В последние недели ситуация в Украине стала напоминать постапокалиптический мир из кинотрилогии "Безумный Макс", где главной валютой был "живительный сок" - бензин. Вследствие атак российских оккупантов на украинские нефтебазы и разбомбленный Кременчугский НПЗ, а также остановку импорта топлива из рф и Беларуси, в стране возник ощутимый дефицит горючего. Этим моментально воспользовались заправочные сети и дельцы разных мастей, которые стали практиковать схемы реализации бензина и ДТ по заоблачным ценам. Кто и как наживается на топливной жажде украинцев и можно ли что-то с этим сделать - разбирался "Апостроф".
Схематоз на АЗС
Сначала бороться с высокими ценами на топливо правительство решило госрегулированием. Минэкономики 5 мая установило предельно допустимые розничные цены на топливо: 37,69 гривны за литр бензина и 42,63 гривны за литр дизеля. Для премиальных марок продавцы могут устанавливать надбавку 5%, следовательно цены не должны превышать 39,57 гривны для бензина А-95 и 44,76 гривны для дизельного топлива.
Однако в реальности правительственных цен никто не придерживался, продавая бензин от 60 до 80 гривен за литр и дизель по 70–80 гривен. При этом, отдельные АЗС даже не писали на информационных стелах стоимость топлива.
Кроме того, по сообщениям автомобилистов, некоторые заправки используют откровенно мошеннические схемы.
"Трасcа Киев – Харьков, Пирятинский район, село Виктория. На АЗС продают бензин А-95 по 60 гривен. После заправки на 10 литров попросил предоставить чек, который был пробит по РРО и спрятан под стол. Оператор говорил, что они не выдают чеки, но после нескольких доводов чек все же оказался у меня. В чеке было 395 гривен за 10 литров вместо 600 гривен, которые я заплатил в реальности. Конечно, разницу в 205 гривен мне вернули, но сколько таких как я, кто не купился на этот обман? Была вызвана полиция и написано заявление", - сообщает пользователь в столичном паблике "Соломенские автомобилисты".
Такая нехитрая схема придумана заправщиками для того, чтобы класть разницу между установленной правительством ценой и реальной стоимостью топлива себе в карман.
Читайте: Махинации с топливом: какие новые схемы используют на АЗС
У данной схемы есть и вариации.
"Чтобы хоть как-то заправиться, скачал приложение партнера и купил там топливо 50 литров по 75 гривен. Залил бак и прошу чек для отчета на работу. В чеке литр по 44 гривны. Прошу выдать чек там, где по 75 гривен за литр. Оператор говорит, что мне нужно просить чек у того, где я покупал топливо, а у них цена по 44 гривны за литр. Хорошо, прошу заправить мне еще раз по 44 гривны. Оператор отвечает, что у них нет топлива по 44 гривны", - жалуется пользователь Богдан Животиков.
Впрочем, 75 гривен за литр — это еще относительно гуманно. На сайтах бесплатных объявлений можно найти предложения о продаже горючего с рук по 100 гривен. А если заказывать у дельцов доставку, то это обойдется еще по 10 гривен за километр.
Правда сами автомобилисты уверяют, что покупать топливо с рук - дело рискованное. Ведь его могут "бодяжить" со спиртом.
Также в соцсетях водители жалуются на еще один схематоз АЗС, когда из "пистолета" заправочной колонки льется не топливо, а… воздух.
"Сейчас у многих АЗС есть фишка по недоливу. Машина частенько не видит совсем заправку. Уже два раза так было. Сначала думал, что какой-то глюк в машине", - жалуется пользователь Сергей Цимбал.
Заправить таким образом прозрачную канистру не выйдет (отсутствие 3–4 литров в небольшой канистре сразу заметно), но скроить пару литров в баке - это пожалуйста.
Кстати, о самих канистрах. Они также взлетели в цене: на маркетплейсах за металлическую канистру на 20 литров продавцы просят от 1500 до 3000 гривен. Пустую, конечно.
Впрочем, не святые и сами водители, которым в условиях топливного дефицита приходится изгаляться для того, чтобы в схватке с другими автомобилистами добыть драгоценные литры.
"Отпускают не более 20 литров на авто, но есть варианты. Можно купить бензин через приложение АЗС, например, литров 60. Подъезжаете к колонке, выбираете в приложении где вы находитесь и какую колонку намерены использовать, вставляете "пистолет" в бак, приложение вам напишет, что доступно не более 20 литров. Заправляете эти 20 литров, возвращаете "пистолет" на колонку, в приложении будет отмечено, что заправка окончена. А потом проделываете эту же операцию второй и третий раз. Таким образом можно залить 60 литров за раз. Правда, некоторые водители в очереди будут вас материть, но честно говоря так делают многие", - рассказала "Апострофу" столичная автомобилистка Яна.
