Проект государственного бюджета на 2021 внесен на рассмотрение Верховной Рады. Ключевые цифры бюджета в эфире Апостроф Live проанализировал исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба ОЛЕГ ПЕНДЗИН.
- Каковы ваши впечатления от проекта государственного бюджета на 2021 год?
- Сейчас представлены контрольные цифры бюджета. Например, по прожиточному минимуму, который немножко больше 2000 гривен. Что это за цифра? Правительство давным-давно обещал поднять этот прожиточный минимум до фактического.
Хочу напомнить, что фактический прожиточный минимум, рассчитанный по реальной цене тех потребительских корзин, которые входят в прожиточный минимум, сегодня составляет более 5000 гривен. То есть в реальной действительности то, что сегодня стоит в бюджете, никоим образом прожиточным минимумом называться не может. Это, наверное, какая-то базовая цифра, с которой рассчитывают социальные платежи. Это первое, что на сегодняшний момент очень бросается в глаза.
Второе. Да, в действительности предусмотрено практически 41 млрд гривен на увеличение минимальной заработной платы до 6000-6500 тысяч гривен. Но я хочу напомнить, что при этом мы с вами имеем на следующий год дефицит государственного бюджета в размере 270 млрд гривен.
Во-первых, хотелось бы верить, что эта цифра согласовывалась с нашими кредиторами - наверное, так и есть. Потому что если в этом году мы имели в бюджете 65 млрд гривен коронавирусного фонда, то в бюджете на 2021 - всего 19 млрд. Имеем значительное уменьшение расходов на борьбу с COVID-19 при том, что только два с половиной миллиарда пойдут на вакцинацию. Это очень мало. Есть надежда на то, что вакцина будет, и я надеюсь, что государство найдет средства для того, чтобы помочь людям сделать эту вакцинацию бесплатно.
- А как насчет социальных расходов?
- Пока нет четкого выделения, сколько средств уйдет на различные социальные расходы. В презентации бюджета было написано, что 103 млрд гривен - это субсидии, социальная помощь. Хотелось бы четко понять, сколько государство планирует на субсидии отдать денег и почему это столь важно.
Хочу напомнить, что с этого года у нас нет специальных обязательств по цене на газ. То есть снято так называемое возложение специальных обязанностей, и у нас цена на газ для населения будет аналогичной цене на газ для промышленности, то есть будет устанавливаться по импортному паритету. Если цена на газ сегодня маленькая, то я напомню вам 2018 год. Зима 2018-19 года была не такая теплая, как в прошлом году, когда цена на газ для промышленности была 12,5 тысяч гривен за тысячу кубометров.
- Насколько могут измениться макроэкономические показатели бюджета при втором чтении? Насколько изменится наш бюджет?
- Макроэкономические показатели вряд ли будут меняться. А вот расходные статьи обязательно изменятся. Прежде всего они изменятся в части субвенции регионам, потому что второе чтение будет как раз перед местными выборами. Будет мощное давление от народных депутатов на Министерство финансов, на правительство по поводу увеличения расходов на регионы. Таким образом они хотят сделать более вероятной победу провластных кандидатов.
Мы уже с вами увидели определенный элемент давления на министра финансов и министра экономики. Потому как заявления провластных депутатов по поводу возможности отставки экономического блока правительства в период бюджетного процесса являются самоубийством. Ведь напомнить им, что они очень могут легко потерять свои должности - это способ заставить из быть более снисходительными по требованиям депутатов на втором чтении. Я это иначе воспринимать не могу.