RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Мнение

Санкции России не ударят по экономике Украины: они рассчитаны на другое

У санкционного списка есть одна задача - влиять на политические процессы в Украине

У санкционного списка есть одна задача - влиять на политические процессы в Украине Фото: УНИАН

Введение санкций Россией в отношении украинских граждан и компаний не нанесет существенного вреда экономике страны. Этот удар больше рассчитан на политический эффект. О том, на что рассчитывают в Кремле, "Апострофу" рассказал финансовый эксперт Алексей Кущ.

До сегодняшнего дня Россия применяла скрытые формы давления на Украину. Это касалось ограничения транзита, поставок товаров, предъявления санитарных требований к продукции. Но санкции России против Украины официально не вводила. Это происходило по той причине, что, как говорила российская пропаганда, Украина – это "заблудшая" сестра, которая рано или поздно вернется. А потому ее нужно жалеть, а не вводить против нее санкции. С одной стороны, введение санкций - это поднятие ставок со стороны Кремля в противостоянии Украины и России. И этими санкциями Россия подняла Украину на один уровень с США и странами Европы, в отношении которых она вводила санкции.

Что касается самого списка, то ожидаемым был удар по действующему политическому истеблишменту. При этом основной посыл санкций – создать скрытые рычаги влияния на будущие президентские выборы в Украине. Эти санкции максимально выгодны для России по времени, ведь если бы их ввели, например, в 2019 году, то все в мире расценили бы их как давление на украинские выборы.

Тогда как сейчас только специалисты смогут связать эти санкции с выборами, которые пройдут в 2019 году - хотя взаимосвязь здесь очень четкая. К тому же есть очень удачный повод - это раздувание в России религиозной темы. Для Путина сейчас сложилась уникальная ситуация, когда он может объяснить своему электорату, почему вводятся санкции против Украины.

Это – первая "ласточка". Очевидно, через какое-то время появятся и другие списки. И здесь для России самое главное – создать давление на наши олигархические группы. Ведь мы до сих пор не знаем, как действуют эти скрытые взаимосвязи, которые трансформируют экономические интересы в политические. Задача списка – передать привет украинскому олигархату и показать, что Россия видит все скрытые бизнес-интересы, связи с российским капиталом, и с помощью этих санкций будет устанавливаться контроль над лояльными бизнес-группами юго-востока Украины - чтобы они не вели скрытую игру на будущих выборах, а выполняли цели и задачи Кремля. При этом для России сейчас важнее даже не президентские, а парламентские выборы, и Кремлю нужно сконцентрировать несколько политических колонн, которые пойдут на эти выборы.

В связи с этим, было ожидаемо, что в санкционный список не попадут Ринат Ахметов и Игорь Коломойский, а также пророссийские олигархи. Почему в списке нет Коломойского? Потому что он ведет сейчас большую политическую игру, и Кремль не хочет сейчас с ним "сжигать мосты". В то же время, удар по Геннадию Боголюбову и Геннадию Корбану - намного действенней. Боголюбов меньше занимается политикой и больше - бизнесом группы "Приват", а Корбан обеспечивает корпоративную систему управления, слияния-поглощения различных активов и всевозможную реализацию корпоративных схем по контролю за активами в Украине и приобретению нового контроля. С точки зрения бизнеса, удар по ним будет более действенным, чем лично по Коломойскому. В России хотят увидеть, кого Коломойский будет поддерживать на выборах, посмотрят позицию этих людей по тем вопросам, которые интересуют Кремль. И уже от этой позиции будет зависеть второй шаг Кремля - вводить против Коломойского санкции или не вводить.

Что касается Ахметова, то сейчас абсолютно не в интересах Кремля вводить против него персональные санкции, но зато можно ввести их против некоторых его предприятий, чтобы чуть-чуть надавить на болевые точки и показать, что Кремле "держит руку" на его пульсе, и, опять же, посмотреть на его реакцию, на его политическое лавирование в этих условиях. В отношении Дмитрия Фирташа используется аналогичная тактика "мелких порезов", состоящая в том, что наносится один "порез", и, если нет нужной реакции, то наносится следующий "порез" и так далее. Поэтому сейчас в список вносятся отдельные предприятия, но не вносятся большие персоналии. А дальше будут смотреть по их поведению.

При этом важно отметить, что на самом деле от этих санкций прямые экономические потери Украины не будут катастрофическими. Условно, мы можем потерять до полумиллиарда долларов нашего годового экспорта в Россию.

В то же время наш обыватель недооценивает колоссальные подковерные взаимосвязи нынешних политических элит Украины с крупным российским капиталом. На высших постах в нашей стране побывали люди, которые до 2013 года работали в финансовой системе и были очень тесно связаны российским капиталом. Поэтому не стоит недооценивать глубину этих скрытых и сложных аффилированных связей. С помощью этих санкций Россия будет в ручном режиме дирижировать нашими внутренними политическими процессами. И это скрытое политическое лавирование может трансформироваться в принятие решений, которые для Украины будут стоить несоизмеримо больше, чем прямые экономические потери.

Читайте также

Запад бьет санкциями по российской нефти: когда загнется экономика страны-агрессора

Санкции против теневого флота России не нанесут ей большого урона, но падающая экономика подорвет ее силы

Ничего личного, просто бизнес: что нужно для того, чтобы Трамп решил защищать Украину от Путина

Чтобы США во главе с Дональдом Трампом защищали Украину, наша страна должны чем-то заинтересовать американцев

НЭП по-украински: как государство собирается защищать бизнес от самого себя

Власть должна снизить давление на бизнес и провести детенизацию экономики, защита нацпроизводителя не должна навредить конкуренции