RU  UA

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95

Украина начинает охоту за российскими активами за рубежом

"Укрзализныця" готовит иски в адрес Российских железных дорог за "отжатое" имущество в Крыму

"Укрзализныця" готовит иски в адрес Российских железных дорог за "отжатое" имущество в Крыму РЖД стала уязвимой для исков в международных судах из-за украденного в Крыму имущества "Укрзализныци" Фото: РИА Новости

Россия передала принадлежащую "Укрзализныце" железнодорожную инфраструктуру в оккупированном Крыму на баланс Росжелдора. Такое решение было принято правительством РФ. Для Украины это открывает возможность судебных исков в адрес РЖД. По словам заместителя министра инфраструктуры Владимира Омеляна, такие обращения уже готовятся. По мнению юристов, Украина сможет добиться наложения ареста на зарубежные активы РЖД, поскольку решения украинских судов российская сторона вряд ли исполнит.

После аннексии Крыма оставшееся на полуострове имущество "Укрзализныци", как и других украинских госпредприятий, долго находилось в подвешенном состоянии. Самопровозглашенные "органы власти" Крыма издали документы об их "национализации". Но на баланс крупных российских госкомпаний (РЖД, Газпрома, Роснефти) это имущество не предавалось. Вероятно, из-за боязни поставить эти предприятия под удар западных санкций.

Но теперь ситуация изменилась. Предприятие "Крымская железная дорога", основанное на базе экспроприированного оккупационными властями имущества украинской Приднепровской железной дороги (входит в "Укрзализныцю"), будет отнесено к сфере ведения Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор). Соответствующее распоряжение №2729 приняло российское правительство 29 декабря 2015 года.

Распоряжение Дмитрия Медведева об экспроприации имущества "Укрзализныци"

В сопроводительной записке к документу говорится, что передача железнодорожного имущества полуострова будет способствовать развитию транспортного сообщения с Крымом, подготовке инфраструктуры к увеличению грузо- и пассажиропотока, перевозимого Керченской переправой.

Инициатором такого решения стал так называемый "Совет министров" оккупированного Крыма. Устав "Крымской железной дороги" будет утвержден Росжелдором в течение месяца.

Интересно, что еще в августе 2014 года тогдашний президент РЖД Владимир Якунин, заявил, что "Крымская железная дорога" не будет интегрирована в систему российских железных дорог.

Украинская сторона восприняла решение Росжелдора с воодушевлением. Ведь в отличие от нелегитимных "органов власти" на оккупированной территории, РЖД — абсолютно реальный юридический субъект. А значит, на него можно подать в суд. Ведь распоряжение правительства РФ о принятии Крымской железной дороги в федеральную собственность является продолжением политики оккупации Российской Федерацией Автономной Республики Крым, а также незаконной экспроприацией государственной собственности Украины, проще хищением или грабежом (ст. 186 УК Украины).

"Мы будем подавать иски. На этом этапе подготовкой документов занимается "Укрзализныця". Подсудность дел будет определена решением Минюста и Кабмина. Иски подадим в течение 1-2 месяцев", рассказал "Апострофу" заместитель министра инфраструктуры Владимир Омелян.

Юристы оценивают шансы Украины на выигрыш довольно высоко. "Украина может обратиться в Международный суд ООН, который призван разрешать конфликты между государствами, а также истолковывать нормы международного права, уверен адвокат, управляющий партнёр АО "Suprema Lex" Виктор Мороз. Кроме того, Украина может обратиться в Стокгольмский арбитраж. С целью обеспечения своих требований Украина при обращении в международные судебные инстанции будет иметь право наложить арест на имущество РЖД".

По словам юриста ЮКК "ДЕ-ЮРЕ" Владислава Мартынчука, арест может быть наложен при соблюдении двух условий: если суд вынесет решение в пользу "Укрзализныци", а РЖД не исполнит решение в добровольном порядке: "В этом случае можно арестовать имущество РЖД в порядке исполнительного производства. Следует отметить, что решение украинского суда может быть исполнено лишь в Украине и государствах, с которыми у нас заключены договоры об исполнении судебных решений".

Ясно, что решение украинского суда РЖД не выполнит. Ведь это означает признание Крыма территорией Украины, что, согласно российскому законодательству, влечет уголовную ответственность. После чего придет период исков в международные инстанции.

Уставный капитал РЖД по состоянию на 29 мая прошлого года составлял впечатляющую сумму: 1,976 трлн руб ($26,4 млрд). Однако подавляющая часть имущества находится на территории России, которая вряд ли выполнит решение международного суда. Ведь президент РФ Владимир Путин 15 декабря подписал закон, позволяющий России не исполнять решения международных судов, в первую очередь Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), если они противоречат российской Конституции. В то же время РЖД располагает значительными активами за границей, и это имущество потенциально может быть арестовано.

К примеру, компания имеет представительства в Венгрии, Китае, Корейской Народно-Демократической Республике, Беларуси, Польше, Словакии, Германии, Финляндии, Эстонии и Франции. Представительство РЖД есть и в Украине. Оно расположено в Киеве по адресу ул. Никольско-Ботаническая, 14, оф. 12.

В этом здании расположено представительство РЖД

Также РЖД владеет пакетами акций в нескольких зарубежных транспортных компаниях. В Финляндии Российским железным дорогам принадлежит фирма "Oy Karelian Trains Ltd", которая занимается производством, ремонтом, обслуживанием подвижного состава. Во Франции россияне контролируют компанию GEFCO (Société anonyme à directoire et conseil de surveillance), ведущего поставщика логистических решений и услуг для промышленных предприятий. Кроме того, в Армении РЖД владеет "Южно-Кавказской железной дорогой".

Напомним, что список захваченного Россией украинского имущества в Крыму значителен: ГАО "Черноморнефтегаз", ПАО "Массандра", ОАО "Укртелеком", ООО "Пивденморсервис", ОАО "Крымхлеб", "Севастопольский морской завод", принадлежавший Петру Порошенко, и другие. Также "национализированы" более 40 филиалов и подразделений ПриватБанка, 36 заправок группы "Приват", ОАО "ДТЭК Крымэнерго", телекоммуникационная группа VEGA и все имущество "Киевстара".

В начале июня 2015 года министр юстиции Павел Петренко заявил, что убытки, которые несет Украина и ее граждане от аннексии Крыма, продолжают расти. В начале июня они составляли 1 трлн 80 млрд грн.

Некоторые госкомпании процесс юридической борьбы уже начали. Так, ПАО "Укрнафта" обратилась с иском против России в международный арбитражный суд в Гааге (Permanent Court of Arbitration, Нидерланды). Кроме того, НАК "Нафтогаз Украины" 1 января заключила соглашение с юридической компанией Covington & Burling LLP (США) стоимостью $1,25 млн по защите прав и интересов Украины при урегулировании споров, связанных с временной оккупации АР Крым. Так что Украина, хоть и медленно, но все же начинает охоту за российскими активами в мире.

Читайте также

В России не могут остановить инфляцию: ждать ли кризиса в 2025 году

Россия в ближайшее время может войти в стагфляцию, есть риск наступления полноценного экономического кризиса

Уязвимое место: как подорвать экономику России

России пока что удается развивать экономику за счет госинвестиций в ВПК, поэтому нужны более решительные санкции и успехи на поле боя