В украинской журналистике расследований вспомнили об одном очень старом, но действенном способе распространения не соответствующей действительности информации - диффамации - сведений, умаляющих деловую репутацию. Чтобы продемонстрировать "понимание технических особенностей" исследуемой темы, авторы оперируют величинами из школьного курса физики, ссылаясь при этом на некие "секретные выводы ученных" и полностью игнорируя данные, представленные официальными институтами, имеющими соответственную аккредитацию. Конечно же, такой материал вызывает больше вопросов, чем ответов. Но обо всем по порядку.
Интернет-сайт "Наші гроші", занимающийся экономическими расследованиями, распространил информацию, содержащую немало фактологических ошибок. Такой вывод можно сделать после изучения материала "Коэффициент Дубневичей", который уже почти неделю находится в ТОПе данного ресурса.
Обвинения в адрес депутатов Верховной рады - Богдана и Ярослава Дубневичей - в этой статье базируются на утверждении о том, что поставляемая для нужд "Укрзализныци" продукция корпорации КРТ – рельсовое крепление КПП-5 - не соответствуют стандартам безопасности (а именно, "усилию прижатия"). При этом сайт ссылается на "секретные выводы ученых".
Корпорацию КРТ авторы материала связывают с братьями Дубневичами.
"Оказывается, что, когда железная дорога в 2016 году заказывала на тендере крепления с прижимным усилием не меньше 25кН, завод Дубневичей поставил крепления с прижимным усилием около 22 кН, то есть оно уже тогда не соответствовало требованиям "Укрзализныци", которая в свою очередь банально не проверяла качество товара", - утверждается в статье.
Это утверждение абсолютно не соответствует действительности. Исследования качества продукции, которую корпорация КРТ поставляет для УЗ, не являются секретными и имеются в открытом доступе. При этом контроль качества упомянутых креплений КПП-5 проводится регулярно, и они полностью соответствуют техническим условиям "Укрзализныци".
Мы публикуем выдержки из "Протокола испытаний параметров элементов промежуточного рейкового крепления типа КПП-5" [продукция корпорации КРТ]. Упомянутые испытания были проведены именно в 2016 году Украинским государственным университетом железнодорожного транспорта (УГУЖТ, Харьков).
УГУЖТ - учреждение, обладающее необходимым оборудованием, специалистами и аккредитацией для проведения соответствующих исследований. Мало того, УГУЖТ обладает бесспорной репутацией в данном вопросе - и в этом его главное отличие от фейковых "секретных исследований", которые без тени сомнения публикует упомянутый сайт.
Однако публикация несоответствующих реальному состоянию дел данных – не единственное, что вызывает вопросы в материале. Очень показательно, что при всей критичности к корпорации КРТ – авторы материала полны показательного сочувствия к единственному конкуренту этой компании - ООО "АТ МЕХАНИКА". Так, по данным расследования, эту компанию, якобы, постоянно выбрасывают из тендеров "из-за формальностей", а в 2015 году ей даже не помогли и прямые обращения к тогдашнему премьеру Арсению Яценюку.
При этом авторы материала "забыли" упомянуть, что под "формальностями" подразумевается - ни много, ни мало – подделка документов. «ООО "АТ МЕХАНИКА" с целью достижения соответствия своего предложения установленным законом условиям осуществило подделку технических условий», - такая запись содержится в уголовном производстве № 12015100000000538, которое открыто в июне 2015 года следственным управлением ГУМВД Украины в Киеве по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 358 УК Украины.
Как могли "независимые расследователи" пройти мимо такого вопиющего момента? Дубневич уверен, что единственное логичное объяснение - публикация сделана с целью дискредитации Корпорации КРТ в интересах ее конкурента.
"Многочисленные выводы экпертиз имеются в открытом доступе, сама экспертиза проводится регулярно, есть в том числе и недавняя – пожалуйста! И ее результаты – прямо противоположны "секретным выводам". Так что получается, "Наші гроші" врут. Нагло и бесстыдно. И это далеко не в первый раз. Еженедельный бред, который приходится читать о себе, по моему мнению, - самое убедительное свидетельство того, что речь идет не о расследовании, - развернута банальная заказная кампания в будто бы "объективном" СМИ," - пишет нардеп в своем блоге.
Гендиректор "АТ МЕХАНИКА" Виталий Руденко и сам не скрывает, что стал на 2 миллиона беднее, потратившись на кампанию в СМИ. Догадаться, куда именно пошли эти деньги, можно как раз анализируя публикации, где в купе с откровенными фейковыми данными о конкурентах его компания представляется "невинной жертвой".
Стоит напомнить, что "АТ МЕХАНИКА" поставляла свою продукцию для "Укрзализныци" во времена Януковича, и как сообщают СМИ, благодаря протекции Саши Стоматолога – старшего сына беглого экс-президента Украины Виктора Януковича. Кроме того, напомним, СМИ сообщали, что "Укрзализниця" сразу после Революции Достоинства отказалась закупать рельсовые крепления у "АТ МЕХАНИКА" из-за угрозы безопасности движения на железной дороге УЗ.