пассажиров терминалом, с нуля построили три новых, включая международный, внутренний и бизнес-терминал. Международный обслуживает 750 пассажиров в час только на вылет, хотя договор определял пропускную способность на уровне 320 пассажиров. В аэропорту появилось 50 тыс. кв м современных перронов, техника, 9 новых стоянок, способных принимать самолеты класса Boeing-737 и Airbus A320. Сумма инвестиций в модернизацию превысила $50 млн.

Новые терминальные комплексы
1 / 1
Новые терминальные комплексы
1 / 1

От аренды зданий городской бюджет ежегодно получает 7 млн грн. Десятки млн грн инвестор вложил в ремонт этих сооружений. Представьте себе склад ГСМ с резервуарами на 13 тысяч кубометров, из которых только несколько пригодны для хранения керосина и солярки. На момент передачи в некоторых пожарных гидрантах даже не было воды.

В этот склад, который был скорее пороховой бочкой, чем местом хранения горючего, вложили около 58 млн грн: отремонтировали имеющиеся и закупили новые резервуары для топлива, отремонтировали обвязку и подъездную железнодорожную ветку, купили 5 топливозаправщиков, установили новую систему фильтрации, а также системы пожарной сигнализации и пожаротушения.

Склад, где теперь хранится топливо
1 / 1
Склад, где теперь хранится топливо
1 / 1

Ремонт кровли старого административного здания аэропорта на Воздухофлотском обошелся в 3 млн грн. В здание аэровокзала вложили еще 3,5 млн грн. За текущий ремонт кровли и номерного фонда в отеле "Жуляны" инвестор заплатил 1,3 млн грн. Все это имущество город получит назад в лучшем состоянии, чем отдал.

Административные здания, за которые город получает порядка 7 миллионов грн аренды
1 / 1
Административные здания, за которые город получает порядка 7 миллионов грн аренды
1 / 1

Вместе с арендной платой бюджет получил около 300 млн грн налогов. За несколько лет с момента прихода инвестора коммунальное предприятие из стабильно убыточного стало прибыльным. Сегодня КП МА "Киев" в тройке крупнейших налогоплательщиков среди коммунальных предприятий Киева. Кроме прибыли для города "Мастер-Авиа" генерирует рабочие места, порядка 10 тысяч, в аэропорту и сфере обслуживания — такси, рестораны, торговля.

Гостиница «Жуляны», которая судя по виду не помнит, когда там в последний раз останавливались туристы
1 / 1
Гостиница «Жуляны», которая судя по виду не помнит, когда там в последний раз останавливались туристы
1 / 1

Вместе с "Мастер-Авиа" в аэропорт пришло 20 новых авиакомпаний, в том числе 7 лоукостеров - WizzAir, Vueling, flydubai, Pegasus, Ernest, Buta, SkyUp. С 2010 года пассажиропоток увеличился в 60 раз — с 29 тысяч до 1,8 миллиона. В июне 2018 года здесь приняли и отправили 2 986 рейсов, что на 31% больше, чем в этот же период прошлого года. За 6 месяцев этого года аэропорт "Киев" уже обслужили почти 1,2 млн. пассажиров, к концу 2018 году аэропорт, планирует закончить с показателем 2,8 млн пассажиров. Это абсолютный рекорд столичного аэропорта. Такого пассажиропотока в нем не было никогда.

Расположение Международного аэропорта "Киев" практически в центре города (расстояние до центра Киева - 8 км) является одновременно и преимуществом, и недостатком. Предприятие ежегодно выплачивает городу около 22 млн гривен - налог на землю в городской черте значительно выше, чем в пригороде. Все вместе взятые аэропорты Украины платят за год сумму в несколько раз меньше.

Аренда аварийного старого имущества оказалась для Киеврады и КП МА "Киев" выгодной сделкой. А у инвестора – компании "Мастер-Авиа", несмотря на кажущееся благополучие, дела обстоят не лучшим образом.

Получая прибыль, из-за высокой кредитной нагрузки компания тем не менее до сих пор остается в убытке. Дело в том, что вложенные в терминалы $50 млн компания "Мастер-Авиа" брала под 12,5% годовых в валюте. Из этой суммы погасить осталось $28 млн. Кроме того, инвестор получил колоссальные убытки, связанные с падением курса гривны. Брали 400 млн грн при курсе 8, отдавать нужно 1 млрд 250 млн грн при курсе 26 грн. Убытки – 850 млн. грн. При стабильной работе для достижения прибыльности может понадобиться еще 2-3 года.

В такой ситуации допущения аудиторов о возможной неправомерной выгоде, которые и стали основой для уголовного производства и вооруженного обыска НАБУ, в аэропорту воспринимаются скорее с удивлением. На защиту предприятия встала ассоциация "Аэропорты Украины" и постоянная комиссия Киеврады по вопросам транспорта.

В комиссии говорят: только за счет усилий, средств и экспертизы инвестора неработающий аэропорт, который "время от времени принимал только почтовые самолеты", удалось превратить в стратегический объект международного сообщения и сделать его вторым в стране после "Борисполя".

"Жуляны — это основной пример, где мы можем показать, как это должно работать и как оно работает. Этот пример нужно брать за основу и всем показывать, больше таких примеров в Украине нет", — заявил депутат от "Солидарности" Сергей Майзель.

Сейчас все документы переданы правоохранителям, суд изучает изъятые во время обыска материалы. Тем временем аэропорт, прошедший за последние годы десятки проверок, продолжает обслуживать рейсы, наращивать пассажиропоток и строить планы на будущее.

Наша редакция с интересом наблюдает за развитием ситуации и обязательно будет писать об этом.