В последние недели ситуация в Украине стала напоминать постапокалиптический мир из кинотрилогии "Безумный Макс", где главной валютой был "живительный сок" - бензин. Вследствие атак российских оккупантов на украинские нефтебазы и разбомбленный Кременчугский НПЗ, а также остановку импорта топлива из рф и Беларуси, в стране возник ощутимый дефицит горючего. Этим моментально воспользовались заправочные сети и дельцы разных мастей, которые стали практиковать схемы реализации бензина и ДТ по заоблачным ценам. Кто и как наживается на топливной жажде украинцев и можно ли что-то с этим сделать - разбирался "Апостроф".

Схематоз на АЗС

Сначала бороться с высокими ценами на топливо правительство решило госрегулированием. Минэкономики 5 мая установило предельно допустимые розничные цены на топливо: 37,69 гривны за литр бензина и 42,63 гривны за литр дизеля. Для премиальных марок продавцы могут устанавливать надбавку 5%, следовательно цены не должны превышать 39,57 гривны для бензина А-95 и 44,76 гривны для дизельного топлива.

Однако в реальности правительственных цен никто не придерживался, продавая бензин от 60 до 80 гривен за литр и дизель по 70–80 гривен. При этом, отдельные АЗС даже не писали на информационных стелах стоимость топлива.

Кроме того, по сообщениям автомобилистов, некоторые заправки используют откровенно мошеннические схемы.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Трасcа Киев – Харьков, Пирятинский район, село Виктория. На АЗС продают бензин А-95 по 60 гривен. После заправки на 10 литров попросил предоставить чек, который был пробит по РРО и спрятан под стол. Оператор говорил, что они не выдают чеки, но после нескольких доводов чек все же оказался у меня. В чеке было 395 гривен за 10 литров вместо 600 гривен, которые я заплатил в реальности. Конечно, разницу в 205 гривен мне вернули, но сколько таких как я, кто не купился на этот обман? Была вызвана полиция и написано заявление", - сообщает пользователь в столичном паблике "Соломенские автомобилисты".

Такая нехитрая схема придумана заправщиками для того, чтобы класть разницу между установленной правительством ценой и реальной стоимостью топлива себе в карман.

Читайте: Махинации с топливом: какие новые схемы используют на АЗС

У данной схемы есть и вариации.

"Чтобы хоть как-то заправиться, скачал приложение партнера и купил там топливо 50 литров по 75 гривен. Залил бак и прошу чек для отчета на работу. В чеке литр по 44 гривны. Прошу выдать чек там, где по 75 гривен за литр. Оператор говорит, что мне нужно просить чек у того, где я покупал топливо, а у них цена по 44 гривны за литр. Хорошо, прошу заправить мне еще раз по 44 гривны. Оператор отвечает, что у них нет топлива по 44 гривны", - жалуется пользователь Богдан Животиков.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Впрочем, 75 гривен за литр — это еще относительно гуманно. На сайтах бесплатных объявлений можно найти предложения о продаже горючего с рук по 100 гривен. А если заказывать у дельцов доставку, то это обойдется еще по 10 гривен за километр.

Правда сами автомобилисты уверяют, что покупать топливо с рук - дело рискованное. Ведь его могут "бодяжить" со спиртом.

Также в соцсетях водители жалуются на еще один схематоз АЗС, когда из "пистолета" заправочной колонки льется не топливо, а… воздух.

"Сейчас у многих АЗС есть фишка по недоливу. Машина частенько не видит совсем заправку. Уже два раза так было. Сначала думал, что какой-то глюк в машине", - жалуется пользователь Сергей Цимбал.

Заправить таким образом прозрачную канистру не выйдет (отсутствие 3–4 литров в небольшой канистре сразу заметно), но скроить пару литров в баке - это пожалуйста.

Кстати, о самих канистрах. Они также взлетели в цене: на маркетплейсах за металлическую канистру на 20 литров продавцы просят от 1500 до 3000 гривен. Пустую, конечно.

Впрочем, не святые и сами водители, которым в условиях топливного дефицита приходится изгаляться для того, чтобы в схватке с другими автомобилистами добыть драгоценные литры.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Отпускают не более 20 литров на авто, но есть варианты. Можно купить бензин через приложение АЗС, например, литров 60. Подъезжаете к колонке, выбираете в приложении где вы находитесь и какую колонку намерены использовать, вставляете "пистолет" в бак, приложение вам напишет, что доступно не более 20 литров. Заправляете эти 20 литров, возвращаете "пистолет" на колонку, в приложении будет отмечено, что заправка окончена. А потом проделываете эту же операцию второй и третий раз. Таким образом можно залить 60 литров за раз. Правда, некоторые водители в очереди будут вас материть, но честно говоря так делают многие", - рассказала "Апострофу" столичная автомобилистка Яна.

