Украина потеряла в І квартале более 10% прямых иностранных инвестиций (ПИИ), объем которых к концу марта составил $41,07 млрд. Порядка $4,7 млрд "испарилось" за три месяца в результате девальвации, свидетельствуют последние данные Государственной службы статистики. Другими словами, инвестированные год назад 11 млрд грн при курсе 11 грн/$ — это уже не $1 млрд, а — $533 млн. Подобным образом Госстат переоценил весь портфель ПИИ, накопленный за многие годы.
Крах гривны — официальное объяснение удручающей статистики. И, безусловно, Госстат прав в своих выводах относительно девальвации. Этот фактор нельзя списывать со счетов. Вот только это не объясняет, почему новых поступлений было ничтожно мало. За три месяца капиталовложения составили всего $345,5 млн. Наверняка многие возразят, дескать, о каких инвестициях может быть речь, когда страна воюет и правительству нужно заниматься армией, а не проблемами инвесторов. К тому же кто захочет нести деньги в страну, ведущую боевые действия? И отчасти тот, кто так скажет, наверное, будет прав.
Но, с другой стороны, войной охвачена далеко не вся территория Украины. Тем не менее перспективы капиталовложения от этого ничуть не лучше, если бы, не дай Бог, локальный конфликт на Донбассе перерос в нечто более масштабное. Любопытно, что сами инвесторы считают войну далеко не основной причиной неудовлетворительного уровня инвестиционного климата. Европейская Бизнес Ассоциация, опросив 114 топ-менеджеров компаний по итогам І квартала, выяснила, что порядка 85% опрошенных недовольны состоянием бизнес-среды. Преобладающее большинство топ-менеджеров также сказали, что не видят предусловий для стабилизации финансового рынка, точно так, как не видят прогресса с возмещением НДС, реформой судебной системы, эффективной борьбы с коррупцией и порядка на таможне. Но вряд ли всему этому может служить оправданием война с Россией.
Нельзя сказать, что власти совершенно бездействуют, игнорируя проблемы бизнеса. Справедливости ради стоит отметить, что за последний год был принят ряд законов, в том числе по дерегуляции экономики и сокращению количества налогов. Кроме того, парламентарии вместе с правительством ищут способы для снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, готовя реформу Единого социального взноса и подоходного налога. Это должно облегчить жизнь бизнесу. Но пока этого недостаточно, чтобы убедить инвесторов, что в Украине их деньги будут в безопасности.
Говоря о гарантиях для инвесторов, показательной представляется позиция государства по вопросам налогообложения газодобычи. В прошлом году предыдущий состав правительства Арсения Яценюка, говоря откровенно, сжульничал, повысив ставки ренты для добытчиков. Изначально было обещано, что это временный шаг до конца года, чтобы пополнить доходы госбюджета. Скрипя зубами, бизнес согласился, не став препятствовать такому решению. Но и на текущий год в правительстве настояли на сохранении повышенных ставок ренты, так и не дав внятных аргументов своему поступку. В итоге некоторые компании пересмотрели свои планы по разведке месторождений газа, взяв паузу для оценки случившегося. Тогда почему мы удивляемся, что инвесторы не заводят деньги в Украину? А как бы реагировали сотрудники компании, если, например, их работодатель самостоятельно принял решение о временном снижении зарплаты с целью производственных нужд компании, а потом его продлил, не посоветовавшись с работниками? Вот и бизнес не хочет работать в стране с непонятными для него правилами. В качестве альтернативных направлений для инвестиций рассматривают страны Балтии, Словакию и Польшу, на которую все время равняется украинское правительство.
Вместе с тем нынешний Кабмин повторяет ошибки своих предшественников, используя приемы популизма, например, обещая рекордный прогресс Украины в мировых инвестиционных рейтингах, в том числе и в Doing Business. Но, по сути, никаких дивидендов от этих деклараций страна не получит, даже если определенный прогресс все же будет отображен в мировых исследованиях и отчетах. Задайтесь вопросом, а действительно ли инвестору из Германии или Австрии важно, на каком месте находится Украина в рейтинге ведения бизнеса — на 96-м, как сейчас, или, допустим, на 75-м. Наверняка, планируя инвестировать в ту или иную страну, компании, если и смотрят на рейтинги, то изучают места не ниже топ-10 или топ-20, где себя уверенно чувствует все та же Грузия, по образцу которой правительство пытается копировать реформы. Но о каком прогрессе в инвестиционном климате может идти речь, если страна по-прежнему имеет наивысший уровень коррупции в Европе, что подтверждают данные исследования Transparency International. Потому, предположив, что правительство приведет в порядок регуляторную и фискальную политику, ему едва ли удастся заманить инвесторов обратно. Прежде следует искоренить практику, когда чиновники вместо выполнения "передовых" законов управляют страной в "ручном режиме", самостоятельно формируя инвестиционный климат для каждой отдельной компании.