Начиная с 27 января, российский "Газпромбанк" прекратит расчеты в долларах из-за отказа американских контрагентов обслуживать его корреспондентские счета. В банке утверждают, что на его работу это никак не повлияет, и ни о каких санкциях речь не идет. Однако Запад посылает российскому руководству вполне прозрачный сигнал – давление будет усиливаться. Вопрос лишь в том, когда будет нанесен последний сокрушительный удар.
Читайте также: Начался необратимый процесс: как Россия проиграла "газовую войну" с Европой
"Газпромбанк", единственный на сегодня крупный банк России, продолжающий осуществлять расчеты в иностранной валюте, с 27 января остановит трансграничные переводы в долларах США. Об этом сообщает пресс-служба банка.
Финучреждение объясняет такое изменение в своей деятельности тем, что два американских банка - JPMorgan Chase Bank и Bank of New York Mellon – решили больше не обслуживать его корреспондентские счета.
В "Газпромбанке" заверяют, что прекращение долларовых переводов никак не повлияет в целом на его работу. Также подчеркивается, что остаются доступными переводы в других валютах.
Кроме того, в банке утверждают, что речь не идет о санкциях против него.
Еще не санкции
Напомним, фактически все крупные российские банки, в частности, "Сбербанк" и ВТБ, отключены от международной системы платежей SWIFT. И в этой ситуации "Газпромбанк", по сути, стал в России единственным каналом для проведения международных платежей.
Можно сказать, что "Газпромбанк" во многом даже заменил Центробанк РФ, зарубежные активы которого заморожены вследствие введения против него западных санкций. И именно через "Газпромбанк" осуществляются сейчас расчеты за российские товары – газ, нефть и другое сырье.
При этом "Газпромбанк" задействован в финансировании войны РФ против Украины, в связи с чем наша страна неоднократно призывала союзников ввести санкции против него, включая отключение от SWIFT.
Однако можно ли говорить о том, что Запад, наконец-то, прислушался к нашим призывам и ввел против "Газпромбанка" санкции?
Пока, видимо, о полноценном санкционном режиме речь не идет. Но давление на все еще неподсанкционное финучреждение нарастает.
"Банку нужно будет искать в РФ партнера по расчетам, у которого еще не закрыты корсчета в американских банках, - сказал в комментарии "Апострофу" экономист, бывший член совета Национального банка Украины (НБУ) Виталий Шапран. - А, значит, расчеты для него станут дороже и хлопотнее".
При этом, добавим от себя, таких банков в России практически не осталось, а среди системообразующих их нет вовсе.
Но для "Газпромбанка" пока что сохраняется возможность вести расчеты в иностранной валюте, помимо американских долларов, - например, в евро.
"Получается, что банк все еще не в списке самых жестких санкций и он, кроме того, пытается найти для себя юридические лазейки для продолжения работы", - рассказал изданию аналитик компании "Центр биржевых технологий" (ЦБТ) Максим Орыщак.
В ожидании полномасштабного удара
Но иллюзий россиянам питать не стоит.
"Я думаю, что президенту РФ подали ясный сигнал, что западные партнеры не будут играть по его правилам даже в мелочах", - говорит Виталий Шапран.
Таким образом, санкционная политика в отношении РФ будет и дальше усиливаться.
По словам Шапрана, было бы целесообразно свести все расчеты Запада со страной-агрессором к одному-двум российским банкам со 100%-м иностранным капиталом: "И ограничить их функционал, например, возвратом долгов и импортом продовольствия, - санкционная политика именно в этом направлении и идет".
А там, глядишь, недалеко и до полной изоляции российской банковской системы.
Максим Орыщак считает, что рано или поздно все российские банки будут отключены от SWIFT, и произойдет это тогда, когда у Запада, прежде всего у Европы, не останется интереса к сотрудничеству с Россией.
"По сути, должны закончить действие все долгосрочные контракты, которые были заключены до войны, и вот тогда российская экономика получит полномасштабный удар, который Запад начал наносить санкционным давлением еще с конфликта 2014-2015 годов, - объясняет эксперт. - Все санкции против России - это не сиюминутная выгода, а долгосрочный план разрыва всех политических, экономических и деловых отношений, которые были раньше. Всем дают время перестроиться к жизни в новых реалиях - без этой страны как рынка сбыта и экспортера полезных ископаемых".