Бизнес касты

На фоне бардака на рынке топлива, в стране появились новые виды кустарного бизнеса.

Например, "постою за вас в очереди". В соцсетях и на сайтах бесплатных объявлений можно встретить множество предложений от частных лиц, которые готовы провести время в очереди за бензином или дизелем вместо самого водителя, которому реально требуется заправить авто. Услуга в высшей степени актуальная, ведь на некоторых заправках водителям приходится проводить в очередях от 3 до 6 часов.

"Очередь на сетевой заправке высасывает бензовоз за 6 часов. Это ненормальный спрос. Раньше бензовоз, в зависимости от расположения заправки, приезжал раз в неделю или раз в 2–3 дня. Но за 6 часов… Такого еще не было", - поясняет «Апострофу» аналитик UPECO Александр Сиренко.

За свою помощь "стоюны" просят от 150 до 300 гривен в час, или 1000 гривен за выполненную работу без учета времени в очереди.

Кроме "стоюнов", вокруг АЗС можно встретить представителей касты "несунов". Эти люди предлагают водителям в очереди уже купленный бензин в канистрах, по цене на 20-30% дороже, чем на самой заправке.

Но если "стоюны" и "несуны" хоть и ведут специфический бизнес, но, по крайней мере отрабатывают свои услуги, то иметь дело с продавцами талонов на бензин, которых в сети развелось великое множество – та еще лотерея.

Относительно надежной сделкой, в случае с такими дельцами, будет передача бумажных талонов из рук в руки. Цена не кабминовская – 55–70 гривен за литр А-95. Но в сети умудряются торговать электронными талонами с ограниченным сроком годности и даже фотографиями талонов для последующего предъявления на заправке.

Что делать

Есть ли надежда навести хоть какой-то порядок с ценами на рынке топлива, чтобы в схематозе не было смысла?

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Так, 8 мая правительство поручило Госпродпотребслужбе нагрянуть с проверками к недобросовестным розничным продавцам. В ведомстве "Апострофу" сообщили, что начали 52 таких внеплановых проверки и даже уже успели составить акты и наложить штрафы.

Впрочем, по словам экспертов, просто кошмарить розницу - делу не поможет. Ведь на самом деле топливо есть в стране.

"Импорт увеличивается. В мае уже завезли на 20% больше дизтоплива, чем в апреле и на 42% больше бензина. Сжиженного газа привезли в два раза больше, чем в апреле", - уверяет Сиренко.

В таком случае, почему же не падает цена? По словам Сиренко, все дело в политике работы импортеров.

"Сейчас импортеры топлива с европейского направления получают большую прибыль в оптовом сегменте. И они все меньше внимания уделяют ретейлу. Продавать оптом намного эффективнее: заработок больше и там двойной спрос. На первом уровне это обычный спрос среди промышленных потребителей: аграрные рынки, "Укрзализныця", металлургия. На втором уровне спроса – розничные операторы, которые не имеют возможности выезжать за границу за топливом, и они ищут возможности на внутреннем рынке. Им оптом продают по 70, а они перепродают по 75. Сейчас маржа в Украине при реализации топлива в оптовом сегменте превышает 500 долларов на тонне. Раньше заработать 20 долларов на тонне было счастьем", - отметил Сиренко.

В правительстве понимают, что нужно повлиять на импортеров. Для этих целей премьер-министр Денис Шмыгаль 17 мая провел онлайн-встречу с представителями топливного бизнеса и даже пригрозил им реакцией "в соответствие с военным временем", если те будут злоупотреблять ценами на рынке. В то же время правительство все же отменило госрегулирование цен, но сохранило предельную границу цены на бензин: 52 гривны за литр и 58 гривен за литр ДТ.

"Пожар" по сетям АЗС как раз и является причиной ажиотажных дополнительных десятков гривен на литре в опте. Одно тянет другое. Чтобы потушить "пожар", нужно просто чтобы все операторы одновременно развезли топливо по заправкам. Нужен топливный карантин: закрыть страну на 3–5 дней, чтобы все сидели дома и не ездили, кроме транспорта критической инфраструктуры, а за это время развести топливо по розничных точках. Люди выйдут из карантина, увидят, что на всех заправках есть топливо и ажиотаж упадет", - резюмировал Александр Сиренко.