RU  UA  EN

воскресенье, 23 июня
  • НБУ:USD 40.25
  • НБУ:EUR 43.00
НБУ:USD  40.25
Бизнес

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Мобилизация водителей: ждет ли Украину топливный кризис

Перевозчики опасаются, что их водителей перестанут выпускать из страны

Перевозки топлива в Украине Как протесты автоперевозчиков повлияют на топливный рынок в Украине Фото: архив

В субботу, 18 мая, в Украине дальнобойщики начали протест из-за вступивших в силу изменений в закон о мобилизации. Сотни фур перекрыли трассу "Киев-Одесса" в Одесской, Кировоградской и Черкасской областях. В рамках нового закона о мобилизации, в частности, ожидается ужесточение правил пересечения государственной границы военнообязанными, к которым относятся и водители-дальнобойщики. "Апостроф" выяснял, как, среди прочего, этот закон повлияет на поставки в страну автомобильного топлива и в целом на рынок горючего.

Читайте также: Дальнобойщики начали протест из-за нового закона о мобилизации: видео и все подробности

Кто не забронировался...

Отечественные автоперевозчики перекрыли трассу "Киев-Одесса", начав таким образом акцию протеста в связи с новым законом о мобилизации, который вступил в силу 18 мая. "За границу перестанут пускать грузовики с водителями, у которых нет QR-кода. А такой код, как вы понимаете, — это ТЦК и ВВК. Если такое случится, то у нас будет топливный кризис, — пояснил недавно в телеэфире основатель логистической группы "Прайм" Дмитрий Леушкин. - И это может быть связано не только с горюче-смазочными материалами, но и с лекарствами, со всем. Вы понимаете, что мы все импортируем. И если всего 5% грузовиков останется на рейсе, это будет коллапс".

Проблема, на которую указывает предприниматель, связана с тем, что после вступления закона о мобилизации в силу все военнообязанные должны обновить свои данные в ТЦК и получить специальный QR-код к военному билету. И водители автотранспорта – не исключение.

Для Украины, которая только начала отходить от шоков, связанных с длительной блокадой границы с Польшей, перспектива новых проблем с международными перевозками крайне нежелательна. Ведь сегодня мы вынуждены получать по импорту не только все автомобильное горючее, но и многие другие критически важные грузы, включая оружие и боеприпасы.

Конечно, транспортные предприятия стратегически важны для экономики Украины (в отличие от странствующих цирков и интернет-казино). Поэтому их сотрудники должны были получить бронь от призыва. Однако не всем из них удалось этого добиться.

"У многих нефтетрейдеров водители-дальнобойщики не забронированы, — рассказывает "Апострофу" директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. - Некоторые даже очень респектабельные, на первый взгляд, сети АЗС не смогли этого сделать, поскольку не выполнили критерии, необходимые для этого".

По словам эксперта, одним из таких критериев является уровень зарплаты персонала. Но многие предприятия практиковали "конверты", из-за чего официальный уровень зарплат у них оказался слишком низким.

"Тем временем, сегодня водитель бензовоза получает на руки 30-80 тысяч гривен в месяц, что соответствует 12-32 тысячам гривен НДФЛ (налог на доходы физических лиц) и ЕСВ (единый социальный взнос), — говорит Сергей Куюн. - И, не желая платить своим сотрудникам зарплаты "по-белому", эти фирмы сегодня столкнулись с последствиями своего уклонения от налогов".

Топливный рынок выстоит

Приведет ли это к коллапсу? "Если действительно возникнут проблемы с пересечением границы, предприятия найдут выход, — сказал "Апострофу" эксперт "Нафторинку" Александр Сиренко. - В конце концов, способы решения таких проблем уже известны еще с тех времен, когда украинские фуры имели проблемы с въездом в ЕС из-за несоответствия экологическим нормам. Горючее в Украину могут завозить иностранные машины, а у границы переливать его в украинские цистерны".

Как бы в ближайшее время ни сложилась ситуация на границе, эксперты не ожидают значительных проблем с поставками горючего.

