RU  UA

четверг, 28 марта
  • НБУ:USD 39.80
  • НБУ:EUR 40.00
НБУ:USD  39.80

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Порошенко не сдается: проблемы с финансами могут быть у каждого украинца

Отказ от антикоррупционного суда на условиях Запада затронет каждого украинца

Отказ от антикоррупционного суда на условиях Запада затронет каждого украинца Фото: Пресс-служба президента

Ожесточенная борьба вокруг создания антикоррупционного суда в Украине продолжается уже не первый месяц. Западные доноры и партнеры выставляют Киеву жесткие требования и условия, а украинская власть не спешит "сдаваться" и с ними соглашаться. К чему может привести такое упрямство политиков, разбирался "Апостроф".

На минувшей неделе президент Петр Порошенко сделал заявление, которое неоднозначно восприняли как в Украине, так и за ее пределами. Комментируя в интервью Financial Times процесс создания Высшего антикоррупционного суда, глава государства заявил, что международные доноры, в частности Международный валютный фонд, не могут диктовать Украине законы, мол, это будет неконституционно. Более того, по мнению Порошенко, требования МВФ и Венецианской комиссии к будущему суду будут нарушать суверенитет Украины.

Больше всего пугает украинскую власть то, что международные партнеры смогут существенно влиять на отбор судей антикоррупционного суда. Порошенко считает, что в этом моменте необходимо искать компромисс. Ранее такую же позицию высказывала и представитель президента в парламенте, нардеп Ирина Луценко. "Не может группа международных экспертов, то есть совещательная группа экспертов, - настаивала депутат, - полностью выбирать состав украинского суда. Мы – суверенное государство".

Помимо этого, не могут найти общий язык и в вопросе юрисдикции суда, а именно: будет ли новый орган правосудия рассматривать только дела топ-коррупционеров либо же заниматься и менее высокопоставленными чиновниками (последнее скажется на загруженности суда).

И теперь процесс создания антикоррупционного суда, который и без того запаздывает, рискует еще сильнее затормозиться. Несмотря на то, что президентский проект закона был проголосован в первом чтении еще 1 марта и на принятие его в целом (с учетом рекомендаций Венецианской комиссии) рассчитывали уже в ближайший месяц, после таких заявлений Петра Порошенко в политических кругах царит скепсис относительно скорого рассмотрения документа.

"Тактика такова: чтобы суд никогда не был создан. В крайнем случае – не был создан до президентских выборов. Заявление Порошенко – сигнал своим депутатам, мол, мы отступать никуда не будем", - заявил в комментарии "Апострофу" народный депутат Виктор Чумак.

Политический аналитик Игорь Петренко уверен, что таким образом во власти пытаются дать понять, что к международным партнерам могут и не прислушаться. "Это как подготовка почвы к тому, что они могут и не внести пожелания международных партнеров в закон и развернуть соответствующую кампанию в медиа", - сказал он "Апострофу".

В то же время, по мнению Чумака, международные партнеры также не собираются отступать в борьбе за антикоррупционный суд.

На слова Порошенко уже отреагировали в Европе. Вице-президент Еврокомиссии, высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини на брифинге с премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом заявила, что суд должен быть создан как можно скорее и должен стать "полностью независимым".

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман провел совместный брифинг с высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини Фото: kmu.gov.ua

Дальнейшее промедление или вообще отказ от создания суда, уверена член правления Центра противодействия коррупции Александра Устинова, грозит Украине серьезными финансовыми проблемами, которые отразятся на каждом украинце.

"Если мы говорим, что отказываемся от финансовой помощи и поддержки МВФ, то есть один вариант, как удержать на балансе страну (и об этом говорили уже и министр финансов, и в НБУ): без денег МВФ нам нужно будет искать другие источники финансирования, а единственный источник – это облигации внутреннего займа. Если раньше мы брали кредиты под 3-4%, то сейчас – под 15-20%. А учитывая то, что мы должны их отдавать, мы будем влезать во все большие долги и, вместо того, чтобы ремонтировать дороги, строить садики, будем отдавать больше денег за границу в виде процентов по кредитам. Только для того, чтобы сохранить сейчас ближайшему окружению президента неприкосновенность, - рассказывает "Апострофу" Устинова. – Больше всего власть сейчас боится, что те люди, по которым есть уголовные производства в НАБУ, будут сидеть. А если они будут сидеть, то вся властная вертикаль начнет валиться".

Отказ от создания антикоррупционного суда может привести и к другим серьезным последствиям.

"После того, как МВФ не предоставил нам последний транш, который должен был дать осенью, можно понять, насколько жесткая у них позиция. Что в результате еще может произойти, так это расторжение официального сотрудничества Украины и МВФ, но такое случалось всего несколько раз – и это нереальный международный скандал. Если это произойдет, то это покажет, что Украина отойдет от всего цивилизованного мира", - уверена эксперт.

Но, несмотря на совсем не радужные перспективы, украинская власть и дальше может продолжать искать варианты, как не до конца исполнить требования западных партнеров.

"Будут пытаться найти компромисс, чтобы и президент мог повлиять на формирование суда, и в то же время международные партнеры имели влияние. Возможно, будет изменена пропорция, будет кворум голосов, ведь президенту крайне невыгодно создание независимого антикоррупционного суда, и вопрос назначения судей является очень важным. Они в любом случае попытаются впихнуть какой-то другой механизм, который позволит президенту в случае необходимости влиять на суд", - резюмирует Игорь Петренко.

Читайте также

Дефолт как подарок Путину: выживет ли Россия как государство

РФ ожидает кризис, который можно будет сравнивать с экономической катастрофой времен распада СССР

Механизмы для привлечения денег не понравятся украинцам, но без этого мы не победим – экономист Олег Пендзин

Экономист Олег Пендзин рассказывает, где государство может взять средства на новый мобресурс 450-500 тысяч человек

Искусственный интеллект против российских углеводородов: за кем будущее

Успех компании Nvidia в очередной раз показал, что будущее за высокими технологиями, а сырьевые экономики как Россия остаются в прошлом