Портовики и морские перевозчики все еще надеются достучаться до власти и не допустить назначения Юрия Лавренюка первым заместителем министра инфраструктуры, так как считают, что за чиновником прочно закрепилось прозвище "зам по коррупции". Так ли это, и чем отличился Юрий Лавренюк – в нашем материале.
Новая власть уже сформировала правительство и даже успела презентовать программу его действий. В этой картине остается недописанным один важный штрих – заместитель министра инфраструктуры, отвечающий за морские и речные перевозки. У портовиков есть опасения, что на этой должности останется Юрий Лавренюк.
Первым такого назначению обеспокоился бывший замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер, который даже обратился к премьер-министру Алексею Гончаруку.
"Кулуарная бюрократическая система принятия решений была ориентирована на интересы Лавренюка и политиков, которые стоят за его спиной, а не на интересы людей и украинской экономики. Система, которая вместо преодоления плодит коррупцию – это повседневная реальность государственного управления в Министерстве инфраструктуры в 2016–2019 годах", – отметил Шульмейстер.
Позже два коллективных письма президенту написали стивидоры и другие участники рынка морских перевозок.
"Как мы неоднократно вам рассказывали, Юрий Лавренюк является олицетворением и автором буквально всех коррупционных схем, которые до сих пор работают на украинском рынке морских грузовых перевозок», – отмечается в письме.
Что же не так с Лавренюком? Участники рынка отмечают появление множества коррупционных схем, которые как паутина опутали всю транспортную отрасль Украины, особенно после его появления в министерстве.
Из свежего – махинации с тепловозами в порту "Южный". СБУ установила, что группа должностных лиц заключила договор на покупку двух подержанных локомотивов за границей на сумму 26 млн грн и половину денег якобы перечислила продавцу. Проблема в том, что эти тепловозы были списаны предыдущим владельцем по причине неисправности, и их рыночная стоимость – всего 3 млн грн. Более того, даже такие локомотивы порт «Южный» так и не получил. Скорее всего, 13 млн грн были попросту украдены у государства портовыми чиновниками.
Эта и другие коррупционные схемы покрывает Администрация морских портов Украины (АМПУ) – бюрократическая надстройка, которая за последнее время превратилась в «кормушку» для причастных к ней чиновников. Схемы покрыли практически все сферы, так или иначе связанные с морем.
Это ощутили на себе стивидоры и судовладельцы. Лавренюк, как отмечают собеседники издания, может курировать компанию "Портосервис-Украина", которая официально осуществляет "дополнительное обслуживание транспорта". Фирма работает в Одессе, Николаеве, Херсоне и Бердянске, навязывая буксирные услуги по завышенным тарифам.
В порту "Южный" коррупционеры зарабатывают на дополнительной буксирной проводке от входа в порт до первого буя. Раньше она была нужна только для судов определенных типов, но сейчас стала обязательной для всех. Судовладельцы теперь платят больше, но платежи идут вовсе не государству. Та же история – и с коммунальным предприятием «Морская поисково-спасательная служба», которая собирает 10% корабельного сбора, но тратит их, опять-таки, не на спасение.
Крупной аферой министерства стало создание собственного дноуглубительного флота АМПУ. Углубление дна – дело очень затратное, и обычно порты проводят его по контракту с частными компаниями. Содержать собственный флот – непомерно дорого. Зато это отличный способ «освоения» крупных государственных дотаций. Ведь один только землесос, который АМПУ собирается купить через тендер, стоит 30 млн грн и требует от персонала навыков управления. Обычно такое оборудование закупают только крупные фирмы, занимающиеся исключительно дноуглублением.
К самому дноуглублению тоже большие вопросы. В то время как Бердянск или Белгород-Днестровский заиливаются и не соответствуют даже паспортным глубинам, АМПУ уже второй раз подряд углубляет дно в «Южном». Согласно плану АМПУ по капитальным инвестициям, морские подходные каналы в этом порту собираются углубить до 19 м. Это притом, что в 2018 году "Южный" уже углубляли – что отнюдь не привело к росту грузопотока или суммы портовых сборов. Зато привело к проседанию причалов, построенных еще при СССР и не предназначенных для больших глубин.
Список коррупционных схем не заканчивается описанными примерами.
Как отмечают в СМИ, зарабатывать Лавренюк может и на дипломировании моряков: в этом году тарифы на обучение в тренажерных центрах подняли в пять раз, а получить диплом можно исключительно за взятку, а не за знания. Также порты занижают тарифы на перевалку для лояльных стивидоров, которые "заносят" руководству портов. Ну а порты управляются людьми, лояльными к чиновнику.
Коррупционная составляющая прослеживается и в финансовом плане АМПУ на 2019 год. Расходы на зарплаты выросли по сравнения с 2018 годом на 42%, до 2,5 млрд грн. При этом количество сотрудников уменьшилось. Служебные машины обходятся на 31% дороже, выросли и затраты на командировки и связь.
Отдельная история – службы безопасности АМПУ.
Этих служб много, они имеют разветвленную структуру, вот только занимаются не безопасностью, а организацией тех самых коррупционных схем. По оценкам специалистов, суммы откатов чиновникам из месяца в месяц колебались от $20 тыс до $300 тыс. В схемах, судя по всему, задействованы много сотрудников АМПУ, и вряд ли без участия Лавренюка. Одна документально это пока подтверждено не было.
Резюмируя все вышеизложенное, такие назначения на ключевые должности должно стать экзаменом для новой власти, которая еще во время предвыборной кампании обещала сажать коррупционеров. Прежде всего, этот экзамен должен сдать президент Владимир Зеленский, который летом приезжал в Одессу и запомнился жесткой критикой в адрес проворовавшихся чиновников. Одесситы ждут продолжения – но пока ничего не происходит. Если в результате кулуарных договоренностей Юрий Лавренюк сохранит контроль над украинским морем, бюджет продолжит терять миллионы гривен, а страна – международную репутацию морской державы.