"Горючее поставляется в Украину разными видами транспорта, и на автотранспорт приходится только около 15% этого потока. Так что даже если эти перевозки полностью остановятся, железная дорога легко перекроет недостачу. К тому же они точно не прекратятся полностью, поскольку ответственные перевозчики, которые работали "по-белому", забронировали своих водителей и будут продолжать спокойно работать", говорит Сергей Куюн.

Несколько иначе дело обстоит со сжиженным газом – около трети этого топлива поставляется автотранспортом. По словам Сергея Куюна, по этой причине, на рынке автогаза возможна "определенная турбулентность".

При этом далеко не все перевозчики опасаются проблем с QR-кодами.

"Мы контактировали с Государственной пограничной службой и получили заверения, что 18 мая порядок пересечения границы не изменится, — рассказал "Апострофу" вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины Владимир Балин. - Он останется таким же, каким является и сейчас. Если водитель имеет при себе надлежащие военно-учетные документы, его спокойно пропустят, если нет — вызовут представителей ТЦК. Такой порядок работает с декабря прошлого года, водители его знают и уже имеют при себе необходимые документы".

По его словам, существует договоренность, что QR-коды в военном билете пограничники не будут требовать до 18 июля: "К этому сроку все военнообязанные граждане Украины должны будут обновить свои данные в ТЦК и получить соответствующий код. Так что к моменту, когда наличие кода станет обязательным, он уже будет у всех водителей".

Решаются и другие вопросы, возникающие в связи с мобилизацией. В частности, те, которые связаны с регистрацией в ТЦК транспортных средств.

"Такая норма существовала и раньше, хотя в последние десятилетия ее выполнение контролировалось не слишком строго, — говорит Владимир Балин. - Сейчас контроль усиливается, и в связи с этим возникают некоторые сложности. Например, согласно закону, если транспортное средство больше, чем на месяц выбывает с территории области, то на это необходимо разрешение ТЦК. Между тем, водителям иногда приходится совершать довольно дальние рейсы. Если, например, перевозчик из Харькова едет в Казахстан или Узбекистан, то это может продолжаться дольше, чем месяц. Таким образом, нужно получать разрешение, а многие предприятия не знают, как это делать. Поэтому сейчас мы пытаемся получить разъяснения относительно процедуры получения этих разрешений".

Цены все равно вырастут

И все же, по мнению большинства экспертов, без повышения цен на топливо, скорее всего, обойтись не удастся. Хотя связано это не с мобилизацией, а с налоговой политикой правительства.

Кабинет министров разработал, утвердил и направил в Верховную раду законопроект, содержащий программу поэтапного увеличения акцизов на автомобильное горючее до уровня, который в правительстве считают европейским. Программа рассчитана до 2028 года и предусматривает несколько этапов, первый из которых начнется уже 1 июля этого года. С этой даты акциз на бензин вырастет с 213,5 евро до 242,6 за 1000 литров, на дизель – со 139,5 евро до 177,6 евро за 1000 литров. Наиболее резким обещает стать подорожание сжиженного газа. Предполагается, что акциз, который сегодня составляет 52 евро за 1000 литров, вырастет более чем втрое – до 165 евро. Если правительственное предложение пройдет, это неизбежно вызовет изменения в цифрах на стеллах АЗС.

"Повышение акциза в соответствии с предложением правительства прибавит к себестоимости бензина примерно 1,5 гривны за литр, дизеля - 2 гривны, а сжиженного газа — более 5 гривен, — говорит Сергей Куюн. - Однако, возможно, конечная цена вырастет несколько меньше".

Конечно, наибольшее подорожание ждет собственников автомобилей, которые ездят на газе. "Если сейчас его стоимость составляет около 47% от цены бензина, то после поднятия акцизов это соотношение увеличится до 55%. Это нормальная пропорция, которая давно существовала на рынке", — говорит эксперт.

Читайте также: Новые правила мобилизации в Украине: что изменится с 18 мая

Новини партнерів