Правительство начало честно говорить об уменьшении количества украинцев. Еще не признали реальную цифру оставшихся в Украине сейчас (боюсь, что это не 40 и даже не 30 млн). Но ясно описали вызовы и причины в утвержденной на этой неделе стратегии демографического развития.
Однако проблема не имеет решения без открытия границ и вовлечения в Украину после войны людей из других стран. Мы не хотим и не готовы говорить о привлечении людей, не этнических украинцев. Мы говорим об увеличении рождаемости, возвращении украинцев мигрантов, повышении уровня жизни, образовании и рынке труда. Мы говорим о ветеранах и будущих технологиях.
Но можем ли мы существовать в будущем как европейская страна, если мы не будем привлекательны для других культур, для других национальностей, для людей, которые не являются этническими украинцами.
Нам нужно сделать этот выбор сегодня. С каких стран мы готовы принимать мигрантов. Что мы можем им дать после войны, чтобы они сюда приехали? Мы будем открыты для них? Им будет здесь комфортно?
Есть альтернативная модель – это усиливать украинскую идентичность и фокусироваться на возвращении украинских и только украинских мигрантов. Это хорошая модель. И было бы хорошо, если бы она сработала. Но я убежден, что эту модель невозможно обосновать экономически. После войны нам нужна сильная экономика для того, чтобы предотвратить новую войну и чтобы мы могли нормально жить, чтобы была поддержка ветеранам, чтобы можно было платить пенсии, чтобы было достаточно денег на армию и развитие. Чтобы мы были сильными и независимыми.
Такая цель требует миллионов, если не десятка миллионов высококвалифицированных людей. Со всего мира. Потому что знание и технология – это в головах. Занимает очень много времени переместить технологию в голову человека (научить ее), и гораздо легче двигать людей между странами, чем технологии между головами людей. Но готовы ли мы даже думать так? Как мы привлечем высококвалифицированных и талантливых людей по всему миру. От США в Китай. От Южной Африки в Казахстан. Или мы отстранены от них, потому что они другие? Мы должны сделать выбор и стать открытым обществом, приятнее и интереснее других, чтобы к нам приехали эти люди. И это действительно легко сделать.
Источник: ФБ-страница Тимофея Милованова