Автомобильное топливо в Украине продолжает дорожать. В частности, стоимость автогаза на некоторых заправках подскочила сразу на 1-1,5 грн за л. "Апостроф" выяснял, что влияет на увеличение стоимости горючего, как долго продолжится подорожание, и будет ли бензин стоить 60 гривен за литр.
Читайте также: Как водителям авто сэкономить на бензине: лайфхак на все случаи жизни
Рост цен на бензин и дизельное топливо в Украине начался в июле. Напомним, 1 июля на довоенном уровне в полном объеме было возобновлено налогообложение горючего. Так ставка НДС вернулась со льготных 7% до 20%. Акциз на бензин со 100 евро на тонну повысился до 213,5 евро, акциз на дизель – со 100 евро на тонну до 139 евро. Акциз на сжиженный автомобильный газ не изменился – он был повышен до довоенного уровня еще год назад и составляет 52 евро на тонну, то есть на него был только повышен НДС.
Буквально за несколько первых дней июля розничные цены на бензин и дизтопливо взлетели на 3-4 гривны – дало о себе знать повышение НДС (соответственно, такого скачка стоимости сжиженного газа не произошло).
Второй этап резкого роста цен произошел уже в августе, и в этом повышении уже, очевидно, отразилось увеличение акцизов, так как в страну стали поступать новые партии горючего. По состоянию на 13 сентября, средняя розничная цена по Украине бензина А-95 составляла 53,6 гривны/литр, дизеля – 53,2 гривны/литр. Стоимость сжиженного автомобильного газа на ту же дату была 25 гривен/литр.
Налоги и нефть толкают цены вверх
Цены на горючее зависят от трех факторов – мировых котировок на нефть, курса гривны и наличия собственно ресурса. С последними двумя факторами в Украине сейчас все в порядке – валютный курс стабилен, а топлива в стране даже в избытке. А вот нефтяные котировки растут, и цена эталонной марки Brent уже превысила 90 долларов за баррель.
По словам директора консалтинговой группы "А-95" Сергея Куюна, на оптовом рынке, который более оперативно реагирует на ценовые изменения, стоимость бензина и дизеля с конца июня выросли на 13 гривен на литре. "Для бензина в этих 13 гривнах 11 гривен составили налоги, а порядка 2 гривен – рост нефтяных котировок, который наблюдался летом и сохраняется до сих пор. По дизелю налоговое давление дало 8 гривен на литр, а остальное, примерно 5 гривен за литр – это рост нефтяных котировок, - сказал эксперт "Апострофу". - Между тем, розничные цены на горючее выросли на 9 гривен".
Он отметил, что такое несоответствие связано с тем, что в последнее время розничная наценка сокращается: "Если в первом полугодии спред между оптом и розницей составлял порядка 8-9 гривен на литре, то в августе это было уже 5 гривен".
Такая тенденция, по словам Куюна, связана с тем, что высокие цены на горючее вынуждают потребителей искать более дешевые предложения, на что соответствующим образом реагирует рынок.
"Проблема еще и в том, что чем выше налоги, тем больше желающих их не платить, и мы уже видим признаки этих процессов", - сказал эксперт.
Так, по его словам, при текущей оптовой цене бензина А-95 в 48 гривен/литр некоторые сети продают его по 49-50 гривен/литр, что, по сути, ниже себестоимости: "Соответственно, они имеют возможность демпинговать, а рынок вынужден на это реагировать".
Отложенное подорожание
Но что будет с ценами дальше?
Эксперт "Нафторынка" Александр Сиренко считает, что значительного роста может и не быть, если период высоких котировок на нефть окажется непродолжительным, так как последнее подорожание нефти, по большому счету, обусловлено заявлениями Саудовской Аравии и России о намерении сократить нефтедобычу.
"Но, если нефть зафиксируется на высоком уровне, мы не сможем удержать текущие цены, и по бензину придется прибавлять 1-2 гривны, а может и больше. И мы увидим 55 гривен среднюю цену по Украине до конца месяца", - сказал он в разговоре с изданием.
По словам Сергея Куюна, сейчас, по прошествии почти 2,5 месяца со дня введения, налоги на горючее уже "сидят" в текущих ценах.
"А то, что еще не отыграло, - это последнее повышение цен на нефть. Рост оптовых цен был при котировке 85 долларов за баррель, и если мы говорим о 90 долларах, то это довольно существенно, - рассуждает эксперт. - Поэтому (рост розничных цен – "Апостроф") на несколько гривен на бензин – это, по сути, уже факт, и это наступит, я думаю, очень скоро. По дизелю также есть потенциал для повышения. Пока нет прогноза, что цена дойдет до 60 гривен, но 57-58 гривен на бензин и 55-56 гривен на дизель с большой долей вероятности может быть во второй декаде сентября".
Что касается более отдаленной перспективы, например, до конца текущего года, то не исключено более значительное подорожание автомобильного топлива.
"Я не готов говорить о том, когда рынок выйдет на уровень 60 гривен за литр. Это возможно в том случае, если котировки достигнут достаточно сомнительного, на мой взгляд, уровня в 100 долларов за баррель, и в случае, если гривна сильно подешевеет по отношению к евро, - сказал в комментарии "Апострофу" руководитель специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. - Но эти два условия достаточно гипотетичны. При сохранении ситуации с поставками, которые есть сейчас, у меня нет очень негативных прогнозов, и каких-либо опасений по поводу недостатка нефтепродуктов или быстрого роста цен – например, 5% в течение десяти дней".
С другой стороны, если нефтяные котировки останутся стабильными или, тем более, снизятся, других факторов для роста стоимости бензина и дизеля на сегодня нет.
Автогаз в общем тренде
Отдельно стоит сказать несколько слов об автомобильном газе. Стоимость этого вида топлива на некоторых заправках подскочила сразу на 1-1,5 грн за л.
"Сжиженный газ является сезонным товаром, его потребление ближе к зиме будет сокращаться, а цена будет определяться соотношением двух факторов – сокращением потребления внутри Украины и увеличением его потребления как котельного топлива в Турции и Восточной Европе – что быстрее будет происходить", - говорит Геннадий Рябцев.
В целом, по его словам, общая тенденция с автомобильным газом будет повторять тенденцию на рынке бензина.
Как отметил Александр Сиренко, цена сжиженного газа играет в унисон с нефтяной котировкой, но на этом рынке складывается своя экономика.
"По прогнозам здесь все просто – каждую неделю добавляется 50 копеек уже в течение месяца. Поэтому дешевого газа – 20 гривен за литр, как мы заправлялись летом, пока не будет", - сказал эксперт.
По его словам, недавно на АЗС группы "Приват" цена газа возросла до 26 гривен/литр, что существенно выше средней по стране.
"У них в Украине больше, чем у всех модулей для реализации сжиженного газа. Из 1000 заправок треть продают газ – это очень высокий показатель, то есть они влияют на среднюю цену. "Приват" показал, сколько будет стоить газ в конце сентября, то есть мы движемся к 26 гривнам", - резюмировал Сиренко.
Читайте также: Медленно, но верно: почему растут цены на бензин и дизель