Бизнес касты
На фоне бардака на рынке топлива, в стране появились новые виды кустарного бизнеса.
Например, "постою за вас в очереди". В соцсетях и на сайтах бесплатных объявлений можно встретить множество предложений от частных лиц, которые готовы провести время в очереди за бензином или дизелем вместо самого водителя, которому реально требуется заправить авто. Услуга в высшей степени актуальная, ведь на некоторых заправках водителям приходится проводить в очередях от 3 до 6 часов.
"Очередь на сетевой заправке высасывает бензовоз за 6 часов. Это ненормальный спрос. Раньше бензовоз, в зависимости от расположения заправки, приезжал раз в неделю или раз в 2–3 дня. Но за 6 часов… Такого еще не было", - поясняет «Апострофу» аналитик UPECO Александр Сиренко.
За свою помощь "стоюны" просят от 150 до 300 гривен в час, или 1000 гривен за выполненную работу без учета времени в очереди.
Кроме "стоюнов", вокруг АЗС можно встретить представителей касты "несунов". Эти люди предлагают водителям в очереди уже купленный бензин в канистрах, по цене на 20-30% дороже, чем на самой заправке.
Но если "стоюны" и "несуны" хоть и ведут специфический бизнес, но, по крайней мере отрабатывают свои услуги, то иметь дело с продавцами талонов на бензин, которых в сети развелось великое множество – та еще лотерея.
Относительно надежной сделкой, в случае с такими дельцами, будет передача бумажных талонов из рук в руки. Цена не кабминовская – 55–70 гривен за литр А-95. Но в сети умудряются торговать электронными талонами с ограниченным сроком годности и даже фотографиями талонов для последующего предъявления на заправке.
Что делать
Есть ли надежда навести хоть какой-то порядок с ценами на рынке топлива, чтобы в схематозе не было смысла?
Так, 8 мая правительство поручило Госпродпотребслужбе нагрянуть с проверками к недобросовестным розничным продавцам. В ведомстве "Апострофу" сообщили, что начали 52 таких внеплановых проверки и даже уже успели составить акты и наложить штрафы.
Впрочем, по словам экспертов, просто кошмарить розницу - делу не поможет. Ведь на самом деле топливо есть в стране.
"Импорт увеличивается. В мае уже завезли на 20% больше дизтоплива, чем в апреле и на 42% больше бензина. Сжиженного газа привезли в два раза больше, чем в апреле", - уверяет Сиренко.
В таком случае, почему же не падает цена? По словам Сиренко, все дело в политике работы импортеров.
"Сейчас импортеры топлива с европейского направления получают большую прибыль в оптовом сегменте. И они все меньше внимания уделяют ретейлу. Продавать оптом намного эффективнее: заработок больше и там двойной спрос. На первом уровне это обычный спрос среди промышленных потребителей: аграрные рынки, "Укрзализныця", металлургия. На втором уровне спроса – розничные операторы, которые не имеют возможности выезжать за границу за топливом, и они ищут возможности на внутреннем рынке. Им оптом продают по 70, а они перепродают по 75. Сейчас маржа в Украине при реализации топлива в оптовом сегменте превышает 500 долларов на тонне. Раньше заработать 20 долларов на тонне было счастьем", - отметил Сиренко.
В правительстве понимают, что нужно повлиять на импортеров. Для этих целей премьер-министр Денис Шмыгаль 17 мая провел онлайн-встречу с представителями топливного бизнеса и даже пригрозил им реакцией "в соответствие с военным временем", если те будут злоупотреблять ценами на рынке. В то же время правительство все же отменило госрегулирование цен, но сохранило предельную границу цены на бензин: 52 гривны за литр и 58 гривен за литр ДТ.
"Пожар" по сетям АЗС как раз и является причиной ажиотажных дополнительных десятков гривен на литре в опте. Одно тянет другое. Чтобы потушить "пожар", нужно просто чтобы все операторы одновременно развезли топливо по заправкам. Нужен топливный карантин: закрыть страну на 3–5 дней, чтобы все сидели дома и не ездили, кроме транспорта критической инфраструктуры, а за это время развести топливо по розничных точках. Люди выйдут из карантина, увидят, что на всех заправках есть топливо и ажиотаж упадет", - резюмировал Александр Сиренко.